Внеклассное мероприятие Клуб знатоков русского языка(5-6 кл.)


Внеклассное мероприятие.
Клуб знатоков русского языка.
Цель: развивать словесно-логическое мышление, творческие способности учащихся, умение работать в команде; воспитывать любовь и уважение к родному языку.
Ход конкурса:
1.Слово ведущего (приветствие команд, жюри, болельщиков)
–Сегодня в клубе знатоков будут сражаться 2 команды:
«Веселые части речи», «Дружные знаки препинания»
1 конкурс: Приветствие команд (заранее приготовленные приветствия).
2 конкурс: Разминка (шутливые вопросы):
Кто сам дубовый, а пояс у него ивовый?
Зубы есть, а рта нет. Что это такое?
Что в воде не тонет и в земле не гниет?
Какая обувь в огне делается и с ног не снимается?
Что зимой в комнате замерзает, а на улице - нет?
Когда руки бывают местоимениями?
Когда покупают коня, какой он бывает?
Стоят две овцы - одна головой к северу, другая - к югу. Могут ли они увидеть друг друга, не поворачивая головы?
Сидит человек, а вы не можете сесть на его место,  даже если он встанет и уйдет. Где он сидит?
Что можно увидеть с закрытыми глазами?
На какой вопрос нельзя дать утвердительный ответ и при этом не солгать?
Сын моего отца, а мне не брат. Кто это?
Кто говорит на всех языках?
Висит на стене и в то же время падает. Что это такое?
Что с грузом идет, а без груза идти не может?
Что находится между горой и долиной?
С какой птицы нужно ощипать перья, чтобы получились сразу утро, день, вечер и ночь?
Когда черной кошке легче всего пробраться в дом?
Какая опера состоит из трех союзов?
Какая птица больше всего похожа на утку?
Ответы:
Бочка.
Пила.
Уголь древесный.
Подкова.
Оконное стекло.
Когда они вы-мы-ты.
Мокрый.
Да, если стоят головами одна к другой.
У вас на коленях.
Сон.
Ты спишь?
Я сам.
Эхо.
Барометр.
Стенные часы с гирей.
Буква «и».
С утки (сутки).
Когда дверь не закрыта.
«Аида» (а и да).
Селезень.
Второй этап конкурса разминки.
(На доске написаны пословицы - вставить пропущенные слова, объяснить орфограммы):
Гром…………………….- мужик……………………………
Волков…………………….- в лес……………………………
Человек………………………., что топор………………
Трудиться – всегда…………………………………………
Третий этап разминки.
(Вставить ударения в словах)
Алфавит, красивее, звонит, инструмент, инженеры, документ, ворота.
3 конкурс:
Ведущий:
- Неисчерпаемы возможности русского языка, он любит различные фокусы. Вы, наверное, видели, как в цирке фокусник кладёт в свой цилиндр один предмет, а достаёт другой. Вот и русский язык предоставляет сообразительным ученикам возможность почувствовать себя в роли фокусника: одно слово превратить в другое, переставляя в нём буквы. Например, (записывает на доске) возьмём слово «стирка». Немного поколдуем, и вот уже из «стирки» получился «старик». Правда, здорово? Сейчас каждая команда получит слова, которые нужно будет превратить в другие.
Карточка с заданием:
Колос
Сила
Пила
Весна
Тело
Пальто
Лакей
Подвода
Мошкара
(Ответы – сокол, лиса, липа, навес, лето, лейка, водопад, ромашка)
(Жюри учитывает скорость и правильность выполнения.)
5 конкурс
Конкурс капитанов.
За определенное время подобрать слова с сочетаниями согласных:
ЧК, чн, чт, нч, нщ, рщ, щн и составить с ними словосочетания.
6 конкурс
Кроссворды( командам выдаются листы с кроссвордом).
7 конкурс « Кто быстрее?»1. Определить часть речи у следующих слов:
Двойной (прил.), тройка (сущ.), удвоить (гл.), второй (числ.), пятидневный (прил.), три (числ.), восьмёрка (сущ.), десятка (сущ.), трёхчасовой (прил.), односторонний (прил.), сотня (сущ.), сотый (числ.), удесятерить (гл.), двадцать пять (числ.), седьмой (числ.), пятилетка (сущ.), тройной (прил.), одиннадцать (числ.), четверг (сущ.), сороковой (числ.), десять (числ.).2. Определить способ словообразования.
1) отгадать загадку, ответ записать.
2) определить, каким способом образовано слово-ответ.
1. Растёт в траве Алёнка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдёт,
Всем поклон отдаёт.
(земляника – суффиксальный)
2. Сверху дыра, снизу дыра,
А посередине – огонь да вода.
(самовар – сложение корней)
3. Зубов много, а ничего не ест.
(расчёска – приставочно-суффиксальный)
4. В маленьком окошке
Голубое солнце.
У окошка я сижу,
На весь мир в него гляжу.
(телевизор – сложение корней)
5. Белая звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла – и пропала…
(снежинка – суффиксальный)
6. Это что за огород?
Огород с секретом.
Во дворе у нас мороз –
В огороде – лето.
(теплица – суффиксальный)
8 конкурс: составить новое слово, используя отдельные морфемы из других слов.
      1 команде: 
   У слова НАЕЗДНИК возьмём приставку,
           у слова САДОВНИК – корень,
      у слова ПЕЧАЛИТЬ – суффикс,
      у слова ПОДАЛ – суффикс,
      у слова МЫШИ – окончание.
Что получилось? Каким способом образовано?
     2 команде:
   У слова ПЕРЕКЛИЧКА возьмём приставку,
у слова КРИКУН – корень,
у слова ПРЫГНУТЬ – суффикс,
у слова СТАТЬ – суффикс.
   Какое слово получилось? Каким способом оно образовано?
Подведение итогов.
Жюри подсчитывает баллы. Награждают команду-победителя.