Роль игровых моментов на современных уроках русского языка и литературы.


Роль игровых моментов на современных уроках русского языка и литературы.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский
 В настоящее время в связи с переходом на  ФГОС второго поколения  особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам.  Проводятся различные конкурсы, олимпиады, чемпионаты.
Это говорит о том, что принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений,  результативностью и соответствиям социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть  применяемой педагогической технологии.
Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках русского языка.
Общие положения понятия игры.
Игра – основной вид деятельности не только ребенка, но и взрослого. Это одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность на первый взгляд, бесполезная и вместе с тем необходимая.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил.
Джон Дьюи определяет это понятие «как способность к пониманию и действию, поддерживающих адекватную связь с миром». Иначе говоря, это способность к деятельности.
1.2 Основы технологии игровых форм обучения      В школе особое место занимают такие  формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого  ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность  школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.     
Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей  деятельности через преобразующую  к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность  оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.    
 Исходя  из этого, можно сказать, что технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
Игровые технологии используются  для решения следующих задач:
- активизация познавательного интереса
- развитие коммуникабельности;
- создание условий для творческого самовыражения;
- развитие памяти, внимания, мышления, воображения;
- конструктивное общение в составе социальной группы;
- создание позитивного психологического климата в коллективе.
Классификация игр
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
1 группа – предметные игры
группа – творческие, сюжетно – ролевые игры
группа – дидактические игры
группа – интеллектуальные игры (игры – тренинги, игры – упражнения)
На уроках русского языка, как правило, применяются дидактические игры. Особенности их использования состоят в том, что игру вводят в определенную часть урока в соответствии с его задачами. В учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом.
Классификация дидактических игр
Фонетические игры.
Лексико – фразеологические игры
Игры по морфемике и словообразованию
Пунктуационные игры
Синтаксические игры.
Использование игры на уроках русского языка
«Фонетика»
Игра «собери букет»
1-й вариант
Собери в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки.
2-й вариант:
Собери в букет цветы, в названии которых есть хотя бы один мягкий звук
Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш. Астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик.
Морфемика и словообразование
Игра «Кто больше»
Задание по рядам
1 ряд – луна 2 ряд – дорога.
Образовать от данных слов (корней) как можно больше однокоренных слов.
Указать рядом способ их образования.
Правописание образованных слов.
Играем – повторяем (можно использовать в начале урока)
Используя буквы, из которых состоит некое слово, необходимо составить новые слова (имена существительные в И.п.) Можно усложнить задание. Например, слова должны состоять только из слова и окончания.. и т.д.
Так, из слова первоклассник получаем следующие слова:
Лингвистическая задача
Вспомнить и написать как можно больше слов, в которых
а – две приставки
б – два корня
в – два суффикса                       
Лексика и фразеология
Игра «Следствие ведут знатоки»
Школьникам предлагается угадать, о какой профессии идет речь и доказать справедливость своей точки зрения.
1.Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов – это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.
2.Лешему он (Римский – Корсаков) придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.
3.- Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич.
- Что с ним?
- Инфильтрат в левом легком под ключицей.
- А сколько граммов стрептомицина вы уже вкололи этому юноше?
- Пятьдесят два, Роман Борисович.
- Назначьте его на консультацию к Зацепиной.
Игра «Эрудит»
Угадай   слово   по   толкованию   его лексического значения.
1) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания. (Термос.)
2) Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость. (Старт.)
3) Городская наземная электрическая железная дорога. (Трамвай.)
4) Красная строка, отступ в начале строки. (Абзац.)
5) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг.)
6) Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, Родине. (Патриот.)
7) Дословная выдержка из какого-либо текста. (Цитата.)
Игра в мяч
Во время работы над такими темами, как «Спряжение глаголов», «Склонение существительных», «Разряды прилагательных, местоимений», использую на уроке мяч. Бросаю кому-то из класса мяч и называю глагол, ученик ловит мяч и называет спряжение или вид этого глагола.
Такая игра активизирует весь класс, пробуждает интерес, заставляет работать даже тех, кто привык отсиживаться за чужими спинами.
Игра блиц-опрос «За себя не отвечаю»
Название игры содержит основное условие, которое нужно соблюдать: на вопрос, заданный тебе, должен отвечать сосед по парте, и наоборот.
Не рекомендуется ставить оценку, так как назначение игры- активизация внимания, мобилизация учащихся на изучение нового.
Выводы
Итак, из сказанного о роли игры на уроках русского языка можно сделать следующие выводы:
1) игра — один из приемов обучения русскому языку, помогающий создать на уроке речевую ситуацию; следовательно, игра — средство активизации деятельности учащихся на уроке;
2) правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
4) игра — один из приемов преодоления пассивности учеников;
5) игра воспитывает у школьников дисциплинированность, организованность, ответственность и коллективизм
Список литературы
Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. Санкт-Петербург: издательский дом «Литература», 2005 год.
Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин И.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Просвещение, Москва , 1988г.
Дубова Т.А. Дидактическая игра «Иду в гости» на уроках русского языка Журнал. № 11 2001г.
Капустина Н.Г. Познавательный интерес младших школьников. Журнал «Начальная школа полюс до и после» № 2, 2005 год.
Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие «Академия развития», Ярославль, 1997г.
Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников. Журнал, № 11, 2004 год.
Козятинская С.Е. Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка. Журнал. № 1, 2011г.