Презентация на тему Методические рекомендации по созданию Протфолио ученика


Филиал МКОУ «Шалинская средняя общеобразовательная школа № 45» - «Илимская основная общеобразовательная школа»ТЕМА: «Методические рекомендации по созданию «Портфолио ученика» Составитель: Сарафанова Н.В. учитель нач. классов I квалификационная категория п. Илим 2013 г. ТЕХНОЛОГИЯ «Портфолио» Одной из составляющих итоговой оценки является накопительная оценка. Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. ЦЕЛЬ РАБОТЫ:1. Оказать методическую помощь учителям начальных классов в создании «Портфолио ученика»2. Распространить свой опыт работы по отслеживанию личных достижений учащихся.ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:1. Методические рекомендации помогут в создании «Портфолио ученика»2. Система отслеживания личных результатов обучающихся станет хорошим помощником для начинающих педагогов.  ТЕХНОЛОГИЯ «Портфолио»Особая ценность портфолио состоит в том, что при определенных условиях его использование позволяет получать интегральную оценку, характеризующую суммарный (комплексный) результат, который можно связать с достижением того или иного уровня компетенции, по крайней мере – в решении учебных и учебно-практических, воспитательных задач. Иными словами, портфолио позволяет увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, зафиксировать и оценить способность практически применять приобретенные знания и умения. ТЕХНОЛОГИЯ «Портфолио»Первым из важнейших условий является необходимость включения в состав портфолио материалов, дающих представление о степени достижения образовательным учреждением, педагогами, обучающимися следующих основных результатов начального образования: - формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; - воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; - индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции. ТЕХНОЛОГИЯ «Портфолио»Создание ситуации успеха для каждого ученика:повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный"); формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.    ПРЕИМУЩЕСТВА ПОРТФОЛИОВ отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения. Позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализаразнообразных продуктов учебно-познавательнойдеятельности. Поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка учащихся, а также самоанализ исамоконтроль учащегося. Портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении. Портфолио – форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной. К работе с портфолио привлекаются родители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, психолог. Курирует работу классный руководитель.   ТЕХНОЛОГИЯ «Портфолио» ТЕХНОЛОГИЯ «Портфолио»Памятка для педагогов по ведению портфолио1. Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио (особенно в 1 классе).2. Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).3.Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.4. Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!!5. Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).6. Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфолио.7.Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.8.Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.9. В конце учебного года можно провести презентацию и определить победителя в номинациях «Самый оригинальный портфолио», «За самое лучшее оформление работ», «За многогранность и талант», «За трудолюбие».  ТЕХНОЛОГИЯ «Портфолио» Для чего ученику портфолио? Для отслеживания и оценивания динамики индивидуального развития и личностного роста; Поддержка его образовательной и творческой активности и самостоятельности педагогами. ТЕХНОЛОГИЯ «Портфолио» Основной смысл портфеля достижений – «показать все, на что ты способен».Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету «Портфолио» - это коллекция работ и индивидуальных результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Методические задачи:«Портфолио» позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разных видах деятельности: учебнойТехнология «Портфолио»Образовательные: Представить отчет по процессу образованияРазвивающие:Обеспечить отслеживание индивидуального развития ученикаВоспитательные:Формировать навык саморазвития и самовоспитаниятворческой социальной Мой мирЗдесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов: ТЕХНОЛОГИЯ «Портфолио» - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает."Мое имя" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье."Моя семья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях."Мои друзья" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок - о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях."Мои увлечения" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". "Мои любимые школьные предметы" Дневник моего ростаПортфель индивидуальных образовательных достижений ученика. Представлен в виде диагностических карт по предметам, которые составлены в соответствии с программными требованиями на конец учебного года, сертификаты о прохождении тестирования, результаты олимпиад, конкурсов и т. д.Портфолио этого типа дает представление об учебных результатах и индивидуальном развитии ученика в течении всего учебного процесса МатематикаРусскийЛитературное чтениеОкружающий мирОлимпиады, конкурсы ТЕХНОЛОГИЯ «Портфолио»  Сделать выводы о качестве преподавания, обученности и о характере пробелов в знаниях учащихся.Анализ диагностических карт позволяет  Видеть общую динамику развития образовательного процесса  Определить зону ближайшего развития для каждого ученика  Оказывать педагогическую помощь конкретным детям  Формировать банк разноуровневых заданий по стержневым темам программы  Разрабатывать варианты дифференцированного и индивидуального контроля Папка моих достиженийЭта папка представляет собой собрание различных творческих работ ученика. В папке могут быть представлены работы по развитию речи, сообщения по естествознанию, истории и литературе, стихи, поделки, картины, музыкальные сочинения, компьютерные программы. ТЕХНОЛОГИЯ «Портфолио» Мои достижения «Портфолио» отзывов— включает в себя самооценку и рефлексию школьника на собственную деятельность, грамоты, дипломы, отзывы на творческие работы, исследовательские и другие проекты.Отзывы представлены В этой папке ученик дает анализ своей деятельности и ее результатов. Эта форма Портфолио данного вида включает механизмы самооценки ученика.ТЕХНОЛОГИЯ «Портфолио» ТЕХНОЛОГИЯ «Портфолио» творческий и учебный процесс каждого ученика должен фиксироваться в индивидуальной папке – портфолиорезультаты оценки портфолио ученика не должны сравниваться с результатами его сверстников, важна положительная динамика развития каждого ребёнка относительно самого себясоставление портфолио не должно превращаться в гонку за дипломами, важен творческий и интеллектуальный рост ученикаматериалы портфолио должны своевременно использоваться в периодическом контроле роста в учебной и творческой деятельности школьникаУсловия ТЕХНОЛОГИЯ «Портфолио» гуманное отношение к детям – отсутствие прямого принуждения, любой ученик в любое время может отказаться от оформления портфолиооптимистичность – недопустимость потери веры ребёнка в себя, в свои силыподдержка высокой мотивации учащихся – важен приоритет положительного стимулированияактивность – вовлечение детей в различные виды индивидуальной и коллективной деятельностиоказание помощи учащимся со стороны учителя и родителей в оформлении папки портфолиоПринципы ТЕХНОЛОГИЯ «Портфолио» Этот метод использован для формирования у учащихся установки на умения творческой деятельности; развития мотивации дальнейшего творческого роста, увлечённости формированием портфолио.МетодыРассказ, беседа, демонстрация Этот метод использован для обучения детей составлению портфолио, оказания им помощи на начальном этапе.КонтрольЭтот метод использован для прослеживания динамики личностного развития учащихся, получения информации об эффективности педагогических воздействий.Анализ, сравнение и оценка Этот метод использован для формирования у детей самоконтроля и самооценки, осмысления своих достижений, личного отношения к полученным результатам и осознания своих возможностей.Стимулирования и мотивации Этапы работыЗадача – совместными усилиями разобраться в собранном материале, как-то его классифицировать, систематизировать и назвать.1 классНачальный этап Основная задача в первый школьный год – приучить школьников собирать свои работы в отдельном месте.Апрель-май Выяснить, на какие группы можно разделить все ваши материалы «дневника» и как эти группы назвать.Систематизировать по разным основаниям материалы в каждой из выделенных групп, оформить эти материалы в отдельных файлах.Определить относительно персонального «старта» свои достижения в отдельных учебных дисциплинах и по отдельному учебному предмету.Подготовить персональный материал для выставки-презентации достижений класса за прошедший год.В результате коллективной работы дневник первоклассников приобретает свои разделы, которые со временем могут и меняться.Основная задача первоклассников Что это даёт?ученикуучителю Формировать навык самоконтроля и самооценкиВидеть своё продвижение Наглядно видеть процесс формирования предметного знания у детей, обеспечивать своевременную и целенаправленную коррекцию Сделать отметку содержательной и для ученика и для родителей Сделать оценку работы оптимистичной РазделИндикаторБаллыТитульный лист, раздел «Мой мир», красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, наличие фото- 5 баллов - индикатор полностью соответствует требованиям;- 3 балла - незначительные замечанияРаздел «Моя учеба»правильность заполнения данных, эстетичность, наличие проектов, творческих работ и т.д.- 5 баллов - от 5 и больше работ по каждому предмету;- 3 балла – 3-4 работы по каждому предмету;- 1 балл – менее 3 работ по каждому предметуРаздел «Мое творчество»наличие рисунков, фото объемных поделок, творческих работ- 5 баллов – наличие от 5 и больше работ;- 3 балла – количество работ составляет 3-4;- 1 балл – недостаточная информация о творчестве ученикаРаздел «Мои достижения»Дипломы, почетные грамоты,грамотыблагодарственные письмаГородской: -победитель - 5-призёр - 3- участник - 1Школьный-победитель -3-участник -1выполнил проект, изготовил изделие, принял участие в конкурсах, выставках, концертах, соревнованиях и т.д.:5 баллов – наличие от 5 и больше работ;- 3 балла – количество работ составляет 3-4;- 1 балл – недостаточная информация о творчестве ученикаКритерии оценки «Портфолио». ТЕХНОЛОГИЯ «Портфолио» Памятка для ученика по ведению портфолио1. Начни свою работу с портфолио с рассказа о себе, своей семье, своих увлечениях.2. Составление портфолио – это не гонка за всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия, хотя высокий результат, конечно, радует.3. Заполняй страницы портфолио аккуратно, прояви, где надо, фантазию и творческую выдумку, ведь твой портфолио должен отличаться от других.4. Умей замечать свои даже маленькие успехи, радуйся им!5. Обращайся к заполнению портфолио в хорошем настроении!