Урок по окружающему миру с использованием ИКТ по теме «Охрана природы» для 1 класса

Урок по окружающему миру с использованием ИКТ
УМК «Перспектива» (А. А. Плешаков) 1 класс

Тема: « Охрана природы ».
Тип урока: обобщение изученного материала.
Форма проведения урока: урок – конференция.
Цель урока: обсудить важнейшие правила поведения детей в природе; формировать коммуникативную компетентность.
Универсально Учебные Действия (УУД):
Анализировать рисунок схему, рассказывать с его помощью об отрицательном воздействии человека на природу. Устанавливать причинно- следственные связи между поведением людей и состоянием природы. Оценивать поступки человека по отношению к природе, рассказывать о них по своим наблюдениям. Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в этой деятельности. Выражать своё отношение к деятельности по охране природы.
Работать со взрослыми: участвовать в посильной природо - охранной деятельности, отображать её в виде рисунков.

Оборудование. Таблички с названием отделов «Отдел охраны воздуха»,
« Отдел охраны воды»,
« Отдел охраны животных»,
«Отдел охраны растений».
Альбомные листы. Магнитофон, моно - блок, проектор, экран.











Ход урока.
1. Организационный момент. Для урока заранее расставляются столы так, чтобы все учащиеся сидели группами. На каждом столе стоит карточка с надписью «Отдел охраны»
3. Постановка темы урока.
1 ученик: Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить,
Должна быть чистою земля
И небо чистым быть.
А землю эту, не щадя,
Терзал за веком век
И брал всё только для себя
«Разумный человек».

2 ученик: Сейчас же кинулись спасать
Природную среду.
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что земле
Приходится терпеть.

3 ученик: Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворён в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга И чистую гладь рек – всю Землю-
Можешь только ты,
Разумный человек!

-Так какова тема нашего урока? (ответ детей).
Демонстрация презентации (Слайды 1,2). Объявление девиза урока.
4. Работа над темой урока.
Учитель читает стихотворение:
На одной планете
Дружно жили дети.
Не разоряли гнёзда птиц
Ради нескольких яиц,
Не ловили по дубравам
Рыжих белок для забавы,
Рек не загрязняли!
Все старательно, с умом
Берегли свой общий дом
Под названием Земля,
Где живем и ты, и я! (С. Крупина)
- Было бы чудесно, если бы все детишки, все взрослые поступали бы так, но, к сожалению, есть люди, которые поступают иначе. (Дети высказывают свои мнения.)
- Ребята, а кто из вас слышал слово «экология»? (Дети поднимают руки).
- Давайте попробуем разобраться, что оно обозначает. (Дети высказываются).
- Почему нужно бережно относится к Земле? (Ученики высказывают свои мнения).
- От слова «экология» произошло слово «эколог». Что обозначает это слово? (Это люди, которые защищают природу, они оберегают всё что растёт, и всех кто живёт в природе).
5. Цели урока.
Демонстрация презентации (слайды 3-11).
- Давайте ответим на вопрос: Почему не может человек охранять, любить, ценить и природой дорожить? (Ответы детей).
- Сформулируйте цели урока. (Определить причины загрязнения природы, учиться правильно взаимодействовать с природой).
- Наш урок пройдёт в виде конференции. Вы все представляете «Комитет по охране природы» . Каждая группа - отдел по охране. Прочитайте табличку на своём столе.
Я предлагаю вам составить «Законы о природопользовании». К концу урока каждому нужно определиться в своём отношении к природе и взаимодействии с ней.
Задания группам.
- Помните, что в данный момент вы будете решать очень серьёзную проблему окружающего мира защита его от жестокости, равнодушия, пренебрежительности людей. Вы тот щит, который укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками.
Работа с газетой «Мир вокруг нас»( слайд№12)
То, что вы видите газета. Она называется «Мир вокруг нас». Это необычная газета живая. Каждый круг газеты ее страничка. Посмотрите, изображение, какого лица вы видите?
Грустное лицо. А почему оно грустное? (Ответы детей.) У вас оказались разные мнения. Давайте теперь послушаем рассказы корреспондентов о том, что же находится вокруг нашего человечка. Тогда, может быть, и поймем, почему он грустный.
В классе работают 4 корреспондента (дети подготовлены заранее).
Каждый корреспондент садится со своей группой, делает сообщение и задаёт проблемный вопрос. Сначала все корреспонденты делают свои сообщения, а затем идёт обсуждение в группах по 7 минут. Правила записываются на альбомные листы.
1 группа. Сообщение корреспондента
4 Ученик. (Загадка) Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем".
(Ответы детей.)
5 Ученик.
Выше леса, выше гор расстилается ковер.
Он всегда, всегда раскинут над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий, то он ярко – голубой. (Воздух). Речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. (Можно прикрепить на доске заранее написанное на листе бумаги слово).
Мы привыкли воздушный океан звать небом.
- Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. А ещё в атмосфере накапливается много вредных веществ, которыми мы дышим? Посмотрите, но белый круг нашей газеты, на ней тёмные пятна.
Проблемный вопрос. - Что же нужно сделать, чтобы мы дышали чистым воздухом?
( Обсуждение вопроса в группе)
Свод правил 1 группа.
1. Нужно проветривать комнату, вытирать пыль влажной тряпкой.
2.
· Хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.
3. А ещё заводы и фабрики не должны делать выбросов вредных веществ. Тогда нам всем будет дышать легко.
Мы очистили с вами воздух.
( Демонстрация слайда№13)
Посмотрите, какое теперь небо над нашими головами. Птицы парят над нашими головами. Пусть оно всегда будет таким.

2 группа. Сообщение корреспондента
6 Ученик.
Не умыться, ни напиться без воды,
Листику не распуститься без воды,
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек,
И поэтому всегда всем везде нужна вода!"

-Где больше всего воды на Земле? (В океане.)
-А еще где находится вода? ( В морях, в озерах, в реках, в ручьях.)
Снег это вода и облака это вода. Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода, какая? (Соленая)
-А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода и она должна быть чистой. Про какую воду говорится:
7 Ученик
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтоб щечки краснели, чтоб глазки блестели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок?" Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Посмотрите на голубой круг нашей газеты и здесь много тёмных пятен.
Проблемный вопрос. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как? ( Обсуждение вопроса в группе)
Свод правил 2 группа.
1.Экономно расходовать воду, не оставлять краны открытыми.
2. Беречь воду от загрязнения. Не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них машины. Много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. 3. Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик.
Мы с вами очистили воду. Она теперь чистая и рыба появилась в чистой воде.
( Демонстрация слайда №14)
5. Физкультминутка (звучит фонограмма).
« У жирафа пятна »
6. Продолжение работы над темой.
3 группа. Сообщение корреспондента.
8 Ученик.
Жить в зеленом мире хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком, шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей, скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг. Человек природе друг!"

Основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.
Проблемный вопрос. Только всегда ли человек относится к природе как к другу? Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы кругом было много растений с красивыми цветами?
( Обсуждение в группе.)
Свод правил 3 группа. 1.Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки.
2.Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.
3.Охранять деревья.
Учитель: Леса – богатства нашего края. Их нужно беречь. Находясь в лесу, нужно не забывать правила поведения в лесу, чтобы не нанести вред природе.
Давайте решим экологическую задачу: «В путешествие отправились 10 человек. Сколько погибнет цветочков, если каждый сорвёт по 3 цветка?» (ответы детей)
(Демонстрация слайда № 15)
Посмотрите, как растения украшают нашу жизнь и быт человека.
( Демонстрация слайда № 16)
4 группа. Сообщение корреспондента.
9 Ученик.
Учёные посчитали: только за последние 200 лет полностью уничтожено больше двухсот видов животных. По одному в год. В наши дни гибель животных идет ещё быстрее. И всё потому, что люди грубо вмешиваются в жизнь животных.
Учитель.Посмотрите на коричневый круг. На нём чёрные квадраты. Это животные, которые больше всех пострадали от человека.
Проблемный вопрос. Что нужно делать, чтобы численность животных не уменьшалась? (Обсуждение в группе.)
Свод правил 4 группа. Главное правило не охотится на редких животных, не ловить, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков.
Учитель: Запомните это правило. Очистили мы поле животных.
А сейчас посмотрите на этих животных.
(Демонстрация слайда №17).
Эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид.


-Ребята, если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем всем.
7. Работа с учебником и рабочей тетрадью.
Учебник стр. 52-53, рабочая тетрадь стр.40-41.
8. Итог урока.
(Демонстрация слайда №18)
А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка в газете. Человечек улыбается ему хорошо. Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека это тоже богатство природы и его надо беречь.
Психологический тренинг. Воспитательный момент. (Демонстрация слайда №19).
Рассмотрите чашку. Наполните её до краёв вашим любимым напитком. Представьте и постарайтесь мысленно нарисовать рядом с вашей чашкой другую, чужую. Она пустая. Отлейте из своей чашки в пустую. Рядом ещё пустая чашка, ещё и ещё.. Отливайте из своей чашки в пустые и не жалейте. А сейчас посмотрите снова в свою чашку. О! Она снова полна до краёв! Что же с ней случилось? Почему так произошло?.. Ваша чашка особенная – волшебная. Мы можем отливать из неё, а она всегда будет полной. Эта чашка – твоя! Она наполнена твоей добротой! А теперь уверенно скажите: « Это я! Я – часть природы. Я – люблю природу. У меня есть такая чашка!»
8. Домашнее задание:
Творческое задание по выбору:
а) Написать несколько предложений на тему: «Я – защитник природы».
б) Нарисовать несколько запрещающих знаков поведения в природе.
(Демонстрация слайда № 20)

10 Ученик.
Давайте будем
К этому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица.
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!
11 Ученик.
Давайте будем
Беречь планету
Во всей Вселенной
Похожей нету:
Во всей Вселенной
Совсем одна.
Что будет делать
Без нас она?....










Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
г. Мичуринска Тамбовской области



ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ДЛЯ 1 класса
НА ТЕМУ:
«ОХРАНА ПРИРОДЫ».




Учитель 1-Б класса:
Аверкова Л. А.





26 апреля 2012 года.