Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках естественно-математического цикла


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
Жмакина М.В.
МАОУ СОШ №32 города Тюмени
Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Для старших школьников обучение и общение являются ведущими видами деятельности, поскольку в ближайшей судьбе школьника именно коммуникативная компетенция играет основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности. В связи с вышеизложенным, становится очевидной необходимость использования новых форм учебной деятельности, которые бы способствовали формированию коммуникативной компетенции учащихся в общении, а также развитию мыслительных способностей и общей личностной культуры школьников.
Коммуникативная компетенция должна формироваться не только на уроках предметов гуманитарного цикла, но и естественно-научных дисциплин.
Наиболее успешно проблемы формирования коммуникативной компетенции решаются на нетрадиционных уроках. На таких уроках делается акцент на межличностные коммуникации, за основу которых берется способность ученика встать на позицию другого человека или группы и с этой позиции оценить свои собственные действия. На нетрадиционном уроке применяются такие методы и формы учебной деятельности школьников, как проблемно-поисковый метод, метод проектов, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности учащихся, т.е. игровая (моделирующая), оценочно-дискуссионная, рефлексивная деятельность.
Большую роль в формировании коммуникативной компетенции играют компетентностно-ориентированные задания (КОЗы), которые могут быть использованы на любом этапе урока. При помощи таких заданий можно формировать как письменную коммуникацию, так и устную. Такие задания способствуют не только формированию коммуникативной компетенции, но и таких умений, как выделять главную мысль, составлять тезисы, конспекты, а самое главное переносить приобретенные знания в нестандартные ситуации, что становится главным при внедрении стандартов второго поколения.