Турнир Клуб знатоков профессий


Турнир "Клуб знатоков профессий"
ЦЕЛИ:
1. Начать формировать ответственное отношение у учащихся к выбору
профессии через расширение границ самопознания и получение
информации о мире профессий и их особенностей.
2. Активизировать процесс формирования психологической готовности
учащихся к профессиональному самоопределению.
ХОД ЗАНЯТИЯ
 Приветствие.
Здравствуйте, уважаемые участники турнира!
Актуализация цели игры, разделение на команды.
Ребята, представьте, что вы являетесь членами клуба знатоков профессий. У вас
разгорелся спор о том, кто лучше знает мир профессий. Спор разделили вас надве половины – красные и синие (раздаются карточки красного и синего цвета в произвольном порядке). Прошу вас разделиться на две группы по цвету карточек.
Вы обратились к председателю клуба знатоков профессий, то есть ко мне, спросьбой помочь вам разрешить этот спор. Я принимаю решение провести турнир на знание профессий, где каждый из вас сможет доказать, что он является лучшим знатоком.
У каждого из вас есть определенные знания о мире профессий, а также находчивость, оригинальная точка зрения и желание вывести вперед свою
команду. Все это поможет вам выполнить задания нашего турнира, показать себя на должном уровне. Желаю всем удачи!
Заседание “Клуба знатоков профессий” считать открытым!
Знают мамы, знают дети,
Знают взрослый и малыш:
На безногом табурете
Ни за что не усидишь.
Без колес не сдвинешь воза,
Хоть впряги в него коня;
Не спасешься от мороза,
Если в печке нет огня;
От иголки мало толка,
Если без ушка иголка.
Так и руки – без труда
Не годятся никуда.
Такова важная роль труда и профессий в нашем мире.
1 тур. Разминка.
Любой конкурс начинается с разминки, и наш не исключение.
“Самая-самая…”. Сейчас я зачитаю необычные характеристики профессий,
а вы должны по очереди называть те из них, которые, по вашему мнению, в наибольшей степени данной характеристике подходят.
 Самая зеленая.
 Самая сладкая.
 Самая общительная.
 Самая смешная.
 Самая серьезная.
 Самая экстремальная.
 Самая редкая.
“Что ни шаг, то профессия…"
Теперь подвигаемся всей командой!
Выходим и встаем в 2 колонны. По очереди каждый из участников команды
доходит до этой черты и на каждый свой шаг называет какую-либо профессию.
Повторяться нельзя! Итак, пока все участники не преодолеют это расстояние.
Ассоциации (морковь и чебурашка).
Последнее задание разминки. Сейчас на слайде для каждой команды будет продемонстрирован какой-то предмет. Ваша задача написать свои профессиональные ассоциации с этим предметом. То есть, написать как можно больше профессий, которые могут быть связаны с данным предметом любым, самым невероятным образом.
МОРКОВЬ: Агроном, плодоовощевод, кроликовод, семеновод, диетолог, повар, косметолог, окулист, манекенщица, дизайнер по внешнему виду блюд для рекламы, строители Снеговиков, селекционер, генетик, рабочий теплицы. ЧЕБУРАШКА: кукловод, зоотехник, ветеринар, сценарист, мультипликатор, звукооператор, актер, массовик - затейник, изготовитель мягкой игрушки, 2 тур. Задания на эрудицию.
Итак, первый тур – разминка – окончен. Теперь начинаем 2 тур, где вам
понадобится догадливость и сообразительность, и, конечно же, знание
профессий.
“Угадай профессию”.
По предметам, указанным на карточках (приложение 1 по 2 карточки каждой команде) нужно угадать профессию, которая имеет дело с этими предметами.
Чертеж, кульман, конструкция (инженер-конструктор)
Компьютер, программа, текст (программист, оператор ЭВМ)
Животные, шприц, лечебница (ветеринарный врач, ветфельдшер)
Ткань, фурнитура, эскиз (дизайнер-модельер, художник-модельер)
“Профессионально важные качества” (соотнести ПВК с профессией).
Ребята, давайте вспомним, какие качества называются профессионально
важными?
Сейчас вам будут представлены названия нескольких профессий и ПВК. Вам
нужно будет догадаться, в каких профессиях, какие качества необходимы
(раздаются приложения 2 по 1 каждой команде).
Расшифровка: 1-4, 2-1, 3-7, 4-8, 5-2, 6-5, 7-3, 8-6.
Соотнесение профессии со школьными предметами. Молодцы!
Справились. Следующее задание. Теперь вам надо будет отгадать, какиешкольные предметы требуют углубленного изучения для получения
перечисленных профессий. На выданных вами листочках (приложение 3 – по 1каждой команде) проведите стрелки от каждой профессии к тому школьному
предмету, который необходим для ее получения.
Физика – атомщик
Адвокат – риторика
Логика – следователь
Математика – финансовый аналитик
Русский язык – лингвист
Технология – столяр – краснодеревщик
Физкультура – акробат
Психология – специалист по работе с кадрами
ИЗО – модельер
География – штурман
История - археолог
Профессия – специальность – должность. “Четвертый лишний”.
И заключительное задание 2 тура! Все вы наверняка на данном этапе знакомства смиром профессий сможете отличить профессию от специальности и должности.
Давайте вспомним, что же такое профессия? (род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и навыков, служащий источником дохода).
А, что такое “специальность”? (узкая область профессии).
А что такое “должность”? (трудовой пост, разновидность руководящей работы).
Кто-нибудь может привести примеры? Раз вы так хорошо знакомы с этим материалом,
выполнить практическое задание по нему вам не составит труда. Сейчас перед вами карточки где 4 слова на тему “Профессия, специальность, должность”. Вы должны будете найти лишнее слово и объяснить, почему вы его исключили. Команды работают по очереди.
Токарь, электрик, прораб, плотник.
Оториноларинголог, кардиолог, врач, терапевт.
Летчик-полярник, бренд-менеджер, вышивальщица бисером, каскадер-мотогонщик.
Бригадир, дрессировщик, директор цирка, старший ассистент.
(Команды по очереди высказываются)
3 тур. Творческий конкурс.
Молодцы, замечательно справились со всеми заданиями! Видно, что у вас есть
и знания о профессиях, и находчивость. Третий, заключительный тур нашего турнира называется творческим. Он называется так, потому что потребует от вас воображения, умения предвидеть и анализировать.
Анализ 3 стратегий выбора профессионального пути. Сейчас я предложу вам 3 высказывания о том, как надо выбирать профессию .Как же все-таки делается профессиональный выбор?
Для этого может быть три пути.
Первый путь – прислушиваться к собственной интуиции, неосознанномупредчувствию успеха, поддаться спонтанному желанию, идущему откуда-то
изнутри. В общем, без какого-либо логического продумывания найти некоеправильное для тебя решение.
Второй путь – делать строго логический, рациональный выбор. Ведь ты
становишься инвестором – тем, кто вкладывает свои физические и
интеллектуальные силы, неповторимое время своей жизни, а возможно, и
деньги своих родителей в свое образование. Ведь каждый уважающий себя
инвестор, надеясь получить выгоду в будущем (интересную работу, признание,финансовую независимость), сделает тщательные расчеты, взвесив все “за” и
“против”.
Третий путь – это соединение интуитивного и рационального подходов –
проверенный рациональный план “инвестиций” в будущее, к которому у тебя
есть положительное эмоциональное отношение (то есть, тебе нравится этотплан).
Итак, прочитав об этих трех стратегиях выбора профессионального пути, какой
бы вы себе выбрали (высказывания, при необходимости голосование спомощью 3 цветных жетонов).
Анкета.
Заключительный этап творческого тура.
Вы видите перед собой по три цветных жетончика, повторяющих цвета
светофора. При ответах на вопросы анкеты используйте следующие условия
при показе цветных жетонов: зеленый – да, желтый – сомневаетесь, красный –
нет.
1. Выбрали ли вы будущую профессию?
2. Связан ли ваш выбор с семейными традициями?
3. Связан ли ваш выбор с престижем данной профессии в настоящее время?
4. Зависит ли ваш выбор от ближайшего окружения?
5. Советовались ли вы с родителями по данной профессии?
6. Знаете ли вы, в каком учебном заведении можно получить эту
профессию?
7. Ориентируетесь на учебное заведение, которое расположено недалеко отдома?
8. Знаете ли вы, какие предметы потребуются при приеме в вуз по данной
специальности?
9. Учитываете ли свои интересы и способности при выборе профессии?
10. Хорошо ли вы представляете работу по данной специальности?
Итак, наверняка после голосования у вас возникли те или иные мысли и
чувства по поводу того, насколько вы близки к выбору профессии. Может быть,
кто-либо хочет ими поделиться? (Рефлексия).
Я думаю, что все участники клуба знатоков профессий продемонстрировали
сегодня много знаний о профессиях, свою эрудицию, находчивость и чувство
юмора. Поэтому в нашем споре все оказались победителями. А на протяжении
всей игры вы испытали много чувств, мыслей, сделали для себя какие-то
выводы. Сейчас каждому из вас будет дана возможность высказаться по этому
поводу.