Урок по окружающему миру для 2 класса «Охрана природы осенью»

Конспект урока по Окружающему миру
учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №1» ЕМР Зиннатуллина И. Ф.

Класс: 2
УМК: «Перспектива»
Тема урока: «Охрана природы осенью»
Цель:
- научить обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе.
Планируемые достижения учащихся:
Предметные результаты:
Знания:
- знать правила охраны природы осенью;
- знать правила сбора грибов, ягод, орехов;
-знать нормы поведения по отношению к перелётным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору.
Умения:
- уметь находить взаимосвязь между жизнедеятельностью человека и осенней природы.
Метапредметные результаты: коммуникативные (работа в группах); познавательные (умение рассказывать о правилах охраны природы с помощью рисунков, умение извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России; умение предлагать меры охраны изучаемых объектов на основе полученной информации; умение использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для написания собственного рассказа об одном из представителей Красной книги России); регулятивные (умение точно выражать свои мысли)
Личностные результаты:
- понимать необходимость соблюдения правил охраны природы при сборе её даров осенью;
- осознавать важность изучения страниц Красной книги.
Оборудование: презентация к уроку, запись «Осенней песни» П. И. Чайковского; запись песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир»); репродукции картин и фотографии с видами осенней природы; увеличенные ксерокопии значков-предупреждений со с. 114115 учебника (каждый значок в двух экземплярах); аудиозапись стихотворения И. Бунина «Листопад», видеофильм про осень, макет дерева на доске, интернет- ресурсы.

Ход урока
Организационный момент. 
Приветствие учителя:
Окружающий нас мир интересно познавать!
     Его тайны и загадки мы готовы разгадать!
     Посмотри, мой юный друг!
     Что находится вокруг?
     Небо светло-голубое,
     Солнце светит золотое,
     Ветер листьями играет,
     Тучка в небе проплывает.
     Поле, речка и трава,
     Горы, воздух и листва,
     Птицы, звери и леса,
     Гром, туманы и роса,
     Человек и время года –
     Это всё вокруг – природа!
Проверка домашнего задания: 2-3 учащихся знакомят со своими буклетами (или с карточками) на тему «Правила здорового образа жизни в осенний период».
- Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы сегодня отправляемся в путешествие в осенний лес. Вы готовы?
2. Актуализация знаний.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Осенняя песня»
- Ребята, о чём эта музыка? Какое настроение вызывает она у вас? ( Ответы учащихся)
- Это музыка П. И. Чайковского «Осенняя песня» Прослушайте, пожалуйста, музыку ещё раз. (Включается ещё раз музыка. На экране появляется 1 слайд «Осень»)
- Что изменилось в вашем восприятии музыки после того, как вам стало известно название произведения? ( Ответы учащихся)
Вывод учителя:
- Да, действительно, эта музыка вызывает у нас лёгкую грусть, создает осеннее настроение. Мы как будто побывали в осеннем лесу. Ощутили свежий осенний воздух, услышали осенние голоса природы.
3. Подведение учеников к цели урока.
- Ребята, а кому из вас довелось в этом году побывать в осеннем лесу? Давайте все сейчас представим себя на прогулке среди осенних деревьев. ( Слайд №2 «Лесная тропинка»)
-Разведем руками ветки. (Учитель, а вслед за ним и дети делают соответствующее движение.) И вот мы вступили на лесную тропу. (Включается аудиозапись стихотворения И. Бунина «Листопад» в сопровождении видеофильма про осень на экране)
- Оглядимся вокруг, посмотрим под ноги. Вслушаемся в звуки леса. Вдохнем лесной воздух.
- Ребята, а теперь скажите, какие дары готовит для нас осенний лес? Что мы можем принести домой из леса? (Грибы, орехи.) (слайд № 3 «Осенние дары»)
- Вот как раз и гриб! (Слайд №4 «Гриб- баран» )
-Вам знаком этот гриб? Я тоже его не встречала. Давайте посмотрим на экран и прочитаем, что это за незнакомый нам гриб. (Зачитывается текст на предварительно подготовленной учителем web-странице [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], посвященный этому живому организму )
- Продолжим наше путешествие по осеннему лесу. Вот тропинка привела нас к озеру. Что за листья видим мы на поверхности воды? (Слайд №5 «Водяной орех»)
Давайте познакомимся с этим растением, который называется водяной орех. (Зачитывается текст на предварительно подготовленной учителем web-странице [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].)
- Ребята, посмотрите  по озеру плывут птицы. (Слайд №6 «Утка- мандаринка»)
Они далеко, придется взять бинокли. (Дети вслед за учителем делают из кулачков „бинокли“, „настраивают“ их.) Теперь можно и рассмотреть этих красивых уток. Их зовут «мандаринками». (Зачитывается текст на с. 116117 учебника об утках-мандаринках)
- Ребята, мы познакомились с грибом, орехом и птицей. Как вы думаете, почему же мы их не знаем и не встречаем нигде? (Они редко встречаются в природе. Причиной их исчезновения стала неразумная деятельность людей.)
-Кто помнит, что такое Красная книга? (Учащимся показывается Красная книга.) Приведите примеры растений и животных из Красной книги. (Слайд №7 «Красная книга»)
А теперь давайте подумаем, почему эта книга такая толстая?  Это хорошо или плохо, что она такая толстая? (Выслушиваются мнения учащихся)
4. Освоение нового материала.
- Настало время определить тему нашего урока. И так, о чём мы сегодня будем говорить? Чему мы научимся на этом уроке? (Вместе с детьми формулируется тема и цель урока.
( Слайд № 8 «Тема урока «Охрана природы осенью»») А теперь давайте подумаем, в каких делах мы можем проявить свою любовь к природе. С помощью каких мер можно охранять жителей природы?
- Я не зря рассадила вас по группам. Каждая из наших групп  команда спасателей природы. Перед вами лежат пазлы. В этих пазлах „зашифрованы“ правила охраны природы осенью. Собрав их, вы увидите значки с правилом, за которое вы ответственны в нашем путешествии.
( Учащиеся собирают пазлы, после чего каждый значок с правилом прикрепляется к доске)
- Расскажите о них по этим рисункам. Сначала подумайте сами, а потом проверьте себя по учебнику на стр. 114-115. (Каждая группа работает с одним значком, обсуждает свои варианты, находит соответствующий абзац учебника, читает и сообщает учителю о готовности. Слушаются ответы.)
Физминутка: «Мы словно деревья». ( под музыку Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир» )
Мы словно деревья в чаще лесной,
Ветвями качаем под ветром зимой,
Весною мы выше и выше растём,
И тянемся к солнышку ночью и днём,
А осенью листья встряхнём постепенно.
И кружит, и кружит их ветер осенний.
5. Применение освоенного в практической деятельности.
- Команды спасателей вооружилась знаниями о защите природы и мы продолжаем наше путешествие. ( Слайд №9 «Сломанное дерево» Звучит тревожный сигнал, на экране появляется сломанное дерево.)
- Что случилось? Какая команда может прийти к нам на помощь? Что мы можем сделать? ( Посадить дерево)
- Вот мы сделали доброе дело и можем продолжить путь по лесу, полному удивительных тайн и загадок. ( Слайд № 10 «Растоптанный гриб». Звучит тревожный сигнал, на экране появляется рисунок растоптанного гриба)
- Дети в лесу наступают на грибы, срывают и бросают их. Кто объяснит правило, которое поможет исправить эту ситуацию? ( Ответы 2 группы)
- Продолжим наше путешествие. (Слайд № 11 «Ёжик». Звучит тревожный сигнал, на экране появляется рисунок ёжика в коробке.)
- Мальчик нашел в лесу ёжика и принес его домой. Ребята, как вы думаете, нужна ли помощь ёжику? Грозит ли ему опасность? Какая команда придёт к нам на помощь? (Выступление учащиеся 3 группы)
- Ребята, вот мы и закончили наше путешествие. Нам остается только опять раздвинуть ветки деревьев и оказаться в классе. А давайте ещё раз вспомним, какие спасательные операции совершили мы- юные спасатели, во время путешествия:
- посадили дерево;
- спасли грибы, помогли птицам и ёжику.
-Хорошие дела сделали мы, ребята! Давайте последний раз оглядимся вокруг себя, проверим, не оставили ли мы после себя мусор. Все хорошо, можно возвращаться в класс. С новыми знаниями и желанием быть помощниками, друзьями природы.     Тренировочные упражнения  
Дети выполняют задания № 3 и № 4 на с. 6869 рабочей тетради.   6. Оценивание планируемых результатов.
- Сегодня на уроке мы сделали много добрых дел для нашей прекрасной природы. Охранять природу- это охранять Родину, а значит охранять себя. Теперь все вместе, как настоящие товарищи, попробуем хором прочитать вывод нашего учебника. (Учащиеся зачитывают вывод урока на с. 117 учебника.)
- Довольны ли вы своей работой на уроке? Давайте оценим свои знания. Чему мы должны были научиться на уроке? Чему мы научились? Для чего нужны нам полученные знания? Кто очень хорошо освоил материал, возьмите оранжевые листья, а кто что-либо не успел освоить на уроке- желтые листья. А теперь украсим наше дерево. (Учащиеся прикрепляют на заранее приготовленное дерево на доске свои листья) Какое красивое осеннее дерево у нас получилось!
Домашнее задание
1 вариант - придумать и нарисовать свои значки по охране осеннего леса;
2 вариант – подготовить информацию об одном из представителей Красной книги Татарстана
  

15