Презентация Роль игровых моментов на современных уроках русского языка и литературы.


Роль и место игровых моментов на уроках русского языка и литературы Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУСОШ №3 г. Нарьян-МарБусел Юлия Николаевна В настоящее время в связи с переходом на  ФГОС второго поколения  особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам.  Проводятся различные конкурсы, олимпиады, чемпионаты. Это говорит о том, что принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений,  результативностью и соответствиям социальным нормам.Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть  применяемой педагогической технологии.Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках русского языка.Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский 1.1 Общие положения понятия игрыИгра – основной вид деятельности не только ребенка, но и взрослого. Это одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность на первый взгляд, бесполезная и вместе с тем необходимая.Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил.Джон Дьюи (американский философ и педагог) определяет это понятие «как способность к пониманию и действию, поддерживающих адекватную связь с миром». Иначе говоря, это способность к деятельности.Использование игровых методовкак средство стимулирования познавательной активности      В школе особое место занимают такие  формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого  ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность  школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.     Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей  деятельности через преобразующую  к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность  оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.     Исходя  из этого, можно сказать, что технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результатыОсновы технологии игровых форм обучения Игровые технологии используются для решения следующих задач:- активизация познавательного интереса;- развитие коммуникабельности;- создание условий для творческого самовыражения;- развитие памяти, внимания, мышления, воображения;- конструктивное общение в составе социальной группы;- создание позитивного психологического климата в коллективе. Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.1 группа – предметные игры1 группа – творческие, сюжетно – ролевые игры3 группа – дидактические игры4 группа – интеллектуальные игры (игры – тренинги, игры – упражнения)Классификация игр На уроках русского языка, как правило, применяются дидактические игры. Особенности их использования состоят в том, что игру вводят в определенную часть урока в соответствии с его задачами. В учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом. Фонетические игрыЛексико – фразеологические игрыИгры по морфемике и словообразованиюПунктуационные игрыСинтаксические игрыКлассификация дидактических игр «Фонетика» Разгадай ребус ''' '''' +мы ает +ми Использование игры на уроках русского языкаФонетика повелевает буквамиОтвет ФонетикаИгра «собери букет»1-й вариантСобери в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки.2-й вариант:Собери в букет цветы, в названии которых есть хотя бы один мягкий звукЦикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш. Астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик. Игра «Кто больше» Задание по рядам 1 ряд – луна 2 ряд – дорога Образовать от данных слов (корней) как можно больше однокоренных слов; Указать рядом способ их образования; Правописание образованных слов"Морфемика и словообразование" Морфемика и словообразование"Играем – повторяем (можно использовать в начале урока)Используя буквы, из которых состоит некое слово, необходимо составить новые слова (имена существительные в И.п.)Можно усложнить задание. Например, слова должны состоять только из слова и окончания.. и т.д.Так, из слова первоклассник получаем следующие слова: Лингвистическая задача Вспомнить и написать как можно больше слов, в которыха – две приставкиб – два корняв – два суффикса                        Игра «Следствие ведут знатоки» Школьникам предлагается угадать, о какой профессии идет речь и доказать справедливость своей точки зрения. 1.Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов – это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры. 2.Лешему он (Римский – Корсаков) придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы. 3. - Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич. - Что с ним? - Инфильтрат в левом легком под ключицей. - А сколько граммов стрептомицина вы уже вкололи этому юноше? - Пятьдесят два, Роман Борисович. - Назначьте его на консультацию к Зацепиной.Лексика и фразеология Игра «Эрудит» Угадай   слово   по   толкованию   его лексического значения. 1) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания. (Термос.) 2) Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость. (Старт.) 3) Городская наземная электрическая железная дорога. (Трамвай.) 4) Красная строка, отступ в начале строки. (Абзац.) 5) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг.) 6) Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, Родине. (Патриот.) 7) Дословная выдержка из какого-либо текста. (Цитата.) Игра в мячВо время работы над такими темами, как «Спряжение глаголов», «Склонение существительных», «Разряды прилагательных, местоимений», использую на уроке мяч. Бросаю кому-то из класса мяч и называю глагол, ученик ловит мяч и называет спряжение или вид этого глагола.Такая игра активизирует весь класс, пробуждает интерес, заставляет работать даже тех, кто привык отсиживаться за чужими спинами. «Минутка для шутки»Развивает умения опознавать омонимы, синонимы, антонимы.Задание: в пословицах-перевертышах замените каждое слово антонимом, и вы узнаете русскую пословицу.1. Украденной кобыле глядят в затылок (Дареному коню в зубы не смотрят) Игра блиц-опрос «За себя не отвечаю»Название игры содержит основное условие, которое нужно соблюдать: на вопрос, заданный тебе, должен отвечать сосед по парте, и наоборот.Не рекомендуется ставить оценку, так как назначение игры- активизация внимания, мобилизация учащихся на изучение нового. Итак, из сказанного о роли игры на уроках русского языка можно сделать следующие выводы:1) игра — один из приемов обучения русскому языку, помогающий создать на уроке речевую ситуацию; следовательно, игра — средство активизации деятельности учащихся на уроке;2) правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;4) игра — один из приемов преодоления пассивности учеников;5) игра воспитывает у школьников дисциплинированность, организованность, ответственность и коллективизм.Выводы Игровые формы на уроке литературыВикторинаКонкурсПутешествиеЭкскурсияРолевая играИгра в словаКонцертЛитературная гостинаяБал, салон, ассамблея… Викторина по сказкеХанса Кристиана Андерсена "Снежная королева"

12457128161461391510113"Снежная королева" Ханс Кристиан Андерсен Вопрос № 1Какие цветы росли в деревянных ящичках у родителей Кая и Герды?Ответ 1.Розы Сказочныйкалейдоскоп
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation

Узнали сказку?




Путешествие в загадочную странуфольклор
ppt_xppt_y Загадка краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки
Сочинить загадку и нарисовать отгадкуа) Белый, а не… Тает, а не… .Б) …, а не будильник …, а не радио.
Заочные экскурсии

«Друзья мои, прекрасен наш союз!Он, как душа, неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз…»



Лицеисты на прогулке Художник А. Иткин Пушкин в садах лицея Петербургский период1817 – 1820 г.г.Будь молод в юности своей… А. С. Пушкин Болдино31 августа – 5 декабря 1830 года Теория литературыЛингвистический эксперимент Где … шепотМоих лесов?Потоков ропот,Цветы лугов?Деревья …;Ковер зимыПокрыл холмы,Луга и долы… Задание: вставить эпитеты Где сладкий шепотМоих лесов?Потоков ропот,Цветы лугов?Деревья голы;Ковер зимыПокрыл холмы,Луга и долы…
Кроссворды. Очень интересны для учащихся кроссворды, в особенности те, которые составлены ими. Здесь творчество неиссякаемо. Такие игры представляют собой своеобразную подготовку к текстовой форме проверки знаний учащихся, позволяют выяснить, насколько ученик овладел новыми знаниями и может их применить. А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».1234567891011121314151617 По горизонтали: 1. «В молчанье, рукой опершись о…, с коня он слезает угрюмый». 3. «Вы, отроки - …, возьмите коня». 5. «Завидует…столь дивной судьбе». 8. «Вот едет могучий Олег со…». 9. «Скажите, где… мой ретивый?». 10. «То смирный стоит под стрелами врагов, то мчится по бранному…». 11. «Твой конь не боится опасных…». 15. «На…, уже недалёкой, не ты под секирой ковыль обагришь». 16. «Их сёла и нивы за буйный … обрек он мечам и пожарам». 17. «С ним Игорь и старые …». По вертикали: 1. «И скоро ль, на радость … - врагов, могильной засыплюсь землёю?». 2. «И к мудрому старцу подъехал …». 3. «Князь тихо на череп коня наступил и молвил: «Спи, … одинокий!». 4. «Князь … и Ольга на холме сидят». 6. «И ветер над ними волнует …». 7. «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным…». 10. «Покорный … старик одному». 12. «Их моют … , засыпает их пыль». 13. «И видит – на холме, у … Днепра, лежат благородные кости». 14. «И кудри их белы, как утренний …». Ответы на кроссворд. По горизонтали: 1. Седло. 3. Други. 5. Недруг. 8. Двор. 9. Конь. 10. Поле. 11. Труд. 15. Тризна. 16. Набег. 17. Гости. По вертикали: 1. Сосед. 2. Олег. 3. Друг. 4. Игорь. 6. Ковыль. 7. Хозары. 10. Перун. 12. Дожди. 13. Брег. 14. Снег. Викторины. В играх познавательных, где на первый план выступает наличие знаний, всё обстоит иначе. Игра должна соответствовать знаниям, которыми располагают учащиеся, и в этом случае надо определить, кому следует адресовать ту или иную игру. Очень часто на уроке можно найти время для небольшой викторины по произведениям, изучаемым в школе. Это могут быть также уроки-викторины, уроки-интеллектуальные бои. Ролевые игры. Использования данной группы игр на уроке усиливает эмоциональное восприятие материала. Возможность говорить от имени персонажа, роль которого играет ученик, позволяет освободиться от страха показаться смешным, от стеснительности, тревоги. Итак, сюжетно-ролевая игра – это эффективный приём работы, вызывающий интерес у учащихся, активизирующий их деятельность, дающий им возможность проявить свои творческие способности. Игры.Одна группа загадывает фамилию писателя, другая определяет его по вопросам:Жив? – Нет.Жил в прошло веке? – Да, нет.Писал стихи? – Да, нет.Писал рассказы, повести? – Да, нет.Жил В России, Америке?.За неверную отгадку засчитывается одно штрафное очко. За три штрафных очка игрок выбывает.2. Идёт диалог между загадывающим и отгадывающим учениками:Здравствуй!Здравствуй, а ты кто?Я поэт!Читается четверостишие…Какие ещё стихотворения у тебя есть?Снова читает фрагмент из стихотворения, поэмы…Отгадавший награждается, неотгадавший выбывает из игры. Начинается другой диалог. Отрицательные стороны игры.Игра отвлекает от учебного материала.Трудно поддерживать дисциплину на уроке.Игра – это потеря времени на уроке, т. к. на объяснение правил игры и заданий уходит много времени.Трудно оценить работу каждого ученика на уроке при игровом способе обучения.Нарушение детьми правил.Возникновение конфликтных ситуаций.Часть детей вообще не хотят играть, считая, что это не учёба, а развлечение, а часть включаются в игру слишком поздно. Положительные стороны игры.Игра – это средство познания ребёнком действительности.В играх учащиеся учатся анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности, умение действовать в коллективе.Повышается активность детей.В игре закрепляются и применяются в нестандартной обстановке знания, полученные на уроках.Игра носит обучающий характер. Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. Санкт-Петербург: издательский дом «Литература», 2005 год. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин И.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Просвещение, Москва , 1988г.Дубова Т.А. Дидактическая игра «Иду в гости» на уроках русского языка Журнал. № 11 2001г. Капустина Н.Г. Познавательный интерес младших школьников. Журнал «Начальная школа полюс до и после» № 2, 2005 год. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие «Академия развития», Ярославль, 1997г. Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников. Журнал, № 11, 2004 год. Козятинская С.Е. Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка. Журнал. № 1, 2011г.Список литературы