РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ у тетей с особыми возможностями здоровья средствами игры

РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Власова Т.В., Фотина С.Е.
ТСП «Нагорное» ГБПОУ ПК №39, г. Москва

Самую многочисленную группу детей с особыми возможностями здоровья составляют дети с нарушениями интеллекта (более 2% от общей детской популяции).
Развитие личности умственно отсталого ребенка происходит по тем же законам, что и развитие нормально развивающихся детей. Вместе с тем в силу интеллектуальной неполноценности оно происходит в своеобразных условиях. В общей совокупности многообразных черт личности существенное место принадлежит эмоциям, которые оказывают влияние на любое проявление человеческой активности. Формирование личности ребенка с нарушением интеллекта является центральной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса.
Важным условием развития положительных, личностных качеств ребенка является создание реальной ситуации успеха в процессе сотрудничества.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность в межличностной коммуникации. Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить.
Практический опыт свидетельствует, что дети с нарушением интеллекта обладают недостаточным уровнем развития межличностных взаимоотношений. Следовательно, они нуждаются в создании специальных условий, обеспечивающих развитие межличностных взаимоотношений. Эту задачу удается решать как на коррекционно-развивающих занятиях, так и в рамках учебного предмета «Игра и игротерапия». В совместной игре воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение поставленных задач. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удастся увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их позитивные поступки, конструктивные взаимоотношения.
Без специального обучения игра у детей с нарушением интеллекта не может занять ведущее место и, следовательно, оказать воздействие на психическое развитие. С целью регуляции личных взаимоотношений детей следует каждому из них обеспечить положительное эмоциональное самочувствие в коллективе, более широкие взаимоотношения со сверстниками, формировать потребность в активном общее друг с другом, воспитывать умения и навыки правильного, конструктивного общения, а также адекватной самооценки и уровня притязаний в сфере личных взаимоотношений.
15