Исследовательская деятельность Песочное царство


Конспект
исследовательской деятельности с детьми
подготовительной к школе группы
«Песочное царство»
Составитель: Киселева И.П.
воспитатель I квалиф. кат.
д/с № 8 «Василёк» г. Бугульма
Республика Татарстан
Цель: расширять представления о песке, его качествах и особенностях.
Задачи:
- познакомить детей с составом и свойствами природного песка;
- развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта,
- стимулировать желание для самостоятельного исследования объектов неживой природы; формирование наблюдательности, интереса к экспериментированию;
-закреплять правила безопасности работы с песком;
- воспитывать умение слушать своих товарищей.
Ход занятия
328231569850Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)
Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)
Скорей становитесь со мною в кружок!
Мы друг другу улыбнемся и занятие начнется.
Воспитатель: Ребята, после такого приветствия, какое у вас настроение стало?
Дети: Хорошее.
Воспитатель: К нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их. Дети приветствуют гостей на русском и татарском языках.
Воспитатель: Археологи прислали посылку, вот такую замечательную коробочку. А кто такие археологи, знаете?
Дети: Нет.
Воспитатель: это профессия людей, которые делают раскопки в земле, песке и находят древние, старинные предметы. Так что же находится внутри, вам нужно угадать.
Каждый ребенок, засунув руку под салфетку, старается на ощупь узнать, что в ней, рассказывает о своих ощущениях. Прослушав ответы детей, открывает ящик, показывает детям песок.
Воспитатель: Он и жёлтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать и играть.
Правильно. Это песок. Где можно узнать информацию о песке?
Дети: вспомнить самому, посмотреть по телевизору или компьютеру, прочитать в книге, понаблюдать, провести эксперименты, спросить у взрослого. Как вы уже знаете, каждый этап получения новой информации обозначается вот такими карточками, мы их поставим нам в помощь. Первый -3238541910этап «Вспомнить самому». Что вы знаете о песке? Где в природе можно встретить песок? Что можно делать с песком?
Дети: песок встречается на речке, море, в песочнице, с ним можно играть в песочнице, на пляже.
Воспитатель: следующий способ «Посмотри в компьютере». Археологи предлагают нам узнать еще много интересного о песке. Давайте посмотрим видеоматериал, утырыгыз балалар.
Показ презентации
Слайд 1 «Песочное царство»
356806553975Слайд 2-3 Оказывается, песок - это распавшиеся на мелкие частички горные породы. Когда-то давным-давно, когда наша планета Земля была совсем новенькая, песка на ней еще не было. Тогда к небу вздымались одни острые скалы. Но постепенно, вода, ветер и чередование нагрева и охлаждения стали скалы разрушать. От скал откалывались крупные куски, потом эти крупные куски раскалывались на еще более мелкие, те - на еще более мелкие и так далее. Пока кусочки горных пород не превращались практически в пыль - в песчинки. Так на Земле появился песок.
Слайд 4-11 Если мы возьмем горсть любого песка и рассмотрим ее очень близко, то мы увидим, что песчинки неоднородны: среди них есть кусочки камешков, ракушек, стеклышек и т.п. Они имеют разный размер и разную окраску. Общий цвет песка слагается из смеси цветов песчинок, которые его составляют. Значит, то, как выглядит песок, зависит от того, из каких песчинок он состоит.
ВЫВОД: песок создан природой.
Воспитатель: Следующий этап исследования песка «Наблюдение» и «Экспериментирование». Я предлагаю вам поближе рассмотреть песок. Кил монда, займите свои рабочие места. У каждого на столе есть необходимое оборудование для исследовательской работы. Мы будем определять свойства песка.
-381052070Опыт 1. Лупа, на ощупь.
Обследовать сухой песок пальцами; рассмотреть песок через лупу.
Воспитатель: А давайте попробуем взять немного песка, что мы ощущаем между пальцами?
Дети: Песок состоит из маленьких песчинок.
Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, лупы и рассмотрите песок. Из чего состоит песок?
Дети: из маленьких песчинок, они отделены друг от друга, очень мелкие, круглой формы, полупрозрачные.
Опыт 2. Зернистость песка.
Воспитатель: У вас несколько разных ситечек, нужно просеять через них песок. Последовательно от самого крупного сита, до самого мелкого. Обратите внимание, как все более и более тонким по структуре становится песок.
332041582550Опыт 3. Пропускает или нет воду?
Воспитатель: А сейчас проверим, пропускает ли песок воду. Для этого в воронку наполненную песком медленно наливаем воду. Вода прошла через песок?
Дети: Да, песок пропускает воду.
Опыт 4. У ящиков с песком.
Воспитатель: У меня здесь два тазика с песком. Скажите, какой он?
Дети: Сухой.
Воспитатель: Правильно. А скажите, как можно из сухого сделать влажный?
Дети: Полить его.
Просим полить из лейки
Воспитатель: Как вы думаете, не трогая песок можно сказать, где сухой, а где влажный? Определим, какого они цвета?
Дети: Влажный песок - темно-желтого, сухой песок - светло-желтого цвета.
Воспитатель: А как вы думаете, какой песок сыпучий?
Дети: Сыпучий песок – сухой.
Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите песок в ладонь и тонкой струйкой высыпайте его. А где можно увидеть, как пересыпается песок?
Дети: В песочных часах.
1524022860Воспитатель: Посмотрите, песочные часы разные по объему. Чем больше песка, тем больше времени он будет пересыпаться. Бывают песочные часы на 1 мин, на 5 мин.
Воспитатель: А из какого будет хорошо лепится ком? Вспомните игры с песком в песочнице.
Дети: Из влажного песка.
Подвижная игра «Песчинки»
308229073025Воспитатель: приглашаю вас на игру. Вокруг себя повернись и в песчинки превратись. Вот как много у нас песка. Весь песок сухой. Он сыпучий. Вдруг подул сильный ветер. Все песчинки поднялись кверху и закружились, полетели. Ветер притих, и песчинки осторожно опустились на землю. Вдруг вновь подул ветер и поднял весь песок вверх. Полетели песчинки, закружились. Вдруг пошел дождь. Песчинки намокают и опускаются на землю. Вышла девочка после дождя на улицу и слепила каравай. Возьмитесь за руки и образуйте круг-каравай.
Воспитатель: Ребята, скажите, а где очень много песка?
Дети: В пустыне.
Воспитатель: А там кто-нибудь живет?
Дети: Да
Воспитатель: Пустыня только кажется необитаемой. Хотя в ней очень жарко и мало воды, растения и животные приспособились к таким условиям жизни.
Слайд 12 Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? Выслушиваются ответы детей.
Опыт 5. Барханы
Воспитатель берет банку с песком, вставляет шланг (грушу) проводит эксперимент. Появится песчаный холмик.
Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.
Вернутся к иллюстрации с изображением пустыни.
Слайд 13 Посмотрите, на барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, им что-то не нравится. А что именно, сейчас мы постараемся выяснить.
1524072390Опыт 6. "Посадите" (воткните) в песок палочку. Подуйте на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Со временем песок почти засыплет всё ваше растение. Теперь ветер дует прямо на растение (дети тихонько выдувают песок из-под палочки). В конце концов, песка возле растения почти не останется, оно упадёт.
Воспитатель: Так почему на барханах мало растений.
Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.
Воспитатель: Ребята, а какие животные живут в пустыне?
Дети: верблюды, змеи.
Слайд 14-18 Правильно. Черепахи, верблюды, тушканчики, скорпионы. Есть ли польза от песка животным, обитающим в пустыне?
Дети: делаю себе дом.
Воспитатель: Животные закапываются в песок от врагов, прячутся от жары, выкапывают глубокие норы, например, тушканчики с разными ходами и выходами.
Воспитатель: Но без песка не обходится и жизнь человека. У нас остался последний этап получения информации «Спроси у взрослого».
Ребенок: как песок использует человек в своей жизни? (Ответы гостей)
Воспитатель: Из песка делают наждачную бумагу. У вас на столах есть два вида наждачной бумаги, сравните ее.
Дети: одна из мелкого песка, другая из крупного.
Слайд 19 Еще применяют песок при изготовлении стекла, используют в строительстве. Если в песок добавить цемент, получится раствор, которым скрепляют кирпичи. Из песка лепят замки, фигуры, рисуют песком. А вы хотите порисовать песком?
Дети: Да
Воспитатель: Подойдите к столам, здесь все для этого приготовлено: пустые коробочки, емкости с песком. Можно на чистую поверхность сыпать песок тонкой струйкой, изображая задуманный рисунок. А можно песок рассыпать 571560960по всей площади коробки и рисовать пальцем. Дети рисуют двумя способами. Какие замечательные рисунки у вас получились!
Воспитатель: Молодцы ребята. Вам понравилось? Что мы сегодня делали? Что интересного узнали? (Ответы детей)
А давайте подойдем к коробке, которую прислали археологи. Мне кажется, они приготовили для вас сюрприз. Сейчас вы будете археологами, делать раскопки в песке, может быть, что-нибудь найдете. (Дети опускают по очереди руку в песок, а там сюрприз)
314896522860Воспитатель: Как вы думаете, интересная профессия археолог? Нужна она людям?
Дети: Да.
Воспитатель: Наше занятие закончено. Молодцы!