Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Графжираф» песочное рисование

Дополнительная общеобразовательная программа
дополнительного образования детей
«Графжираф» песочное рисование

Кадышева К.С., педагог дополнительного образования МОУ ДОД Центра дополнительного образования детей города Димитровграда
Возраст обучающихся –7-14 лет, дети с проблемами здоровья
1 год обучения – 144 часа

Пояснительная записка

Важнейшей задачей кружковой работы по изобразительному искусству является расширение и углубление знаний и представлений учащихся о прекрасном, воспитание умения видеть. Формирование художественного восприятия учащегося и его образного мышления позволит быть компетентным и творчески активным в области дизайна. Данная программа включает в себя не только рисование песком, но и которое направленно на разработку проблемных участков рук, пальцев, моторики, особенно для детей с ДЦП.
Как и любое другое занятие ИЗОтворчеством, песочная живопись (в том числе, как и общение с натуральным материалом) - развивает тактильную чувствительность и моторику пальцев, пространственное восприятие, мышление и внимание, воображение и фантазию - все это в сумме способствует гармоничному развитию личности ребенка. К этому списку можно добавить, что при рисовании песком развивается умение адаптироваться в меняющихся условиях, исследовательский интерес, познавательная активность.
На первых занятиях, будет проведено игровое знакомство с детьми, как для того чтобы наладить с ними контакт, так и для выявления особенностей поведения и характера, каждого ребенка.
Каждое занятие с детьми, обязательно будут начинаться с небольшой развивающей игры (к примеру, пальчиковая гимнастика). Все занятия будут тематическими - темы к занятиям будут придуманы в процессе работы, и предшествующих событий (праздников, времен года и т.д.)
Дети будут обучаться рисованию песком не только в традиционной форме, в такой, как рисование простым песком на стекле с освещением, а так же на обычной поверхности, цветным песком, что даст дополнительный плюс для развития восприятия ребенка. Так же дети будут работать с трафаретами, известными мировыми картинками для развития эстетического развития и восприятия ребенка.

Изобразительная деятельность стоит среди самых интересных видов деятельности дошкольников и младших школьников. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое личное впечатление об окружающем мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.
Анализ процесса изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны: отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны: умения выразить эти представления в графической форме на плоскости светового стола , подчинить движение руки задаче изображения. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей с целью образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование песочных навыков и умений. 

Четыре основных направления работы:
Освоение техники рисования на песке пальцами;
Освоение техники рисования на песке палочками ;
Освоение насыпного рисования;
Практическая работа в общественно-полезном направлении.
Актуальность программы: обусловлена тем, что дети дошкольного и младшего школьного возрастов еще не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют рациональными способами движения руки при рисовании, отчего эти движения часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что в свою очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное. 
Цель программы: Художественно-эстетическое развитие личности учащихся на основе приобретения ими в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и владений по учебному предмету. Подготовка детей с проблемами здоровья к рисованию, разработке рук ,моторики, обучения навыков для рисования и поступления в образовательные учреждения. Воспитание любви к искусству и потребности к творческой деятельности, приобретение художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и владений по учебному предмету. Подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства. 
Задачи обучения:
Образовательные:
1. Расширить знания детей о декоративно-прикладном искусстве, развивать понимание художественной формы в искусстве.
2. Систематизация знаний о песочном рисовании и различных техниках.
3. Знакомить с понятиями пескомания, пескографика ,песочная анимация, анимационный кинометраж.
4. Дать представление о песочных способах, не только как вид искусства. Закрепить и расширить знания, представления о различных песочных методов и способов рисования.
5. Расширять знания детей о художественных и конструктивных возможностях бумаги.
6. Научить видеть поэтическое воплощение замыслов народного мастерства, постигать звонкость и силу цвета через декоративную содержательность искусства.

 Развивающие:
1.Развить психические процессы (внимания, памяти, восприятия, мышления);
2.Развить творческое мышление, художественные способности и мелкой моторики;
3.Развить тактильную чувствительности ребенка;
снижение гиперактивности;
4.Проводить тематические занятия, для улучшения восприятия детьми окружающей их среды;
5.Научть управлению своими эмоциями, развитие навыков правильного общения, снижение уровня агрессии;
6.Заключительно занятие – результат полугодовалого курса, с отчет о работе детей в видео презентации с фотографиями детей и их успехов;

Воспитательные:
1. Формирование художественной культуры учащихся, как неотъемлемой части культуры духовной.
2. Формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
3. Воспитание любви и интереса к техническому рисунку, живописи, станковой композиции.
5. Формирование аккуратности, трудолюбия, настойчивости, умения доводить начатое до конца.

Для выполнения поставленных задач в соответствии с методологическими позициями программа преподавания изобразительного искусства предусматривает следующие виды занятий:
Программа содержит следующие разделы:  - технические приемы в освоении песочного рисования;  - законы и правила развития моторики;  -рисование насыпным трафаретным способом;  -рисунок посредством слайдов;  - творческий рисунок, создание художественного образа графическими средствами;
 - основы пескомании; - свойства песочных материалов, специальных инструментов; - приемы работы с различными видами песка, различного цвета песка;
- развить тактильную чувствительности ребенка;
-психология, эмоциональной гармония.
В учебно-воспитательном процессе определяющим и гармоничным моментом является сотрудничество педагога, детей, родителей.
Программа рассчитана на 1 год обучения и соответствует нормативной документации, регламентирующей образовательный процесс в УДОД Сан Пин 2.4.4.1251-03.
В кружок принимаются дети 4-6,7-12лет. Количество обучаемых в группе 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Одним из условий успешных занятий является внимательное, доброжелательное, отношение к детям, умение внушить каждому ребенку веру в его возможности. Занятия должны приносить детям радость от общения с прекрасным.
В программе предусмотрены диагностические мероприятия, помогающие отследить прохождение программы: диагностика полученных знаний по контрольным вопросам, а отслеживание практических навыков осуществляется наблюдением во время выполнения задания, анализом детских работ.

Ожидаемый результат:
К концу года дети должны знать:
- о песочном рисовании, как о художественной форме в искусстве.
- технические приемы в освоении песочного рисования;  - законы и правила развития моторики;  -уметь рисовать насыпным трафаретным способом;  -создать видео-ролик, посредством слайдов;  - создать серию творческих рисунков, создать художественный образ песочными средствами;
- Знать свойства песочных материалов, специальных инструментов; - Уметь приемы работы с различными видами песка, различного цвета песка;
- Развить тактильную чувствительности ребенка;
-Уметь психологически снимать гиперактивность, с помощью подручных средств похожего свойства ,как песок для дальнейшей работы в рамках летнего отдыха.
В конце каждой четверти подводятся итоги работы по пройденной теме в виде организации выставки работ.
В течение года предусматривается участие в городских, областных выставках работ декоративно-прикладного творчества.
Участие в ежегодном конкурсе талантов с ограниченными возможностями совместно с центром «Преодоление».
Образовательные:
1. Расширить знания детей о декоративно-прикладном искусстве, развивать понимание художественной формы в искусстве.
2. Систематизировать знаний о песочном рисовании и различных техниках.
3. Выучить понятия пескомания, пескографика ,песочная анимация, анимационный кинометраж.
4. Иметь представление о песочных способах, не только как вид искусства. Закрепить и расширить знания, представления о различных песочных методов и способов рисования.
5. Расширить знания детей о художественных и конструктивных возможностях бумаги.
6. Научиться видеть поэтическое воплощение замыслов народного мастерства, постигать звонкость и силу цвета через декоративную содержательность искусства.

 Развивающие:
1.Развить психические процессы (внимания, памяти, восприятия, мышления);
2.Развить творческое мышление, художественные способности и мелкой моторики;
3.Развить тактильную чувствительности ребенка;
снижение гиперактивности;
4.После проведения тематических занятий, улучшить восприятия детьми окружающей их среды;
5.Научить управлению своими эмоциями, развитие навыков правильного общения, снижение уровня агрессии;
6.Заключительно занятие – результат полугодовалого курса, с отчет о работе детей в видео презентации с фотографиями детей и их успехов;

Воспитательные:
1. Формирование художественной культуры учащихся, как неотъемлемой части культуры духовной.
2. Формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
3. Воспитание любви и интереса к техническому рисунку, живописи, станковой композиции.
5. Формирование аккуратности, трудолюбия, настойчивости, умения доводить начатое до конца.



Учебно-тематический план


Темы
Всего
часов
Учебные часы




Т
К/з
Д
Р
К

1.
Инструктаж по Т.Б
2
2





2.
Характеристика цвета. Три основных свойства цвета в песочной анимации.
4
1
3




3.
Технические приемы в освоении песочного рисунка.
4

4




4.
Основы композиции в песочной анимации.
6
1
5




5.
Рисование песком. Методы и способы
12
1
7

2
2

6.
Рисование простых геометрических тел, форм с помощью различными способами.
13
1
8

2
2

7.
Рисование насыпным способом, трафаретами
10
1
9




8.
Рисование пальцами , песочным линейным способом.
8


2
4
2

9.
Рисование специальными предметами, песочным линейным способом.
7
1
6




10.
Сюжетная композиция с помощью трафаретов.
10
1
7

2


11.
Цветовая гармония. Рисование цветным песком.
7
1
4


2

12.
Цветовая гармония. Рисование различным песком.
10
1
7

2


13.
Разработка образов будущего мультфильма

8
1
5


2

14.
Работа над сюжетом. Раскадровка

9
1
8




15.
Беседа по вопросам.
Подведение итогов (выставка)
6


2
2
2

Итого
114
100%
11
16%
75
70%
4
2%
14
6.5%
12
5.5%



Содержание программы.

1. Введение в программу. Техника безопасности.
Цель: Познакомить детей с содержанием программы, правилами поведения в т. о. и техникой безопасности. Входная диагностика умений и навыков.
Теория: Содержание программы. Инструктаж по Т.Б.
Практика: Выполнение работы на тему: «Что больше всего нравится рисовать»
Оборудование: Световой стол,песок.


2 .«Характеристика цвета. Три основных свойства цвета в песочной анимации.»
Цель: Знакомство с ахроматическими и хроматическими, основными и составными цветами. Выполнение упражнения на получение составных цветов из основных. Орнамент с основными и составными цветами песка. Знакомство с холодными и теплыми цветами.
Теория: Цветоведение
Практика: Рассматривание иллюстраций, работ педагога и детей. Орнамент с основными и составными цветами.
Оборудование: световой стол, песок разного цвета.

3. «Технические приемы в освоении песочного рисунка».
Цель: Проведение вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. Понятие «тон», «тоновая растяжка», «сила тона». Выполнение тональных растяжек на усиление и ослабление тона насыпным способом на световом столе.
Теория: Закрепление навыков деление отрезков на равные части и проведения прямых и дугообразных линий. Композиция листа.
Практика: рисование геометрических орнаментов по памяти, упражнения по выполнению тональной песочной растяжки.
Оборудование: световой стол, песок разного цвета.


4. «Основы композиции песочной анимации».
Цель: определение понятий «решение листа как единого целого» и «изображение на картинной плоскости», знакомство с форматом, как с рабочей плоскостью художника, выбор формата в зависимости от замысла.
Теория: Знакомство с понятиями «композиция», «жанры в композиции»; знакомство с программой по станковой композиции, материалами и техниками, которыми предстоит заниматься.
Практика: Изображение персонажа в композиции стола.
Оборудование: световой стол, песок .

5. «Рисование песком. Методы и способы».
Цель: Научиться различным способами и методами рисования песочной анимации, насыпным, линейным способами, насыпать трафареты, поднимать, убирать их.
Теория: Песочная анимация.
Практика: Рисование простых предметов.
Оборудование: световой стол, песок.

6. «Рисование простых геометрических тел, форм с помощью различными способами».
Цель: Беседа о рисовании различными способами, вспоминаем о изученном.Рисуем картинки на различные темы. Начинаем фотоотчет.
Теория: Перспектива, ассиметрия, симметрия..
Практика: Применение песочных линий одного характера для выразительности рисунка.
Оборудование: световой стол, песок,трафареты.

7. «Рисование насыпным способом, трафаретами».
Цель: знакомство с общими закономерностями насыпного способа, умение правильно выполнять задания с трафаретами, убирать самостоятельно в сторону, моторика.
Теория: Колористические цветовые сочетания. Декоративный натюрморт с цветами.
Практика: создание сказочных картинок, с помощью трафаретов.
Оборудование: световой стол, песок, кисти,трафареты.

8. «Рисование пальцами , песочным линейным способом.».
Цель: Развитие умения передавать точные изображения с помощью пальцев рук, особенно проблемные зоны рук моторики.
Теория: Колористическая цельность . Контрасты песка: светло, темно.
Практика: Создание картинок с архитектурными изображениями зданий.
Оборудование: световой стол, песок, кисти.

9. «Рисование специальными предметами, песочным линейным способом».
Цель: Знакомство с понятием «светотень». Разделение тень свет на световом столе, учимся рисовать специальными прелметами ручки,кисти,штампы.
Теория: Передача объемной формы при помощи света и тени пескографии.
Практика: Рисование различных животных.
Оборудование: световой стол, песок, специальные предметы.

10. «Сюжетная композиция с помощью трафаретов».
Цель: Знакомство с созданием сюжетной композиции в ахроматической гамме по опыту старых мастеров, целостное композиционное решение на выбранном формате (вертикаль, горизонталь, квадрат); приобретение опыта исполнения композиции с использованием силуэтных изображений фигур людей, животных, элементов пейзажа и интерьера как песочной картины.
Теория: Коллористические сочетания.
Практика: наброски фигур людей и животных с натуры и по воображению.
Оборудование: световой стол, песок, специальные предметы.


11. «Цветовая гармония. Рисование цветным песком».
Цель: Поиск интересной живописно-пластической композиции. Лепка формы цветным песком.
Теория: Цветовая гармония.
Практика: Передача материальности. Рисуем пейзаж.
Оборудование: световой стол, песок, специальные предметы.

12. «Цветовая гармония. Рисование различным песком».
Цель: Беседа о цветовой гармонии ,сочетании цветов.Разрабатываем моторику различным видом песка.
Теория: Колористика.
Практика: композиционные зарисовки натюрморта на тему нового года.
Оборудование: световой стол, песок, специальные предметы.

13. «Разработка образов будущего мультфильма».
Цель: знания о единстве и подчинении элементов замыслу автора через правильную композиционную схему, знакомство с различными методами выделения композиционного центра в станковой композиции, создание единой и целостной композиции на основе соподчиненности и гармонии. Выполнение трех эскизов к сказке, где каждый из трех персонажей становится главным.
Теория: Декоративно-прикладное искусство .Композиция.
Практика: Предлагаемое аудиторное задание: иллюстрация к литературному произведению: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (или другие сказки Пушкина).
Оборудование: : световой стол, песок, специальные предметы.
14. «Работа над сюжетом. Раскадровка».
Цель: Самостоятельное последовательное ведение длительной работы. Передача материальности предметов, лепка формы цветом. Продолжение и окончание работы над видео.
Теория: Световой контраст .
Практика: Заканчиваем раскадровку, записываем видео.
Оборудование: : световой стол, песок, специальные предметы.
15. «Беседа по вопросам. Подведение итогов (выставка)».
Цель: Формировать устойчивый интерес к искусству.
Формировать эмоциональную отзывчивость и духовную культуру при рассматривании работ учащихся.
Повести итог года.
Практика: Организация выставки. Рассматривание работ учащихся. Подведение итогов за год.
Беседа по вопросам:
о развитии пластической идеи в пространственной композиции;
о трехмерном пространстве,
о перспективе (линейной и воздушной);
о плановости изображения;
о точке зрения (горизонт);
о создании декоративной композиции.
о пропорциях, об основах перспективы;
о различных видах песка;
об пескографии.
Организация просмотра видео .


Условия реализации программы

Кабинет оснащен необходимым инвентарем: столы, палитры, набор красок, (гуашь, акварель), кисти, клей.




Список литературы:
Для педагога
Основная литература:
1. Анциферов, Л.Г. Анциферова, Т.Н. Кисляковская Рисунок. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ, М., 2003
2. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.: Издательство Академии художеств, 2010
3. Ватагин В. Изображение животных. М., 2007
4. Дейнека А. Учитесь рисовать. М., 2003
5. Костерин Н. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошкол. воспитание» № 2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях – 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 2002
6. Ли Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник.-М.: Эксмо, 2010
7. Лушников Б. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобраз. искусство»/ Б. Лушников, В. Перцов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006
8. Медведев Л. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб.пособие для студентов худож. – граф. фак. пед. ин-тов.-М.: Просвещение 2006
9. Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов/0-75 авт.-сост. В. Надеждина.-Минск: Харвест, 2010
10. Рисунок. Учеб.пособие для студентов худож. – граф. фак. пед. ин-тов. Под ред. А. Серова. М: Просвещение 2007
11. Ростовцев Н. Учебный рисунок: Учеб.для учащихся педучилищ по спец. 2003 «Преподавание черчения и изобразит.искусства»-2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2008
12. Соловьёва Б. Искусство рисунка. Л.: Искусство, Учебный рисунок: Учеб.пособие/ Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Акад. Художеств. Под ред. В. Королёва-М.: Изобраз. искусство, 2006
13. Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20 века, М.: Педагогика, 2002.
14. Хейл Р. Рисунок. Уроки старых мастеров: подробное изучение пластической анатомии человека на примере рисунков великих художников: пер. с англ. О. Герасиной/ Р. Хейл.-М.: Астрель, 2006
Дополнительная литература:
1. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004.
2. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008.
3. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005.
4. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос»,
5. Барышников А.П. Перспектива, М.,2004.

Для детей:
Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. М.: Изобраз. искусство, 2003 - №1,
Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, - 2006
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, - 2006
Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. – М.: Конец века, 2003
Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. – АСТ, 2005.
Яшухин А.П. Живопись. - М.: Просвещение, 2003.
Яшухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву – АМ, Агар, 2007.
Кальнинг А. К. Акварельная живопись. – М., 2008.
Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 2008.
Заголовок 215