Эссе Я вхожу в мир искусств


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества Арзамасского района
«Я вхожу в мир искусств»
Номинация «Искусство слова»
Проза, сочинение-размышление
«Отчего так в России березы шумят»
Выполнила:
Зимина Татьяна, 18 лет
Руководитель:
Методист по детскому и молод.движениюКирикой Мария Геннадьевна
р.п.Выездное, 2014 год.
2
Одним из самых первых воспоминаний детства для меня была береза, точнее шум листвы и теплый шероховатый ствол самого нежного и поистине русского дерева. Для меня постепенно это стало своеобразной традицией – где бы, в какой стране или городе я ни была искать березки, сравнивать, чем они отличаются от той, «моей» самой первой.
Вообще березы всегда являлись символом России, и мне это приятно – когда символом родной страны является дерево, олицетворяющее чистоту и скромность, хочется с усердием воспитывать в себе подобные качества.
«Девушка в сарафанчике, красавица в сережках, душенька белоствольная…» каких только ласковых прозвищ нет у березки! Но еще богаче ее история. Раньше ее считали возможным обиталищем злых духов и русалок, но постепенно березка приобрела другое значение и имя «берегиня» (созвучно со словом «беречь»), по ассоциации с языческим божеством – Матерью всех живых существ у древних славян.
И всюду разные они, наши березки. В самой средней полосе России деревья раскинулись богатой листвой, крепкой кроной на упругих ветвях украшают часть небосвода, если встать или лечь возле неё. Южные березки несильные, обычно меньше привычных, но уверенно стоят, белея стройными стволами, неизменно выделяясь на фоне других деревьев.
Северные березки низкорослые, с редкой листвой, с чудно изогнутыми стволами, покореженными в борьбе с лютым русским морозом. Но неизменно березка, будто подружка приветливо выглядывает и в зеленой чаще, и среди пушистых сугробов, мне нравится искать ее среди других деревьев в лесу.
3
Удивительна все же по красоте наша страна: бескрайнее полотно лугов, осенью – разноцветных, зимой белых, сверкающих как мириады крохотных алмазов; в лесу как бы не заблудиться среди пушистых ёлочек, величественных дубов, стройных сосен; и почти везде встретишь журчащий ручеек или синеокое озерцо, манящее прохладой летом. И как же забыть о главной «охоте» осени и лета – прогулке по грибы!
Чем я становилась старше, тем больше меня удивляла сила Земли способной дать нам почти все, что нужно для жизни: воду, растения, деревья, грибы, животных. Уйти ранним утром вглубь леса, чтобы совсем не слышно было шума города, туда, где больше тишины и пения птиц, и ничего не будет отвлекать от созерцания удивительной жизни растений, птиц и насекомых.
Наши предки огромное значение придавали тому, что их окружает, особенно это касается деревьев, и даже с приходом христианства многие языческие обряды переплетались или стали продолжением христианских.
К примеру, обряд повсеместного украшения дома ветками березы на христианскую Троицу уходит корнями в глубокую древность и соотносится с традицией «увивания» и украшения березы (это служило своего рода приглашением для душ умерших родственников к дому).
У березы большая «ответственность» коей её наделили древние славяне: быть Мировым деревом , символом женского начала, временным вместилищем для душ умерших, воплощением живой природы, которому поклонялись и просили хорошего урожая:
«Ай, густо-густо на березе листьё,
Ой-ли, ой люли, на березе листье.
Гуще нету того во ржи, пашеницы.
4
Господа бояре, мужики крестьяне!
Не могу стояти, колоса держати,
Буен колос клонит»
Я живу в глубинке - Арзамасский район славен луком и гусями, а также сапожными мастерами. У нас, куда взгляд не кинь всюду березы шумят, порою кажется будто разговор неторопливый ведут с тобой, а перед бурей или грозой предупреждают об опасности, чтобы спрятаться успел. Вообще я считаю, что все деревья – живые, они величественные стражи наших дел и поступков, молчаливые, стройные, и такие беззащитные перед человеком.
Трудно постичь человеческую душу, всегда человек пытался найти ответы в окружающем мире, не зря и неживые предметы душою наделял, каждое деревце и растение именем назвал, да еще за помощью к ним обращался. Никто точно не знает, существует ли на свете магия и чудеса, помогали в действительности нашим предкам эти сложные обряды и ритуалы, но одно известно точно – пренебрегать Природой нельзя, сам же пострадаешь, и древние славяне чтили эту несложную истину.
Я рада, что в моем краю сохранились пережитки старины. Во многих домах украшают березки на Троицу, соблюдают полуночный запрет на поход в баню после полуночи (время банника и прочей нечисти там мыться), верят в домового и проводят свои маленькие, невидимые чужому глазу наговоры на хороший урожай.
Береза - как живой памятник русской культуры, духовности и традиций. Белая кора с черными отметинами – карта истории нашего великого народа с черными подпалинами страшных войн и тяжелых лет раздоров.
5
Отчего так в России березы шумят? Я бы сказала не шумят, а поют. Поют неспешно тихую песню обо всем на свете. В моем краю они сложили песню о серебряной речке Теше, тихом городке Арзамас, о белых облаках плывущих куда-то, о добрых людях и славной истории нашей Родины.
«Без березы не мыслю России, -
так светла по-славянски она,
что, быть может, в столетья иные
от березы – вся Русь рождена.
Под березами пели, женили,
выбирали коней на торгах;
дорогих матерей хоронили
так, чтоб были березы в ногах.
Поэтому, знать, березы весною
человеческой жизнью живут:
то смеются зеленой листвою,
то сережками слезы прольют»
Список используемой литературы:
1. Пропп Владимир Яковлевич, «Русский фольклор», 1995. С. 72
2. Шестинский О.Н. «Без березы не мыслю России», «Советская поэзия», 1977 г.