Конспект урока по познанию мира на тему Землетрясение (4 класс)


МaCалімніS сабаK жоспарлары МaCалім Зинькив Е.С.
П‰н: познание мира Сынып Класс 4 «А» ОKу жылы 01.10.14г
ТаKырып: Землетрясения
МаKсат: Сформировать представление о ЧС природного, техногенного, социального характера, их последствиях и правилах безопасного поведения; Расширить знания об истории землетрясение. Познакомиться с различными видами опасностей, встречающихся человеку каждый день, научить избегать необоснованный риск, замечать опасности и предупреждать их появление, а если беда случилась – действовать быстро и грамотно. Развивать наблюдательность, сравнение, умение делать выводы, анализировать, логическое мышление; Воспитывать в себе уважительное отношение к собеседнику, наблюдательность, зоркость, умение доводить начатую работу до конца, чувство товарищества и бережное отношение к своей жизни и здоровью, положительную мотивацию к учению.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Форма работы, стратегии
Оценивание
Ресурсы

Вызов
Формирование групп.
Целеполагание.

Орг.момент.

Самооценивание готовности




Чтение стихотворения Низами подготовленным учеником:
Вся земля сотрясалась, туч метнулась гряда.
Сотрясенье земли унесло города
Все оковы небес разомкнуться смогли.
Свёл разгул сотрясенья суставы земли,
Сжал он бедную землю в такие тиски,
Что огромные скалы разбил на куски






Опрос домашнего задания
«Вопрос-ответ»
Оценивание спрашивающим учеником



Подведение к новой теме












\Осмысление




Что такое стихийное бедствие?
Стихийные бедствия – это различные явления природы, вызывающие внезапные нарушения нормальной жизнедеятельности населения, а также разрушения и уничтожение материальных ценностей. Они нередко оказывают отрицательное воздействие на окружающую природу. К стихийным бедствиям обычно относятся землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, снежные заносы, извержения вулканов, обвалы, засухи, ураганы, бури.
Проблемный вопрос





Землетрясение – это сейсмические явления, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии, передающиеся на большие расстояния в виде резких колебаний, приводящих к разрушению зданий, сооружений, пожарам и человеческим жертвам.
Очаг землетрясения область возникновения подземного удара в толще земной коры или верхней мантии, являющегося причиной землетрясения.
Эпицентр землетрясения – это проекция центра очага землетрясения на земную поверхность. Вокруг эпицентра землетрясения, как правило, располагается область наибольших землетрясений.
По способу образования землетрясения разделяют на 4 типа:
1. Тектонические возникают при подвижках по разлому в земной коре. Иногда глубинные разломы выходят на поверхность. Максимальная зарегистрированная величина сейсмогенных смещений по разлому – 15 м.
2. Вулканические происходят вследствие резких перемещений магматического расплава в недрах Земли или в результате возникновения разрывов под влиянием этих перемещений.
3. Обвальные возникают при развитии крупных оползней, обрушении кровли шахт или подземных пустот.
4. Искусственные (техногенные) могут возникать по причине заполнения глубоких, более 10 м водохранилищ, закачки воды в скважины; при образовании подземных полостей вследствие добычи полезных ископаемых, горных работ и взрывов большой мощности.
Выдвижение гипотез
Оценивание –сравнение с ответом
Рис. 1. Последствия землетрясения

физминутка



Среди признаков близкого землятрясения можно назвать:
1) резкие изменения уровня воды в водоемах или ее помутнение;
2)запах газа в районах, где раньше этого не было;
3) беспокойство птиц и домашних животных;
4) вспышки в виде рассеяного света зарниц;
5) необычная напряженная тишина за несколько часов до события;
6) мгла в воздухе или гроза;
7) искрение близко расположеных (но не касающихся) электропроводов;
8) голубоватое свечение внутренней поверхности домов;
9) нарушения в работе радио, телеграфа, электромагнитных приборов;
10) слабые толчки земной поверхности.
- Прибор, который может зарегистрировать даже слабые толчки, называется – сейсмограф. Рассмотрите устройство этого прибора.
- Для того, чтобы данные о силе землетрясения в нашей стране и ряде европейских стран в последние десятилетия используется 12 балльная международная сейсмическая шкала MSK – 1964. В конверте № 2 вы найдёте опорные слова для определения процессов, происходящих во время землетрясений. Попробуйте описать признаки, по которым определяют силу землетрясения силой в 4, 7, 11 баллов.- Ответы детей.
- А вот к каким последствиям приводят землетрясения? О чем нам может рассказать всемирная история землетрясений, вы узнаете выполнив задание из конверта №3. На карточках среди букв и буквосочетаний найдите фразу, касающуюся землетрясений и его последствий.
- Так как же действовать, если существует угроза землетрясения или землетрясение уже началось? Перед вами на экране правила безопасного поведения во время землетрясения. Знание и соблюдение требований безопасности приводит к сокращению различного рода жертв и потерь. Для того, чтобы вы лучше запомнили, как надо действовать во время землетрясения давайте составим «Памятку школьника» из разрезанных фрагментов в конверте № 4.
-И с этим заданием вы справились. Памятка готова, и она займёт своё место в «классом уголке».
- А для того, чтобы закрепить знания по данной теме разгадаем кроссворд с ключевым словом
1.Тяжелое последствие землетрясения для зданий и сооружений. (разрушение)
2.Прибор для определения силы землетрясения. (сейсмограф)
3.Место на поверхности земли, наиболее близкое к центру землетрясения. (эпицентр)
4.Республика, в которой произошло сильнейшее землетрясение XX века. (Армения)
5.11 баллов по шкале MSK – 1964. (катастрофа)
6.«Волна в заливе» (цунами)
7.Город в Казахстане чаще всего подвергающийся воздействиям землетрясений?
Ключевое слово: землетрясение




\Рефлексия, итог урока
Какой вывод можно сделать по теме урока?
- Надо всегда помнить: даже если твой район считается сейсмически безопасным, нет гарантии, что ты не окажешься в зоне ЧС, путешествуя с родителями во время каникул. И от ваших знаний и действий может зависеть твоя жизнь и жизнь твоих близких.

Инструктаж д/з
Составить памятку при ЧС, учить по тетради

Результат урока: Сформирует представление о ЧС природного, техногенного, социального характера, их последствиях и правилах безопасного поведения; Расширит знания об истории землетрясение. Узнает различные виды опасностей, встречающихся человеку каждый день, научить избегать необоснованный риск, замечать опасности и предупреждать их появление, а если беда случилась – действовать быстро и грамотно. Разовьет, в рамках урока, наблюдательность, сравнение, умение делать выводы, анализировать, логическое мышление; сможет проявить уважительное отношение к собеседнику, наблюдательность, зоркость, умение доводить начатую работу до конца, чувство товарищества и бережное отношение к своей жизни и здоровью, положительную мотивацию к учению.














Последствия землетрясенияРисунок 1Последствия землетрясенияОчаг и эпицентр землетрясения Рисунок 2Очаг и эпицентр землетрясения конспект уроков природоведене 4 классРисунок 6конспект уроков природоведене 4 классконспект урока природоведение 4 классРисунок 5конспект урока природоведение 4 классИђ Заголовок 1 ђ Заголовок 2qђ Заголовок 3qђ Заголовок 4ђ Заголовок 515