Основные виды пропаганды физической культуры и спорта


Основные виды пропаганды физической культуры и спорта
Актуальность темы. Сложившаяся к настоящему времени тревожная ситуация с физическим и духовным здоровьем нации во многом обусловлено социальными причинами, в числе которых - недооценка оздоровительной, воспитательной и социально-экономической роли физической культуры и спорта, как со стороны государства, так и со стороны населения. Именно эта недооценка, а не отсутствие достаточного числа спортсооружений и нехватка специалистов являются главной проблемой, сдерживающей развитие массовой физической культуры и спорта.
Специалистами установлено, что объем двигательной активности, необходимый для улучшения уровня здоровья и физической подготовленности молодого организма в настоящее время составляет лишь 25% от необходимого. В последние годы сеть физкультурно-спортивных сооружений постоянно сокращается, многие сооружения находятся в аварийном состоянии, не отвечают санитарно-гигиеническим нормам, не обеспечены техническими средствами, приборами и оборудованием для учебно-тренировочного процесса и соревнований.
Если бы удалось добиться четкого понимания большинством людей того, что физическая активность и спорт для детей и молодежи - необходимое и важнейшее условие нормального развития ума и тела, что абсолютное большинство психических и физических заболеваний, так или иначе связаны с обездвижением и ожирением, что физическая активность и занятия "спортом для себя" улучшают качество жизни, снимают стрессовые состояния, повышают работоспособность и т. д., то удалось бы не только приостановить физическую деградацию нации, но и значительно поднять уровень ее здоровья и работоспособности.
Физическая культура является составной частью культуры общества, представляющей собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом для физического развития человека, его жизнедеятельности, его здоровья и образа жизни. Из совокупности понятия «здоровый образ жизни», объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации, сфера физической культуры и спорта является наиболее актуальной и универсальной составляющей, направленной на сохранение и укрепление здоровья нации и каждого гражданина в отдельности, развитие его физических способностей, улучшение социального благополучия.
Роль физической культуры и спорта стала заметным социально-политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культуры, а также спортивные успехи на международных соревнованиях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, свидетельством экономического и оборонного могущества государства.
Забота о всестороннем и эффективном развитии физической культуры и спорта, оздоровление нации и сохранение ее генетического потенциала, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное физическое воспитание здорового, физически крепкого поколения - важнейшая задача государственной социально-экономической политики, решение которой требует комплексного программно-целевого подхода.
В настоящее время система управления физической культурой и спортом в России не является оптимальной как на федеральном, так и на региональном уровне. Недостаточно используются возможности общественных физкультурно-спортивных объединений.
Нормативная правовая база в сфере физической культуры и спорта не позволяет осуществить в полном объеме конституционное право каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом, обеспечить полноценное становление и развитие профессионального спорта.
Объект работы: физическая культура и спорт.
Предмет работы: пропаганда физической культуры и спорта.
Многие проблемы со здоровьем можно было бы успешно решить при правильном отношении каждого человека в отдельности и общества в целом к физическим нагрузкам. Для этого необходимо проводить активную пропаганду физической культуры, настойчиво разъяснять людям, что гимнастика и лечебная физкультура должны стать неотъемлемой частью образа жизни современного человека.
1. Общая характеристика состояния физической культуры и спорта в Российской Федерации
1.1 Организация управления развитием физической культуры и спорта на федеральном уровне
Успешность развития физической культуры и спорта в России во многом определяется тем, насколько эффективно работают все элементы системы управления. Конкретно речь идет о том, какие цели и задачи решают различные организации и ведомства, составляющие организационно-управленческую структуру управления физической культурой и спортом. Сегодня можно говорить о том, что такая структура создана и функционирует на законодательной основе. Согласно "Основам законодательства РФ по физической культуре и спорту" в нашей стране на федеральном уровне действует государственный орган управления физической культурой и спортом - Федеральное агентство по физической культуре и спорту.
В систему государственных органов управления физической культурой и спортом входят местные органы управления физической культурой и спортом, которые создаются по решению соответствующих органов местного самоуправления.
К неправительственным органам управления физической культурой и спортом относится Олимпийский комитет России, который является общероссийским союзом физкультурно-спортивных объединений, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, действующим на всей территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях".
Кроме того, в России функционируют общественные объединения физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, которые в своей деятельности руководствуются законодательством об общественных объединениях и Основами законодательства РФ о физической культуре и спорте.
К сожалению, за последние годы федеральный орган управления физической культурой многократно менял свое название, назначение, что вряд ли способствовало развитию физической культуры и спорта в России и эффективности деятельности органов государственного управления в стране. Следует отметить, что вопросы совершенствования системы управления физической культурой и спортом постоянно находились в поле зрения Президента Российской Федерации .Федеральное агентство по физической культуре и спорту осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, общественными физкультурно-оздоровительными и спортивными объединениями, а также с органами управления физической культурой и спортом и объектами курортных комплексов субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 904 утверждено Положение о Федеральном агентстве по физической культуре и спорту.
Положением определено, что Федеральное агентство по физической культуре и спорту является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.
Основными задачами Федерального агентства по физической культуре и спорту являются:
- разработка в пределах своей компетенции основ государственной политики в сфере физической культуры и спорта сохранения и развития курортного комплекса;
- разработка федеральных программ по оздоровлению населения средствами физической культуры и спорта сохранению и развитию курортного комплекса, межотраслевая координация их выполнения;
- подготовка проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к его ведению;
- создание научно обоснованной системы оздоровления и физического воспитания населения, развития детского и юношеского спорта, координация физкультурно-спортивной работы среди инвалидов и лиц с ослабленным здоровьем;
- участие совместно с заинтересованными организациями в развитии сети учреждений дополнительного образования физкультурно-оздоровительного и спортивного профиля, оказание этим учреждениям организационно-методической помощи;
- обеспечение подготовки юношеских и молодежных сборных спортивных команд Российской Федерации;
- пропаганда физической культуры и спорта и здорового образа жизни;
- обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области физической культуры и спорта;
- развитие совместно с заинтересованными организациями научно-исследовательской базы и совершенствование системы научно-методического обеспечения деятельности в области физической культуры и спорта.
Олимпийский комитет России возглавляет олимпийское движение России, разрабатывает и проводит единую политику развития спорта высших достижений при взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Олимпийской хартией Международного олимпийского комитета и своим уставом.
Основными задачами Олимпийского комитета России являются :- всемерное развитие, укрепление и защита олимпийского движения в стране и в мире;
- распространение олимпизма в учебных программах по физическому воспитанию и спорту в учебных заведениях;
- содействие физическому и духовному воспитанию народов, населяющих Россию, средствами физической культуры и спорта;
- содействие в развитии массового спорта и спорта высших достижений во всех регионах страны;
- укрепление позиций и повышение престижа российского спорта на международной арене;
- обеспечение соблюдения Олимпийской хартии в стране;
- популяризация массового спорта, народных игр, национальных видов спорта, содействие в организации широкого движения массового народного спорта;
- реализация гуманистического, культурно-воспитательного потенциала спорта и связанных с ним нравственных, эстетических и других гуманистических ценностей;
- реализация мероприятий по программе "Олимпийская солидарность" для республик, краев и областей России;
- содействие в организации массовых занятий физкультурой и спортом среди инвалидов;
- создание условий для тесных контактов и взаимообогащения спорта и духовной культуры;
- пропаганда принципов олимпизма, чести и благородства в спорте и в жизни;
- защита интересов спортсменов, тренеров, спортивных судей, ветеранов физической культуры и спорта;
- создание и поддержка фондов и благотворительных организаций в пользу массового и большого спорта;
- участие в акциях милосердия и организации помощи детям-инвалидам;
- организация конференций и семинаров по обмену опытом по всем вопросам, входящим в сферу интересов Всероссийского олимпийского комитета;
- борьба с негативными явлениями в спорте - дискриминацией и насилием, использованием препаратов и методов, запрещенных международными спортивными федерациями;
- ежегодное проведение Всероссийского олимпийского дня;
- активное участие в охране окружающей среды .Практика показала, что из этого жизненно, а что надуманно, и сегодня уже можно говорить о том, что в России создана достаточно стабильная система управления физической культурой и спортом на всех уровнях - от федерального до местного.
Международное исследование национальных законов европейских стран по физической культуре показало, что в той или иной степени везде существуют государственные организации управления физической культурой, роль которых: обеспечить взаимодействие всех спортивных ведомств с целью ускоренного развития спорта, оказания помощи в создании спортивных сооружений, сбора средств и заботы об их распределении.
В Международной хартии физического воспитания и спорта отмечается, что национальные организации играют первостепенную роль в физическом воспитании и спорте. Государственные органы на всех уровнях и специализированные неправительственные организации должны содействовать осуществлению мероприятий по физической культуре и спорту, воспитательное значение которых вполне очевидно. Их участие должно заключаться в проведении в жизнь законов и постановлений, обеспечении материальной поддержки, принятии всех других мер поощрения, стимулирования и контроля. Кроме того, государственные органы должны провести налоговые положения в целях поощрения этой деятельности.
Один из эффективных путей оптимизации управления развитием физической культуры и спорта в Российской Федерации - использование целевых программ.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года №7 была утверждена федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы".
Целью Программы является создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие основные задачи:
- повышение интереса различных категорий граждан Российской Федерации к занятиям физической культурой и спортом;
- развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом как в образовательных учреждениях, так и по месту жительства;
- создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков;
- внедрение новых научных и методических разработок в области спорта высших достижений;
- развитие материально-технической базы спорта высших достижений, в том числе для подготовки олимпийского резерва.
Реализация федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 _ 2015 годы" позволит за десятилетие решить существующие проблемы при максимально эффективном управлении государственными финансами, она рассчитана на 10 лет и будет осуществляться в 3 этапа.
Этап первый (2006 - 2007 годы):
начало проведения мероприятий по реконструкции спортивных баз и центров для развития спорта высших достижений, модернизации спортивной базы в образовательных учреждениях для подготовки спортивного резерва, развитию спортивной инфраструктуры по месту жительства и в образовательных учреждениях, оснащению антидопингового центра, организации пропаганды физической культуры и спорта, разработке научных и методических основ спорта высших достижений.Этап второй (2008 - 2012 годы):
продолжение проведения мероприятий по реконструкции спортивных баз и центров для развития спорта высших достижений, модернизации спортивной базы в образовательных учреждениях для подготовки спортивного резерва, развитию спортивной инфраструктуры по месту жительства и в образовательных учреждениях, оснащению антидопингового центра, организации пропаганды физической культуры и спорта, разработке научных и методических основ спорта высших достижений.Этап третий (2013 - 2015 годы):
завершение мероприятий по реконструкции спортивных баз и центров для развития спорта высших достижений, модернизации спортивной базы в образовательных учреждениях для подготовки спортивного резерва, развитию спортивной инфраструктуры по месту жительства и в образовательных учреждениях, оснащению антидопингового центра, разработке научных и методических основ спорта высших достижений, пропаганде физической культуры и спорта.
Основной экономический эффект от реализации Программы выразится в сокращении расходов государства на оказание медицинской помощи и выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие снижения к 2015 году на 15 процентов среднего числа дней временной нетрудоспособности по всем причинам, а также в предотвращении экономического ущерба из-за недопроизводства валового внутреннего продукта, связанного с заболеваемостью, инвалидностью и смертностью населения.В целом экономический эффект от реализации Программы, по предварительным расчетам, составит до 13 млрд. рублей в год (в ценах 2006 года) с учетом существующих демографических тенденций .1.2 Основные направления деятельности по развитию физической культуры и спорта
Государственная политика в области физической культуры и спорта должна предусматривать прежде всего:
- создание условий, способствующих развитию физической культуры и спорта, формированию здорового образа жизни и достойному выступлению российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях;
- формирование понимания у людей необходимости занятий физической культурой и спортом и стремления к повышению степени информированности и уровня знаний по вопросам физической культуры и спорта и здорового образа жизни;
- создание соответствующих мотиваций и установок на регулярные занятия физической культурой и спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработку умений и навыков здорового образа жизни.
К числу главных направлений в реализации этой политики относится создание оптимальной правовой базы развития физической культуры и спорта.
Стратегия совершенствования правовой и нормативной базы развития физической культуры и спорта заключается в том, чтобы, помимо создания и совершенствования федеральных законов по различным аспектам деятельности в сфере физической культуры и спорта, активно участвовать в законодательной деятельности, внося соответствующие статьи, поправки в законы Российской Федерации, которые в той или иной степени влияют на развитие физической культуры и спорта, а также на основании действующих законов разрабатывать и создавать нормативную базу для практической деятельности в сфере физической культуры и спорта в стране.
Законодательного обеспечения требует финансовая политика, способствующая развитию программ, направленных на формирование здорового образа жизни и физической активности населения. В связи с этим в будущем расходы на физическую культуру в бюджете Российской Федерации должны постепенно увеличиваться. В перспективе необходимо добиваться такого положения, когда на развитие физической культуры и спорта в федеральном и региональных бюджетах выделялось бы не менее 1-2% расходной части бюджета. Следует исходить из мировой практики, а также накопленного отечественного опыта и распределять бюджетные средства, выделяемые на физическую культуру и спорт, с учетом общегосударственных интересов:
- на молодежный и детско-юно шеский спорт - 50%;
- на физкультурно-оздоровительную работу - 25%;
- на спорт высших достижений (олимпийский и параолимпийский) - 25% .
Совершенствование законодательства в области физической культуры и спорта должно способствовать тому, чтобы в рыночных условиях отрасль финансировалась не только из бюджетных источников, но и из внебюджетных, особенно для поддержания спорта высших достижений (олимпийского и профессионального).
Законодательством должно предусматриваться создание благоприятных условий в первую очередь для:
- организаций, реализующих программы, направленные на развитие физической культуры и спорта среди детей, инвалидов, сирот и способствующие формированию здорового образа жизни;
- спонсоров и инвесторов, направляющих свои средства на подготовку спортивного резерва и сборной команды России к участию в Олимпийских и Пара Олимпийских играх.
Кроме того, необходима законодательная проработка вопросов, связанных:
- с борьбой против использования спортсменами допинга, наркотиков, обеспечением безопасности и правопорядка на спортивных соревнованиях, исключающих возможность хулиганского поведения болельщиков во время спортивных соревнований, проявления жестокости и насилия, а также других антиобщественных действий, оказывающих негативное влияние на личность и общество;
- с принятием правовых решений по проблемам массового оттока российских спортсменов, особенно молодых, и специалистов за пределы Российской Федерации;
- с решением проблем детской ранней спортивной специализации и участия детей в спортивных соревнованиях, стимулирующих форсирование спортивной подготовки в ущерб здоровью и нормальному развитию ребенка.
Необходимо широко обмениваться опытом правового и нормативного обеспечения физической культуры и спорта как между субъектами Российской Федерации, так и на международном уровне.
Важным направлением в деятельности по развитию физической культуры и спорта является совершенствование управления и организации физической культуры и спорта в стране с целью их стабилизации и оптимизации.
Требуется поиск новых организационно-управленческих решений, направленных на создание эффективной системы организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди населения, в том числе сельского, обобщение зарубежного и отечественного опыта постановки данной работы и дальнейшее распространение его по всей стране.
Государственным органам исполнительной власти, и в первую очередь местным, совместно с работниками физической культуры и спорта необходимо акцентировать внимание на том, как решаются вопросы:
- финансирования детских спортивных клубов по месту жительства, детских массовых соревнований, в том числе и традиционных типа "Золотая шайба", "Кожаный мяч" и др., а также мероприятий по проверке физической подготовленности и физического развития детей и учащейся молодежи;
- укрепления нормативной и финансовой базы спортивных школ всех типов и видов, а также материального стимулирования труда детских тренеров, педагогов и специалистов;
- совершенствования системы страхования в спорте;
- подготовки специалистов по вопросам менеджмента, дошкольного физического воспитания, пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
Для эффективного развития спорта высших достижений необходимо обеспечить гармоничное сочетание государственного и общественного управления. В связи с этим возрастает роль федераций по видам спорта и физкультурно -спортивных объединений в развитии видов спорта.
Большое значение в решении вопросов развития физической культуры и спорта, формировании у населения устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, достижении нашими спортсменами побед на Олимпийских играх имеют качество профессиональной подготовки специалистов и уровень развития научных исследований.
В связи с этим необходимо:
- обеспечить подготовку специалистов высокой квалификации применительно к основным видам их будущей профессиональной деятельности;
- создать в учебных учреждениях высшего физкультурного образования кафедры и факультеты по подготовке специалистов физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, детьми младшего и среднего школьного возраста, с учащимися специальных медицинских групп, людьми, имеющими хронические заболевания, инвалидами, пенсионерами;
- обеспечить подготовку, переподготовку и стимулирование деятельности общественных организаторов и тренеров (волонтеров) по физической культуре, оказывать им постоянную помощь в работе;
- разработать и внедрить систему сертификации работников сферы физической культуры и спорта, предусматривающую систематическое обязательное повышение их квалификации с последующей аттестацией.
Преобразование среднего и высшего профессионального образования в области физической культуры должно осуществляться как по традиционному пути, т.е. включением известных специальностей, имеющихся в соответствующем классификаторе направлений и специальностей высшей школы, так и созданием новых специальностей, вытекающих из направления физической культуры, а также новых междисциплинарных специальностей (адаптивная физическая культура, рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, рекреация и досуговая деятельность, двигательная реабилитация и физиотерапия и др.).
Организация научных исследований в области физической культуры и спорта должна предусматривать разработку наиболее актуальных проблем физической культуры и спорта и внедрение результатов научных исследований в практику физкультурно-спортивного движения.
Приоритетными направлениями развития науки в области физической культуры и спорта являются:
- разработка теоретико-методологических основ формирования физической культуры личности и здорового образа жизни;
- научно-методическое обоснование и обеспечение подготовки спортсменов высокой квалификации и спортивного резерва;
- организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение сферы физической культуры, спорта и спортивного туризма;
- теоретические и методические основы развития и совершенствования системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров.
Одно из ключевых направлений деятельности по развитию физической культуры и спорта -укрепление материально -технической спортивной базы. В новых социально-экономических условиях строительство спортсооружений и их реконструкция должны осуществляться за счет не только бюджетных средств разного уровня, но и привлеченных средств отечественных и зарубежных инвесторов.
Назрела необходимость эффективной эксплуатации спортсоору жений, принадлежащих различным ведомствам и не используемых по прямому назначению, а также осуществления мер по стимулированию рынка физкультурно-спортивных услуг, созданию индустрии спортивных товаров и оборудования.
Государственная поддержка развития физической культуры и спорта должна осуществляться следующим образом:
- целенаправленным финансированием из бюджетов всех уровней по трем основным формам:
- безвозмездное субсидирование (гранты);
- предоставление льготных займов и кредитов;
- заключение контрактов на разработку продукции спортивной промышленности и подготовку спортсменов высокого класса;
- привлечением частного капитала к финансированию деятельности и развитию физической культуры и спорта;
- комплексом мер по созданию в отрасли "физическая культура и спорт" чисто рыночных структур (там, где это вообще возможно).
С учетом мировой практики следует более активно привлекать внебюджетные источники финансиро вания физической культуры и спорта, такие, как отчисления от лотерей, тотализаторов, игрового бизнеса, прав телетрансляций и т.д.
Исходя из того, что включенность человека в активные занятия физической культурой и спортом на протяжении всей жизни во многом определяется его отношением ценностям физической культуры и осознанной необходимостью в занятиях физической культурой и спортом, из всего комплекса мер, направленных на развитие физической культуры среди населения, настоящая Концепция предусматривает в качестве одного из основных приоритетных направлений деятельности целенаправленную пропаганду физической культуры и формирование здорового образа жизни.
В решении этой проблемы значительную роль должны сыграть средства массовой информации. Фактически речь должна идти о создании массированной информационно -пропагандистской кампании, использующей широкий спектр разнообразных средств и проводящейся с целью формирования престижного имиджа спортивного стиля жизни, ценности собственного здоровья и здоровья окружающих.
Действенная пропаганда физической культуры и спорта, эффективная просветительно-образовательная деятельность, оптимальная система управления отраслью при адекватной правовой и материально-технической базе будут способствовать увеличению числа людей, занимающихся физической культурой и спортом, ведущих здоровый образ жизни, что положительно скажется на снижении заболеваемости и наркотизации, потреблении алкоголя, сигарет, сокращении правонарушений, особенно молодежью.
2. Основные виды пропаганды физической культуры и спорта
2.1 Основные средства рекламы в сфере физической культуры и спорта
физический спорт оздоровление
Спортивные организации способны зарабатывать достаточно большие средства путем рекламирования товаров и услуг по заказам коммерческих предприятий. Для этого используются различные формы и средства:
1. Рекламные вставки во время телепередач.
2. Выставление рекламных щитов на спортивных аренах.
3. Помещение рекламных объявлений в спортивных газетах, журналах, буклетах, программах, на входных билетах и т.д.
4. Участие спортсменов в рекламных передачах, их съемка в рекламных фильмах, видеоклипах и т.п.
5. Заявления, одобрительные отзывы и характеристики популярных спортсменов и тренеров о продукции фирмы-спонсора.
6. Изображения популярных спортсменов и спортивной символики на товарах или их упаковке.
7. Распространение во время спортивных мероприятий рекламных проспектов, значков, вымпелов и т.п., продажа товаров на спортивных базах и спортсооружениях.
8. Широкая именная информация о спонсорской помощи спортивным организациям.
9. Выступление спортсменов в одежде или с инвентарем с опознавательными знаками спонсора.
Фирмы, выпускающие спортивные товары или оказывающие физкультурно-оздоровительные услуги, затрачивают на рекламу физкультуры и спорта до 25% своей прибыли.
В спорте и спортивной индустрии постоянно используется реклама. Для успешного ведения коммерческой деятельности и обеспечения получения прибыли реклама важна и необходима. Для реализации поставленных задач используются многие виды рекламы. Чаще всего используется классическая реклама (на радио, телевидении, в газетах и журналах).
Газета - глубина изложения, своевременность и гибкость информации, охватывает довольно большой круг различных потребителей [5].
Радио - низкая стоимость с возможным частым повторением, широкое распространение, своевременность и гибкость информации, наиболее эффективны побудительные сообщения [5].
Телевидение - самый широкий обхват потребителей, но высокие цены; создает более высокий уровень доверия и расположения, требует краткости и наглядности изложения, а значит, более профессионального подхода [5].
Афиши - недорогой способ рекламного содействия. Успех зависит от правильного выбора месторасположения. Должны бросаться в глаза [5].
Компьютерные коммуникации - размещение информации в банках данных специализированных информационных компьютерных систем [5].
Почта - прямая почтовая рассылка рекламно - информационных писем, целевая рассылка печатных рекламных материалов [5].
Сувенирная продукция - содержащие фирменную символику сувениры, наклейки упаковочные материалы (сумки, пакеты и др.), спортивная одежда.
Личные контакты - личные общения, обмен информацией, реклама, продажа и т.д. [5].
По мнению американской исследовательской группы Ропера, проведшей в 1993 г. Специальное исследование отношения общественности к рекламе, 84% опрошенных предпочитают рекламу в газетах, 80% - в журналах, 74% - по ТВ, 68% - на стадионах. Как видим, особенно больших различий нет [2, 10].
Как государственные, так и коммерческие структуры используют для рекламы и пропаганды своих идей и назначений печатные и электронные СМИ, которые различны по механизмам влияния на людей и способам распространения тех или иных сведений. Рассмотрим самое основное средство массовой информации, которое широко используется в повседневной жизни для пропаганды идей физкультурно- спортивного содержания. Периодическая печать является самым основным известным из всех средств коммуникации, временем ее появления считается ХVI в., когда была напечатана первая газета. Печатные СМИ рассчитаны, прежде всего, на визуальный контакт с пользователем и с точки зрения восприятия требуют более серьезных интеллектуальных усилий по сравнению с радио и ТВ. Поэтому обращение к аудитории через газеты или журналы целесообразно лишь при достаточно высоком образовательном уровне потребителей [1].
Периодическая печать менее оперативна, чем иные средства СМИ; здесь невозможны прямые репортажи с мест соревнований или стадионов. Не представляется возможным также увидеть ход и динамику событий, детали и нюансы спортивных состязаний [1].
В то же время газеты и журналы имеют и несомненные достоинства:
* они дают возможность выступлений с аналитическими обзорами и исследовательскими материалами; позволяют увидеть события постфактум, когда страсти и эмоции уже остыли, а взгляды на прошедшее уже высказали разные комментаторы, спортсмены тренеры;
* газеты и журналы позволяют читателю самому выбрать очередность прочтения публикуемых материалов, а также впоследствии вернутся к прочитанному;
* печатные СМИ можно пользоваться практически везде - в библиотеке, на работе, дома, в транспорте и в любом другом месте;
* любители спортивной статистики или поклонники какого-либо спортсмена или спортивной команды могут делать из газет и журналов вырезки, собирать тематические подробности и коллекционировать полюбившиеся фотографии;
* и печатные СМИ доступны для каждого.
Такого рода достоинства печатных СМИ делает их весьма привлекательными для любителей спорта, спортсменов и тренеров, несмотря на жесткую конкуренцию со стороны электронных СМИ.
Достоинствами печатных СМИ широко используются специалисты по рекламе и пропаганде. В тематических газетах и журналах (например, “Физкультура и спорт”, “ Здоровье”, “Спортивные игры” и др.) постоянно публикуются материалы, пропагандирующие здоровый образ жизни, правильное питание и активный двигательный режим, эстетические ценности спорта. Видное место в печатных СМИ занимает антиреклама алкоголя, табака, наркотиков. При этом повсеместно используются сатира, юмор, убеждение, просвещение. Приводятся многочисленные факторы и статистика, подтверждающие практическую пользу физкультуры и спорта и иллюстрирующие пагубность вредных привычек Огромную роль в рекламе и пропаганде спорта играют книги о физической культуре, спортсменах и тренерах, системах тренировки с самоподготовки.
Большим спросом в нашей стране и за рубежом пользуются учебники, монографии и пособия по спортивным дисциплинам уделяют большое внимание пропаганде идей спорта, которые находят свое отражение в работах для детей, юношества, студенчества, людей старшего поколения [1].
2.2 Пропаганда физической культуры и спорта по каналам теле- и радиовещания и в средствах массовой информации
1. Государственные службы по телевидению и радиовещанию в соответствии с Федеральным законом "О средствах массовой информации", Федеральным законом "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации" предусматривают трансляцию спортивных программ, телевизионные компании и радиокомпании иных форм собственности способствуют трансляции спортивных программ, в том числе:
1) организуют ежедневные передачи оздоровительной направленности (утренняя, производственная гимнастика), обеспечивают высокий уровень образовательных теле- и радиопрограмм, кинофильмов, электронных и компьютерных игр, других материалов, стимулирующих интерес зрителей и слушателей к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.
2) в тесном взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
2. Государственные службы по телевидению и радиовещанию обеспечивают в приоритетном порядке финансирование программ физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и других не запрещенных законом источников, телевизионные компании и радиокомпании иных форм собственности - за счет собственных средств с учетом того, что трансляция спортивных соревнований и других спортивных мероприятий по каналам теле- и радиовещания, съемки и фотографирование спортивных соревнований и других спортивных мероприятий, производство записи их изображения и их звуковые записи осуществляются только при наличии разрешений организаторов спортивных соревнований или других спортивных мероприятий либо соглашений в письменной форме о приобретении прав у организаторов спортивных соревнований. Реклама товаров, изделий и услуг во время проведения спортивных соревнований или других спортивных мероприятий допускается также с разрешения организаторов спортивных соревнований или других спортивных мероприятий.
СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественные следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет ее отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определенные идеи, взгляды, учения, разные программы и тем самым участвуют в социальном управлении. Путем формирования общественного мнения, выработки определенных социальных установок, формирования убеждений СМИ подталкивают человека к определенным поступкам, действиям [9].
СМИ в любом обществе выполняют важную информационную роль, т.е. становятся своеобразным посредником между журналистом и аудиторией. Причем в процессе функционирования СМИ осуществляется двусторонняя связь между коммуникатором - журналистом, и реципиентом- аудиторией, где должны удовлетворятся информационные запросы общества. Человек имеет право на правду, и это право обеспечивают наряду с наукой, искусством, научной информацией печать, телевидение и радио, различные информационные службы. Они должны сказать человеку о том, что произошло вчера и сегодня. Своей деятельностью СМИ повышают степень известности продукции, фирмы, мероприятию, личности, и т.д., создают необходимый имидж [14].
10,6% опрошенных отметили этот источник как важный в плане получения знаний по спортивному маркетингу, особенно по таким видам деятельности, как «получение и распределение времени, отводимого СМИ для спортивных мероприятий», "покупка и перепродажа прав СМИ на освещение спортивных событий», «координирование освещения спортивных событий в прессе», «обеспечение максимального представления в СМИ спортсменов, спонсоров и спортивных мероприятий», «развитие специальных продвижений» и «создание положительного имиджа своей спортивной организации».
Таким образом, СМИ могут рассматриваться как инструмент в осуществлении шести из восьми наиболее важных видов деятельности в области маркетинга в спорте, а именно: «создание положительного образа спортивной организации», «достижение целей спонсоров в плане их популяризации», «стимуляция реализации билетов», «максимализация представления в СМИ спортивных мероприятий, спортсменов и спонсоров», «поддержание тесных связей с общественностью, властями и партнерами» и «развитие специальных продвижений». СМИ играют важную роль в маркетинге отдельного вида спорта. Для специалиста по маркетингу необходимо знать природу действий СМИ и связей с ними.
Заключение
Анализируя вышесказанное, нужно сказать, что в настоящее время в стране формируется активный интерес к здоровому образу жизни. По сути, можно говорить о том, что в России возникает новый социальный феномен, выражающийся в острой экономической заинтересованности граждан в сохранении здоровья как основы материального благополучия.
Однако такая заинтересованность еще не приобрела черты устойчивой, целостной системы поведения. Напротив, в нынешних условиях в системе поведения людей представлены стандарты и стили, унаследованные или заимствованные из разных исторических систем, разных культур, а потому они слабо совместимы между собой.
Тем важнее государственное влияние, а может, и вмешательство в этот процесс, поскольку коррекция индивидуальных предпочтений - также важная функция государства. В этом плане отсутствие экономических предпосылок не может служить поводом для бездействия. Невозможно сначала обеспечить экономический рост, затем на его основе решать проблемы укрепления здоровья граждан и здорового образа жизни. К тому же повышение уровня жизни - увеличение зарплаты, размеров социальных пособий и т.д. - отнюдь не приводит автоматически к упорядочению образа жизни, особенно у части населения с традиционно низким культурно-образовательным потенциалом, а просто ведет к количественному росту объемов потребления.
Итак, в данной работе мною было рассмотрено значение физической культуры и спорта в современной многообразной жизни и важность ее пропаганды в сфере физкультурно-оздоровительных организаций поскольку
физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Научно-техническая революция коренным образом изменяет условия труда: значительно сокращаются физические усилия (в первую очередь мышечная деятельность), уменьшается двигательная деятельность в быту, механизируются способы передвижения, превалирующей становится умственная деятельность. Ограниченная двигательная активность приводит к упадку сил, затрудняет психическую деятельность. Массовая физическая культура становится основным средством преодоления несоответствия между потребностью в мышечной активности и условиями жизни.
Ускорение темпа жизни, усиление потока информации, расширение круга общения, активная трудовая и общественная деятельность вызывают психическое напряжение, которое требует разрядки. Регулярная активная физическая деятельность способствует «самообновлению" психической дееспособности человека. Также немаловажно постоянное ощущение бодрости и жизнерадостности при регулярных занятиях физическими упражнениями. Психически позитивным является, кроме того, ощущение силы воли к занятиям, направленным на физическое совершенствование. Введение в программу своей повседневной жизни этого необходимого компонента образа жизни, позволит более организованно выполнять свои обязанности в труде, а также в быту и, общественной деятельности.
Поэтому для правильной оценки пропаганды физической культуры нужно четко различать его гуманистический потенциал и то, насколько этот потенциал практически реализуется, а также те связанные с физкультурой и спортом ценности, которые лишь провозглашаются (декларируются), и те, на которые люди действительно ориентируются в своем реальном поведении.