Конспект урока по русскому языку на тему Буквы о (е) на конце наречий после шипящих


Конспект (проект) занятия (при реализации классно-урочной системы обучения)
Тема занятия: буквы о (е) на конце наречий после шипящих
Цель занятия:
-выявить закономерность написания гласных букв о-е (ё) после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных, наречий.
Задачи занятия:
- формировать умение выделять орфограмму «О - Е после шипящих на конце наречий», определив часть речи и часть слова;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление;
- воспитывать интерес к урокам русского языка.
Место проведения занятия: класс
Продолжительность занятия: 45 мин
Материально-техническое обеспечение занятия: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Методическое и дидактическое обеспечение занятия: карточки с заданиями.
Тип занятия: урок ознакомления с новым учебным материалом.
1. Организационный момент Основные элементы
Цель: вовлечь обучающихся в учебную деятельность.
Методы работы: фронтальный (диалог, беседа),
Настрой учащихся: позитивный.
Деятельность обучающихся Деятельность преподавателя Примечание
-  Клад - это богатство, деньги, золото.
- Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?
-  Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся.
Итак, в путь!
Устно
2. Опрос обучающихся по заданному на дом материалу Основные элементы
Цель: определить ЗУНы, которые обучающиеся усвоили на предыдущем уроке.
Задачи: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми обучающимися, выявление пробелов и их коррекция, оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
Если обнаружится незнание или слабые знания по выполнению задания - работа по памяткам:
- выяснение лексического значения слова
- после сверки с правильным вариантом ответа, задание закончить фразой: «У меня не получилось выполнить это задание, потому что… Чтобы знать этот материал, мне нужно…»
Методы и приемы: беседа, активизирующие вопросы.
Деятельность обучающихся Деятельность преподавателя Примечание
- Наречие — это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко — предмета. Наречия неизменяемы и примыкают к глаголу, прилагательному, другому наречию.
- Горячо, издалека, по-моему, насмерть.
- Навстречу гостям вышел хозяин.Мальчик бросил мяч очень далеко. Маша недовольно вырвала страничку.
- Что такое наречие?
- Приведите примеры.
- Прочитайте свои предложения.
Устный опрос по теме «Наречие»
3. Изучение нового учебного материала Основные элементы
Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.
Цель: получить новые навыки правописания о и е после шипящих в разных частях речи; показать условия выбора этой орфограммы в наречиях.
Формы и методы: работа в группах, фронтальная.
Деятельность обучающихся Деятельность преподавателя Примечание
- Морфология.
- Слова как части речи.
- Наречие.
- Вывод:
в окончаниях имен существительных, прилагательных после шипящих в ударном положении пишется гласная о, в безударном –е.
- Часть речи, часть слова, ударение.
- Наречия.
- Горячо́, волну́юще,
Свежо́, блестя́ще, хорошо́, певу́че, вечо́р, неуклю́же.
- На конце наречий после шипящих под ударением пиши букву О, без ударения — Е.
- Буквы о (е) на конце наречий после шипящих - Давайте вспомним, какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем?
- Что изучает морфология?
- Какую часть речи в этом разделе мы с вами изучаем?
- Ребята, а какие части речи вы еще знаете? (Ответы учащихся).
- Я не случайно вас об этом спросила. Знание частей речи пригодится вам при выполнении следующего задания нашего урока. Посмотрите на экран. Это задание вы должны выполнить в парах, подумайте вместе со своим соседом и объясните правило написания О-Е в словах разных частей речи.
Прочтите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните условия их выбора
Ш…пот, мальч…нка, ш…рох, ч…лка, бельч…нок, еж…вый, сверч…к, врач…м, луч…м, медвеж…нок, свеч…й, боч…нок, грач…м, ш…колад, девч…нка, пч…лка.
- Какой вывод мы может сделать?
- Какие 3 условия определяют выбор этой орфограммы?
- А сейчас посмотрите на экран и прокомментируйте записанное.
Какие это части речи? Поставим ударение.
ИСКЛЮЧЕНИЕ: ещё.
- Делаем вывод:
- Сформулируйте тему нашего урока.
Работа в парах.
Работа с карточкой
Постановка учебной задачи.
Формулировка темы урока.
4. Закрепление учебного материала
Основные элементы
Цель: закрепить новые полученные знания.
Работа с учебником.
Деятельность обучающихся Деятельность преподавателя Примечание
- От прилагательных и причастий. 1) Упражнение 241
(комментированное письмо, конструирование предложений)
- От каких слов образованы данные наречия?
- Какой частью слова являются буквы о и е на конце наречий.
2) Подобрать к глаголам наречия с буквами о или е на конце после шипящих. Задание выполняется в группах.
I группа. Выступать, говорить;
II группа. Учиться, двигаться, поглядывать;
III группа. Относиться, всматриваться, звучать.
Слова для справок: блестяще, убеждающе, хорошо, любяще, осуждающе, испытующе, торжествующе, неуклюже, горячо.
Запишите эти слова в тетрадь, выделите суффикс и поставьте ударение.
3) Написать мини - сочинение о зиме. В нём следует употребить наречия: ещё, свежо, колюче, хорошо, блестяще волнующе.
Выполнение упражнений  
Творческая работа.
5. Подведение итогов занятия Основные элементы
Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей.
Деятельность обучающихся Деятельность преподавателя Примечание
- Подошёл к концу наш урок. Каждый из вас пусть проанализирует свою работу на уроке: что удалось, что вызвало затруднения.
- Какая гласная недопустима после шипящих в наречиях? (ё)
- Чем обусловлено написание буквы ё в слове ещё?
- Домашнее задание: выполнить упражнение 243.
Оценивание учителем работы учеников на уроке.