Статья на тему: Самообразование — путь к успеху в учебе и работе.


Самообразование – путь к успеху в учебе, работе.
Ключевые слова: самообразование, самостоятельная работа, работа с учебником.
Преподавание математических дисциплин для всех специальностей имеет цель: ознакомить студентов с основами математического аппарата, необходимого для решения теоретических и практических задач, привить умения самостоятельно изучать учебную литературу по математике и ее приложениям; развить логическое мышление и повысить общий уровень математической культуры; выработать навыки математического исследования прикладных вопросов и умение перевести прикладной характер задачи на математический язык.
Все это имеет очень важное значение для последующей практической работы специалиста и необходимо также для успешного изучения общетеоретических и специальных дисциплин.
Немаловажным в учебе является самообразование, самостоятельная работа над учебным материалом. Она складывается из чтения, решения задач, выполнения контрольных заданий, следовать рекомендациям и указаниям. Следует помнить, что только при систематической и упорной самостоятельной работе можно достичь успеха.
Одним из важных моментов самостоятельной работы является работа с учебным материалом, работа с учебником. Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу, этапу только после правильного понимания предыдущего, после осмысления определений, свойств, проделывая на бумаге все вычисления (в том числе и те, которые автором пропущены, считая их простыми), воспроизведя чертежи по теме.
Особое внимание следует обратить на определение основных понятий, подробно разобрать примеры, которые поясняют эти определения, уметь приводить аналогичные примеры самостоятельно. Очень важно также уметь оформлять записи прибегая к математическому языку, символам и читать символическую математическую запись для понимания действий, умозаключений.
Необходимо уметь делать предположения, добиваться представления о том, что необходимо выполнить. Полезно составлять схемы, модели объектов.
При изучении материала полезно вести краткий конспект, в который рекомендуется выписывать определения, формулировки, формулы, свойства и. т. д., на полях конспекта следует делать заметки, отмечать вопросы для письменной и устной консультации с преподавателем.
Письменное оформление имеет важное значение. Записи должны быть сделаны аккуратно, разборчиво. Это позволит избежать ошибок из – за небрежности и беспорядочности, приучит к порядку и последовательности в работе, что также немаловажно для специалиста.
Также выводы, ответы, формулы, важные моменты в конспекте лучше выделить, подчеркивая и обведя их, чтобы при прочитывании конспекта они выделялись и запоминались. Многим студентам помогает составление листа, содержащего важнейшие и наиболее часто употребляемые формулы. Такой лист может также служить постоянным справочником для студента, ему не приходится искать необходимые формулы по всему конспекту или учебнику. Это экономит время.
Чтение учебника, литературы должно сопровождаться решением задач. При решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теории. Если есть несколько вариантов решения надо выбрать рациональный способ решения. Полезно проанализировать ход решения, составить план, а затем приступить к вычислениям. Решения задач и примеров следует выполнять подробно и доводиться до окончательного ответа, которое требует условие задачи. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из условия задачи. Решения задач определенного типа следует продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.
После изучения определенной темы, раздела по учебнику и решения достаточного количества соответствующих задач студенту рекомендуется воспроизвести по памяти определения, выводы формул, формулировки, проверяя себя по учебнику или конспекту.
Недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется при изучении дальнейшего материала. В этом случае надо вернуться и повторить недостаточно усвоенный материал.
Важным критерием усвоения теории является умение решать задачи на пройденный материал, но следует помнить, что благополучное решение задачи может быть от механического запоминания алгоритма решения, без понимания существа вопроса. Умение решать задачи является необходимым, но недостаточным условием хорошего знания теории, а значит осмысления поставленной проблемы и поиска решения данной проблемы.
Навыки самостоятельной работы студент приобретает за время учебы в том или ином учебном заведении, но думаю эти навыки необходимы будут и специалисту в профессиональном росте. Это хороший путь к успеху во всем.
Преподаватель математики Ажулаева П.М.