Творческий комментарий к стихотворению В. Полежаева Иван Великий


4.Творческая работа
Перед Вами стихотворение А. Полежаева "Иван Великий", написанное в 1833 году. Представьте, что вы составитель современного школьного учебника литературы и должны прокомментировать в этом стихотворении все непонятные ("темные") места: слова, исторические и культурные реалии и пр. "Подготовьте" этот текст к публикации. При составлении текста учтите возраст (определите сами) и возможные направления работы учащихся с текстом (продумайте этот момент сами).
Александр Полежаев
ИВАН ВЕЛИКИЙ
Опять она, опять Москва!
Редеет зыбкий пар тумана,
И засияла голова
И крест Великого Ивана!
Вот он – огромный Бриарей,
Отважно спорящий с громами,
Но друг народа и царей
С своими ста колоколами!
Его набат и тихий звон
Всегда приятны патриоту;
Не в первый раз, спасая трон,
Он влек злодея к эшафоту!
И вас, Реншильд и Шлиппенбах,
Встречал привет его громовый,
Когда, с улыбкой на устах,
Влачились гордо вы в цепях
За колесницею Петровой!
Дела высокие славян,
Прекрасный век Семирамиды,
Герои Альпов и Тавриды –
Он был ваш верный Оссиан,
Звучней, чем Игорев Баян.
И он, супруг твой, Жозефина,
Железный волей и рукой,
На векового исполина
Взирал с невольною тоской!
Москва под игом супостата,
И ночь, и бунт, и Кремль в огне –
Нередко нового сармата
Смущали в грустной тишине.
Еще свободы ярой клики
Таила русская земля;
Но грозен был Иван Великий
Среди безмолвного Кремля;
И Святослава меч кровавый
Сверкнул над буйной головой,
И, избалованная славой,
Она склонилась величаво
Перед торжественной судьбой!..
Восстали царства; пламень брани
Под небом Африки угас,
И звучно, звучно с плеском дланей
Слился Ивана шумный глас!..
И где ж, когда в скрижаль отчизны
Не вписан доблестный Иван?
Всегда, везде без укоризны
Он русской правды алкоран!.. Люблю его в войне и мире,
Люблю в обычной простоте
И в пышной пламенной порфире,
Во всей волшебной красоте,
Когда во дни воспоминаний
Событий древних и живых,
Среди щитов, огней, блистаний,
Горит он в радугах цветных!..
Томясь желаньем ненасытным
Заняться важно суетой,
Люблю в раздумье любопытном
Взойти с народною толпой
Под самый купол золотой
И видеть с жалостью оттуда,
Что эта гордая Москва,
Которой добрая молва
Всегда дарила имя чуда –
Песку и камней только груда.
Без слов коварных и пустых
Могу прибавить я, что лица,
Которых более других
Ласкает матушка-столица,
Оттуда видны без очков,
Поверьте мне, как вереница
Обыкновенных каплунов...
А сколько мыслей, замечаний,
Философических идей,
Филантропических мечтаний
И романтических затей,
Всегда насчет других людей,
На ум приходит в это время!
Какое сладостное бремя
Лежит на сердце и душе!
Ах, это счастье без обмана,
Оно лишь жителя Монблана
Лелеет в вольном шалаше!
Один крестьянин полудикий
Недаром вымолвил в слезах:
"Велик господь на небесах,
Велик в Москве Иван Великий!"
Итак, хвала тебе, хвала,
Живи, цвети Иван Кремлевский,
И, утешая слух московский,
Гуди во все колокола!..
1833
Критерии оценки:
Соответствие идее задания, жанру – до 5 баллов
Оригинальность, глубина суждений – до 20 баллов
Логичность – до 5 баллов
Общая грамотность текста – до 5 баллов
Всего: 35 баллов
ОТВЕТ:
Все значительное, о чем размышлял род человеческий,
он запечатлел в камне.
Виктор Гюго
Трагическая судьба Александра Полежаева, как и его поэзия, были хорошо известны современникам. Его стихи распространялись в рукописях, а в 1832 году в Москве, когда сам автор находился в Кавказской действующей армии, вышел из печати сборник его стихотворений.
Полежаев открыл для поэзии новые стороны жизни Москвы, и, прежде всего трагические: его описание тюрьмы, в которой ему довелось сидеть, тюрьмы, находящейся в том месте, где когда-то помещалась типография просветителя Н.И. Новикова, начало собой "тюремную тему" в поэзии русского освободительного движения.
К теме Москвы Полежаев в своих стихотворениях возвращается не однажды.
В конце 1820-х годов, перед отправкой на Кавказ, он пишет стихотворение "Кремлевский сад.А в 1833 году, когда Полежаев вернулся с Кавказа, первое его стихотворение тоже было о Москве, это - стихотворение "Иван Великий". Оно противоречиво, как и тогдашнее состояние и настроение поэта: он - уже известный поэт и знает цену своему таланту, но в то же время он - бесправный солдат, которому фельдфебель может дать в зубы, которого могут высечь, а между тем сколько совершенно ничтожных людей пользуются правами, которых он лишен; и в таком настроении он, поднявшись на колокольню, смотрит с нее на открывающуюся панораму
Но вместе с тем Иван Великий предстает перед ним народным, дорогим и ему символом.






Дорогой ученик.
Ты прочитал стихотворение и вдохновился тем, как автор, глядя с высоты птичьего полета на открывающуюся панораму, мог выражать свои чувства. Надеюсь, что путешествие в историю и «картину мира» поэта было увлекательным и понятным, так как я раскрыла для тебя некоторые непонятные, "темные" места стихотворения.
В народе было распространено поверье, что, пока стоит "Иван Великий", будет стоять и Россия. Возможно, в связи с этим ты захочешь узнать больше об "Иване Великом". Почему народ верит в силу и могущество этой колокольни? Каких еще поэтов вдохновляло это сооружение, а точнее «голос» его? Ты удивишься тому, узнав сколько колоколов на белокаменных плечах его. Я скажу больше: у каждого колокола есть с свое имя. А какое – предстоит узнать самому.
Ответы и на следующие вопросы не оставят тебя равнодушным.
Почему это сооружение выполняло в старой Москве функцию сигнальной главной дозорной башни?
Почему нельзя было строить здания выше этого?
Что значит звонить «во все колокола» или «во всю фамилию», а также «кричать во всю Ивановскую»?
Удачи!
Максимальный балл по блоку "Литература" - 70 баллов