Конспект урока по русскому языку Буквы О-Ё после шипящих в корне слова


Урок русского языка в 5 классе
Тема: Буквы ё – о после шипящих в корне
Цель: научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать, используя игровые и занимательные моменты, вызвать у учащихся интерес к изучаемой теме.
Задачи:
Образовательная: познакомить с условиями выбора букв о - ё после шипящих в корне, выработать навык применения правила при написании данной орфограммы.
Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей: придумывать предложение со словом на данную орфограмму; содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;
Воспитательная: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать коллективно.
Оборудование: презентация.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Выполнила: Шевякова Т.В.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня такой прекрасный день. Давайте получим удовольствие от урока! В классе должно царить хорошее настроение. Давайте друг другу подарим улыбку. Слайд 2)
Начинаем наш урок!
Очень хочется, чтоб впрок
Он пошел вам, и тогда
Будем грамотны всегда.
ІІ. Проверка домашнего задания.
1) Упр.438: 1 уч-ся – выписывает слова с чередующейся гласной в корне,
2 уч-ся – с безударной гласной в корне.
2) Фронтальный опрос.
IIІ. Повторение материала, изученного на прошлом уроке.
- Когда в корнях –раст- - -рос- пишется А, а когда О.
- Перед вами кроссворд. Вставьте в слова кроссворда недостающие буквы. Запишите эти слова в тетрадь.
1Р 2 П О Д Р С Л А 3 Р С Т О В И 4В Ы 5 Р С Т И Л С А Т В О К Самопроверка. Слайд 3.
Предложите вариант названия кроссворда. Кто озвучит правило о правописании корней – раст- - - рос-?
IV. Постановка проблемы и актуализация знаний.
1.Грамматическая сказка.
- Ребята, предлагаю вам послушать небольшую сказку.
Капризные шипящие.
Дружно живут согласные с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак с работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласной, когда перед ней оказывается шипящая. С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно рядом с ними буквам О и Ё. То всем шипящим подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе. И они согласны стоять только рядом с О. Вот и приходится писать: слайд 4.
НА ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТОК ПРИЛЕТЕЛА ПЧЁЛКА.
Тсс.. Слышите, что говорят шипящие?
- Осторож-ж-но! Мы – ш-ш-шипящ-щ-щие!
-Устно поставьте ударение в словах жёлтый, пчёлка.
-Является ли буква ё орфограммой?
(Является, потому что пишется буква ё, а слышится звук [о])
-После каких звуков находится орфограмма?(После шипящих согласных.)
-В какой морфеме находится орфограмма?(В корне)
-Сформулируйте тему урока. Слайд 5.
– Откройте тетради, запишите тему урока. Слайд 6.
– Ребята, а как вы думаете, чему мы с вами должны научиться?Сформулируйте нашу цель. Слайд 7.
– Мы научимся определять, какую гласную мы пишем после шипящих в корне слова, О или Ё.
V. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.
1. Работа с таблицей. Слайд 8.
Буквы ё и о после шипящих в корне
Шелк – шелковистая шов
Щеки – щека капюшон
– Используя таблицу, попробуйте сформулировать правило написания букв о-ё после шипящих. (Если к слову мы можем подобрать однокоренное с Е, то пишем Ё, если нет, то пишем О.)
– А как называются слова, которые пишутся не по правилу, которые нужно запомнить? (Исключения)
- Все ли слова подчиняются данному правилу?
- Что же за слова с правой стороны?)
– Теперь вы можете сформулировать правило написания букв о-ё после шипящих?
- Проверим по учебнику. Откройте учебник на странице 180. (Читают вслух).
- Ребята, обратите внимание на обозначение орфограммы.
2. Слова-исключения.
– Ребята, мы говорили, что в нашей орфограмме есть слова-исключения. У этих слов нет однокоренных пар в нашем языке, поэтому в них пишется о. А чтобы их легче было запомнить, послушайте стихотворение: слайд 10.
Наш “о” сегодня разозлен
Шов в капюшоне сделал он.
Накинув вышитый наряд,
Полез за ягодами в сад,
Но шов цеплялся за крыжовник,
И шорох услыхал садовник.
3. Слова иноязычного происхождения Слайд 11.
-Со словами иноязычного происхождения, которые вы видите на экране, составьте словосочетания, запишите их и объясните правописание гласной в корне после шипящих.
1. Жокей - наездник на скачке.
2. Крюшон – прохладительный напиток.
Вывод:
- Какая гласная пишется после шипящей в иноязычных словах? Часто встречаются в русском языке иноязычные слова, такие как артишок, анчоус, но что они обозначают, мы зачастую не знаем. Каково лексическое значение этих слов, нам скажет (ученик, работавший с Толковым словарём).
4. АлгоритмСлайд 12.
- Для того чтобы правильно писать о-ё после шипящих в корне слова, нужно запомнить алгоритм
5. Физминутка.
Ребята, мы хорошо поработали, давайте отдохнем. Встаньте и найдите глазами кружок красного цвета, а теперь синего цвета. Глазами, рисуя линию, вернитесь к красному кружку, медленно снова к синему. Найдите кружок жёлтого цвета. Нет, нигде не нашли? Закрыли глаза, мысленно увидели это слово. Как оно пишется? Почему? Откройте глаза. Найдите кружок зеленого цвета, соедините его воображаемой линией с красным, а теперь наоборот. (Учителем заранее приклеены красный и синий кружки над доской, а зеленый – под доской.) Молодцы! Садитесь.
VІ. Закрепление нового материала.
Успешными людьми не рождаются, ими становятся. Профессионалом в каком-либо деле может стать каждый. Английская пословица гласит: «Practicemakeperfect» (слайд №13). Кто знает перевод? «Совершенство достигается тренировкой».
Продвигаемся к совершенству, алгоритм-ключ у вас в руках.
1. Первичное закрепление.
Упражнение № 442 выполнить по «цепочке»
Вывод по упражнению.
2. Отгадайте загадки, запишите отгадки (один человек у доски, остальные в тетрадях) и объясните их написание (выделите орфограмму).
К одежде за воротничок
Пришили этот колпачок.
(капюшон)
Очень эта речь тиха,
Прямо скажем, чуть слышна.
(шёпот)
На ветке – конфетки
С начинкой медовой,
А кожа на ветке –
Породы ежовой.
(крыжовник)
Вновь упала на глаза
Не корова, не коза,
Не сосна, не ёлка,
А моя же…
(чёлка)
Я у деда был в саду.
Дед мне дал орех в меду.
- Видишь, ульи там и тут?
Новосёлы в них живут!
А пронзают, будто ток,
Сделав на руке ожог.
- Кто же эти новосёлы?
Дедушка ответил:
- … (пчёлы).
Это платье не из ситца –
Модницам в него рядиться!
Что за ткань, возьми ты в толк,
Щеголихи любят…
(шёлк)
На поляне дуб могуч.
Ветви достают до туч,
Летом разрастётся он –
Тень лежит со всех сторон.
Дуб велик, плод мал, как ноготь.
Называется он … (жёлудь)
3. Тренировочное упражнение: задание по вариантам. Слайд 14.
-Найдите слова, в которых допущена ошибка, исправьте её, обозначая орфограмму. Время выполнения – 2 минуты, затем поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания у соседа
Взаимопроверка с помощью слайда №15.
VІI. Подведение итогов, выставление отметок.
Ребята, предлагаю обобщить изученный нами на уроке материал в виде таблицы: (слайд 16)
В какой позиции находятся гласные Ё – О после шипящих в корне слова? (под ударением)
При каком условии мы после шипящей пишем букву Ё? Приведите примеры.
А при каком условии мы пишем букву О? Приведите примеры.
Целью урока, было, научится грамотно писать слова с данной орфограммой. Достигнута цель?
Что осталось непонятным?
Что понравилось больше всего?
Что показалось самым трудным?
VII. Домашнее задание по выбору: (слайд 17)
§86, упр. 444.
Составьте шуточный рассказ со славами-исключениями и с буквой ё после шипящих – “Шипящий детектив”.
VІІІ. Рефлексия.
- Мне очень хочется узнать, с каким настроением вы покидаете урок. На парте перед каждым из вас – два жетона: один – с улыбающимся личиком, второй- с грустным. Выберите тот жетон, изображение на котором соответствует вашему эмоциональному состоянию в настоящий момент.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточка № 1.
Подберите такие однокоренные слова, чтобы ударение в них падало на гласную после шипящих.
Образец: пчелиный – пчёлы
Причесаться
Учебный
Шерстяной
Шелковистый
Желтеть
Чернеть
Черта
Дешевле
Карточка № 2.
Спишите пословицы и поговорки, вставляя в слова пропущенные буквы.
Апрель ч..рен в поле, но в лесу ещё бел.
Дош..л скоро, а не споро.
Хорош садовник – крупен крыж..вник.
Нет пч..лки без жальца.
Уч..ный не тот, кто считает, а тот, кто знает, о чём считает.
Карточка № 3.
Найдите в Толковом словаре и запишите лексическое значение иноязычных слов:артишок, анчоус, корнишон.
Карточка № 1.
Подберите такие однокоренные слова, чтобы ударение в них падало на гласную после шипящих.
Образец: пчелиный – пчёлы
Причесаться
Учебный
Шерстяной
Шелковистый
Желтеть
Чернеть
Черта
Дешевле
Карточка № 2.
Спишите пословицы и поговорки, вставляя в слова пропущенные буквы.
Апрель ч..рен в поле, но в лесу ещё бел.
Дош..л скоро, а не споро.
Хорош садовник – крупен крыж..вник.
Нет пч..лки без жальца.
Уч..ный не тот, кто считает, а тот, кто знает, о чём считает.
Карточка № 3.
Найдите в Толковом словаре и запишите лексическое значение иноязычных слов:артишок, анчоус, корнишон.