Материал для результативной работы классного руководителя при инклюзивном образовании обучающихся


НООСФЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – НОВОЕ НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Из опыта работы психологов России

Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться.
(А.Экзюпери)
Необходимым и достаточным условием непрерывного развития общества являются люди, способные выдвигать и воплощать в жизнь идеи. В этой связи мы полностью разделяем мнение замечательного отечественного генетика В.П.Эфроимсона, который в монографии “Гениальность и генетика” пишет: “Каждый человек должен знать свой талант. При этом чем раньше – тем лучше, иначе индивидуальный путь не определяется и не возникает то главное, что И.П. Павлов обозначил термином “рефлекс цели”, то есть целеустремленность, нацеленность, беззаветное стремление к решению поставленной задачи”.
Психология как наука уникальна, поскольку и объект, и субъект познания в ней - это человек. Познавая себя, человек может измениться, развивать и созидать свою личность. Новое направление – ноосферная психология, изучающая целостное развитие личности, представляет современные достижения в методах познания индивидуальной психики и её возможностей. Это направление интегрирует различные области современного естествознания: генетики, космологии, квантовой физики, синергетики, психофизиологии, педагогики. Ноосферная психология исследует общественно-историческую природу психического развития человека и сопряженность эволюции каждой личности с биосферно-космической эволюцией. Представляемое нами направление ставит своей задачей сохранение творческого потенциала личности и практическую помощь в осуществлении самореализации посредством специально разработанных методов.
Мы считаем, что осознанное отношение к себе, активная позиция человека в самопознании, самосовершенствовании являются существенными компонентами в активной самореализации и решении стоящих перед личностью задач в современных условиях общесистемного кризиса. (Каждый акт творчества есть акт самореализации, акт творения будущего).
Психология всегда рассматривала проблему психического развития как одну из центральных. Развитие человека индивидуально. В его онтогенезе реализуются как общие закономерности развития представителя Homo sapiens, так и индивидуальные особенности развития. Психическое развитие человека – это развитие целостной личности, в результате которого осуществляется усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, мышления, памяти, чувств, а также более сложных психических образований: потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, поведения и деятельности.
Факторами, определяющими психическое развитие, принято считать внешнюю среду и внутреннюю биогенетику человека – это объективно существующие факторы, определяющие жизнедеятельность как индивида, так и любого живого существа. В ноосферной психологии мы обоснованно выделяем специфические человеческие, социо-культурные факторы развития личности.
Ведь человек – единственное из живых существ, которое не только живёт и живёт тем, что есть, но постоянно соотносит свою жизнь с тем, что должно быть, с идеалами и стремится к ним.
Несомненно, психическое развитие связано с физиологическим развитием, проявляется в социальном развитии, но оно невозможно без духовного развития - осмысления человеком своего предназначения в жизни, появления ответственности перед настоящим и будущим поколениями, понимания сложной природы мироздания и стремления к совершенствованию.
Современные исследования сознания показывают, что духовное начало является исконным и естественным измерением человеческой психики и мироустроения.
С категорией духовности в отечественной психологии соотносится потребность познания Мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовный в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ.
Сегодня мы слишком высокой ценой расплачиваемся за то, что отвергли духовное начало. Ведь из своей жизни мы изгнали силу, которая питает, укрепляет, придает смысл и значимость всему человеческому существованию. На индивидуальном уровне расплатой за подобную утрату духовности стал такой способ жизни, который делает выхолощенной, отчуждённой, бесплодной, напрасной саму жизнь, что и приводит к возрастанию числа эмоциональных и психосоматических заболеваний. В результате отсутствия духовно-нравственной программы по воспитанию подрастающего поколения у учащихся наблюдается нарушение эмоций – симптомы расстройств настроения, нарушение структуры иерархии мотивов, нарушение мыслеобразования, нарушение критичности и спонтанностъ поведения. Это явление “негативных психических новообразований” заключается в наличии очень чётких необратимых стадий формирования, стремлений, предпочтений и влечений и означает, что у человека уже в отрочестве, юности формируются и фиксируются, зачастую пожизненно, те ценностные критерии и подсознательные решения, которыми он будет руководствоваться на протяжении жизни.
Таким образом, на уровне общественном отсутствие духовных ценностей ведёт к таким стратегиям существования, которые угрожают сохранению самой жизни на нашей планете. Духовность является важнейшим фактором развития цивилизации, открытия новых форм общественной жизни, соответствующих изменившимся условиям существования. Формирование духовных потребностей личности, является важнейшей задачей воспитания.
Поэтому воспитание духовности превращается в воспитание личности в физическом, социальном, интеллектуальном и моральном аспектах. Но при всём стремлении к всестороннему развитию личности всегда необходимо помнить о её иерархичности, о присутствии духовного начала, доминирующего над всеми остальными качествами личности.
В силу своей первичности нравственные побуждения определяют бессознательно поведение человека и его способности. В ходе эволюции общество, бессознательно охраняя себя от зла, устанавливало запреты, которые воплощались в обычаях. Эти обычаи стали бессознательными врождёнными побуждениями таких форм эмоций как любовь, интерес, забота, доброта, храбрость. В человеческом обществе создавались предпосылки моральных норм и нравственности.
Идеальное в человеке выступает мощным средством преобразования действительности в процессе теоретической и практической деятельности. Оно приобретает у человека относительную самостоятельность, становится активным началом жизнедеятельности. Человек не только преобразует природу, но и создаёт культуру (орудия труда, искусство, религию, нравственность). В системе культуры складывается богатство ценностей, которые личность присваивает в своём развитии.
Этот процесс носит общий характер и должен рассматриваться в психологии развития как процесс становления подлинной индивидуальности. Такой подход позволяет вскрыть тройную детерминацию процесса развития личности: средой развития, качествами психотипа и духовными ценностями. Мы утверждаем, что под воздействием факторов тройной детерминации и осуществляется развитие и самореализация личности.
Общепринятыми показателями уровня актуального развития являются обученность, развитость и воспитанность. Обученность предполагает оперирование отдельными навыками, развитость – владение учебной, мыслительной деятельностью, умственные способности, воспитанность – наличие у личности нравственных знаний, убеждений, высших целей и идеалов.
Известно, что основные тенденции психического развития выражаются в движении от непроизвольности и импульсивности поведения к произвольности – умению управлять своим поведением. В этой связи определяющим фактором психического развития личности является поведение. Мы вводим в психологию развития такой показатель как психологическая устойчивость. Критерием психологической устойчивости является оптимальность психическая – поведение, определяющее актуальность психического развития личности.
Предлагаемая нами интегративная модель психологической устойчивости личности демонстрирует, что психическая устойчивость личности в процессе развития обеспечивается её структурными параметрами (психическая природа), оптимальностью физиологической (физическое здоровье), социальными свойствами (адаптивность, адекватность, результативность) и её эволюционными свойствами - духовностью и творчеством. Эволюция личности определяется уровнем её потребностей, наличием духовных потребностей, стремлением к идеалам.
Движущей силой поведения является мотивация – это ответ на вопрос, “к чему стремится человек?”. Большинство философов и психологов различают два основных типа поведения: адаптивное (связанное с имеющимися в распоряжении человека ресурсами) и креативное – творческое. В проблемных ситуациях, не связанных с переживанием препятствий на пути достижения цели, адаптация осуществляется с помощью конструктивных механизмов (познавательных процессов, целеполагания). В ситуации, где ощущается наличие внешних и внутренних барьеров, адаптация осуществляется с помощью защитных механизмов (регрессивных).
Творчество как способ социального поведения дано человечеству для самореализации идей - плодов человеческого активного воображения. Альтернативой творчеству является адаптивное поведение и психическая деградация или разрушение как экстернализация психической активности человека по уничтожению собственных мыслей, планов, образов. Один из основателей психологической теории деятельности Д.А. Леонтьев высказал следующую мысль: “...Выбор адаптации – это отказ от изменений, уход от неизвестности, выбор прошлого; выбор самореализации – это шаг вперёд, выбор будущего”.
Творчество связано с развитием потребности в познании, получении новой информации, которая достигается в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности. Последнюю можно рассматривать как цепь ориентировочных рефлексов. Ориентировочный рефлекс как выражение потребностей в новой информации, конкурирует с оборонительным рефлексом, который является выражением страха, агрессии, тревоги. Таким образом, стимуляцию ориентировочно-исследовательской активности можно рассматривать как основу развития творческого потенциала человека и психотерапевтический способ подавления депрессии, тревожности и агрессивности - основных факторов, препятствующих творческому самовыражению человека. Стресс, тревожность тормозят ориентировочную реакцию и усиливают оборонительные рефлексы, что приводит к подавлению творческой активности человека. Согласно психофизиологии, изменение сердечного ритма по оборонительному типу преобладает при решении логических задач. Последние часто создают стрессорную ситуацию. Лица с высоким уровнем тревожности реагируют даже на стандартную информационную нагрузку преимущественно оборонительными реакциями.
В течение двух лет нашей кафедрой проводятся исследования школьной тревожности в московских школах. По их результатам мы можем заявить, что 70% учащихся подвержены этому психологическому диагнозу, вследствие чего у учащихся отсутствует мотивация учебного процесса. У многих школьников отрицательное отношение к учебе в целом или к отдельным предметам возникает в силу экстремальности требований учебных программ к возможностям учащихся и откровенное подавление личности учеников, это приводит к тому, что успеваемость не является адекватным показателем способностей.
В стандартном образовательном процессе отсутствует учёт индивидуальных возможностей учащихся и педагога. Способные дети, чьи реальные достижения ниже их возможностей, переживают серьёзные проблемы в личностной и эмоциональной сфере, а также в сфере межличностных отношений. Креативы испытывают дискриминацию в школе из-за ориентации обучения на левополушарные унифицированные программы, преобладания жесткой регламентации поведения, отношения учителей. Сопротивление креативов репродуктивным работам, их большая чувствительность к монотонии расценивается как упрямство, лень, глупость. Таким образом, подавлено развитие креативности, определяющейся гибкостью мышления, оригинальностью идей, генерированием новых идей, воображением, нестандартным решением задач, лёгкостью ассоциаций.
В норме, по мере развития, психика приобретает всё большую цельность, устойчивость, постоянство, так как посредством компенсации, замещения восполняются те функции, которые ещё недостаточно развиты. Этот механизм связан с внешней особенностью нервной системы – пластичностью. Пластичность лежит в основе творчества и является богатейшей возможностью целенаправленного изменения психики человека в условиях обучения и воспитания, а также компенсации слабости или дефективности развития.
По данным отечественной психофизиологии онтогенез пластичности завершается с окончанием полового созревания. В этот же период наступает период истинной нравственности, поскольку человек исходит из своих собственных критериев, что предполагает высокий уровень мыслительного развития.
Таким образом, молодость является важным этапом в развитии как этап становления нравственности и способностей человека. Интенсивно развивается творческое мышление, умение обобщать, повышается способность к абстрактному мышлению. На первый план в молодости выступает креативность, как способность поиска оригинальных, нестереотипных решений, реализация своего мировоззрения, достижение жизненных целей.
Сегодня обществу особенно необходимы молодые люди, во всех отношениях осознающие себя, думающие, делающие, принимающие ответственные решения. Выпускникам школы следует в большей степени проявлять самостоятельность, предприимчивость в реализации своих потенциальных способностей в учебе и труде.
Жизнь общества прямо зависит от того, как оно готовит подрастающее поколение к самостоятельной жизни и деятельности. В этой связи изучение личности учащихся должно основываться на комплексном подходе, включающим многие различные факторы, влияющие на развитие личности. Целостное представление о личности учащихся - это основа продуктивной деятельности педагога по формированию индивидуальности учащихся и созданию условий, обеспечивающих развитие творческого потенциала каждого школьника.
Этой цели служат практические разработки кафедры психологии отделения Ноосферного образования РАЕН, которые позволяют проследить становление личности учащихся в контексте их индивидуальной природы и творческого потенциала на базе биоадекватной образовательной методики. Эта методика обеспечивает безопасность от перегрузок, чужеродной и ненужной индивиду информации, безопасность от давления педагогов и авторитетов, сориентированность на высший потенциал человека как сумму его высших физиологических, интеллектуальных и духовных возможностей. Это гарантирует индивидуальный подход и бескризисное нормальное развитие креативных личностей. Развивая духовные способности, биоадекватная методика раскрывает потенциальные возможности личности, её творческий потенциал.
Взывая к педагогам, в заключении мы приведём слова великого русского врача Николая Ивановича Пирогова:
“Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку, наружный успеет еще действовать. Выходя позже, он будет, может быть, не так сговорчив и уклончив, но зато на него можно будет положиться: не за свое не возьмётся.
Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку!
Дайте ему время и средства подчинить себе наружного, и у вас будут и негоцианты, и солдаты, и моряки, и юристы, а главное – у вас будут люди и граждане”.
ГЕНОМ И ЗАКОНЫ МИРА – ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ
БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Б.А.Астафьев, доктор медицинских и философских наук,
профессор, действительный член РАЕН и АПБОП,
лауреат Ломоносовской премии (Москва)

“ Всякий, кто серьёзно занимается наукой, убеждается в том, что законы Вселенной несут
на себе отпечаток Высшего Разума, настолько превосходящего человеческий, что мы
с нашими скромными возможностями должны благоговейно склониться перед ним.”
(А.Эйнштейн)
Важнейшим событием уходящего периода в развитии нашей планетарной цивилизации и начала новой эпохи, названной нами эрой Гармонии, стало открытие Генома Мира (Космоса) и Эволюционных Алгоритмов Мира, а также большого комплекса Всеобщих Законов Мира. Эти открытия были бы невозможны без огромной научно-исследовательской работы, проделанной человечеством в особенности за последние 500 лет. Они были бы невозможны также и без интуитивно-космического знания, освещавшего путь всем первооткрывателям в философии и науке.
По каким законам развивается и эволюционирует Космос? Есть ли Единый Закон его организации? В чём главная идея жизни? Каким путём должно развиваться человечество, чтобы не ощущать себя на краю гибели в связи с экологической, общепланетарной военной и другими возможными катастрофами? – На все эти вопросы, волнующие современного человека, позволяет ответить Закон Творения и вытекающие из него Всеобщие Законы Мира.
Открыт Геном Мира. Его формула: [ е1· Pq : (p - F)] - 1 ↔ [е2· Pq : (p – F)], где е1 - энергия ½-массы атома водорода минус 0,0076135 её часть; е2 – энергия ½-массы атома водорода плюс 0,0076135 её часть; Pq – введённая мной в 1996 г. квантовая константа, равная 1,05458846... (уточнённая постоянная Планка h/2p = 1,05459 · 10– 27 эрг · сек, умноженная на 1027, и без указания размерности); p = 3,141592653... – круговая (сферическая) константа; F = 0,618033989... – константа золотого сечения [1]. Как известно, ген (греч. genos – происхождение) – единица наследственной информации, способная к самовоспроизведению; обеспечивает преемственность в поколениях того или иного признака, свойства организма. Геном – структурно-функциональная совокупность генов конкретного организма. Открытие Генома Мира позволило понять акт творения Мира Космоса. В отличие от всех других геномов (растений, животных и т. д.) Геном Мира неизменен, бесконечен по времени его существования, определяет жизнь любых систем (сущностей) Мира, функционирует комплементарно со всеми другими Геномами.
Творение Мира Космоса произошло в акте взаимодействия трёх обязательных компонентов:
1) двух противоположно направленных взаимодействующих сил – Творяще-Созидающей и Стимулирующей, упакованных соответственно в гравитон и антигравитон вита-частицы – элементарной энергоматериальная первооснова эволюционирующей жизни Космоса. Вита-частица – это динамичный магнитно-электромагнитный кристалл, сформированный на основе гармоничного взаимодействия гравитона и антигравитона;
2) в обязательном превосходстве положительной энергии над отрицательной на 0,015227 часть энергии ½-массы атома водорода, что породило эволюционно целесообразную дисгармонию Мира Космоса при общем количестве энергии в вита-частице, равной энергии массы атома водорода;
3) обязательном встречном вращении составляющих компонентов вита-частицы – гравитона (левовращающем) и антигравитона (правовращающем).
Результатом Акта Творения является создание энергоинформационного пакета физических констант, связанных единственно возможным соотношением, фиксированным в Геноме Мира.
Таким образом, Геном Мира является энергоинформационным пакетом, содержащим тройной шифр эволюции Мира:
1) квантованную энергию гравитонного (творяще-созидающий) и антигравитонного (стимулирующий) компонентов (генов) энергоматериальной вита-частицы. Сумма их энергий равна энергии массы атома водорода с превосходством гравитационной энергии над антигравитационной;
2) эволюционный Алгоритм Творяще-Созидающей Энергии с левовращающим движением;
3) эволюционный Алгоритм Стимулирующей Энергии с правовращающим движением.
Закон Творения функционирует только в условиях взаимодействия сущностей Мира с окружающей средой. Вся информация Закона Творения “запакована” в формулу Генома Мира. Она универсальна и предельно проста, ибо мудрость Мира отличается незримой простотой.
Геном Мира – Главный Закон Мира, или Закон структурно-функциональной организации, генетического единства и эволюции Мира. В соответствии с Ним устанавливается структурно-функциональный порядок, план оптимального, наиболее эффективного развития эволюционирующих систем, их генетическое единство и преемственность. В самой структуре Генома Мира заложена изумительно точная динамика развития систем, код (шифр, схема) структурно-функциональной организации, Алгоритм и Программа (Идея) эволюционного развития всех сущностей Мира.
Среди итогов открытия Генома Мира назовём следующие:
– создано Учение о Мироздании, интегрирующее предшествующие учения и объясняющее целостность и единство Мира;
– обосновано новое целостное мировоззрение, конгруэнтное Теории Генетического Единства Мира;
– открыты или расширены до уровня Мировых 22 Всеобщих Закона Мира. Вместе с ранее известными Законами они легли в основу создания первой систематики Законов Мира, включающую 47 Всеобщих Законов Мира;
– открытие Генома Мира и большого комплекса Всеобщих Законов Мира [1, 2] ставит перед человечеством стратегическую задачу планетарного масштаба: направить организацию жизни планетарной человеческой цивилизации по пути гармоничного развития с Природой в соответствии с требованиями Всеобщих Законов Мира;
– Космос энергоматериален, информационно-генетически един, имеет иерархичную структуру в соответствии с эмерджентными уровнями эволюционного развития систем;
– Геном Мира и другие Всеобщие Законы Мира позволили дать объективную оценку всевозможным философским, научным, социологическим теориям, суждениям, умозаключениям в плане их соответствия этим Мира, т. е. позволили распутать клубок многочисленных парадигм или претендующих на роль таковых;
– дать дефиницию закона как правила структурно-функциональной организации Мира и его сущностей, нормированного Геномом Мира и обязательного для жизнеобеспечения и успешного эволюционного развития;
– определить нравственность как норму естественных биоритмов систем жизни, гармоничную с Законами Мира и диктуемых ими.
учёными-социологами предложено более десятка сценариев развития планетарной цивилизации человечества как единого целого. Оптимальным может быть лишь путь, ориентированный на Законы Мира. Это: создание в будущем единого планетарного государства с выборным правительством из высоконравственных граждан – специалистов в разных областях промышленности, экономики, сельского хозяйства и т. д., строящих равноправное гуманистическое общество, заботящихся о сохранении природы и восстановлении экологического благополучия планеты.
НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
М.В.Ульянова, кандидат технических наук,
член-корр. РАЕН (Москва)
По статистике сегодня на 100 выпускников школ приходится 198 хронических заболеваний. Учитывая то, что сегодня человечество переживает информационную революцию, выходит в новые энерго-информационные пространства, нарушение природосообразности в процессе обучения приводит к перегрузке детей учебной информацией, в результате она не просто плохо усваивается, но приводит к появлению хронических заболеваний у школьников. Прежде всего страдают пищеварительная и сердечно-сосудистая системы, зрение и опорно-двигательная система. Существующая сегодня система школьного образования не удовлетворяет требованиям сохранения здоровья детей.
Сегодня в России официально называют цифру в 1 млн. беспризорных и безнадзорных детей и подростков. Неофициальные источники называют от 3 до 5 миллионов таких детей. Это больше, чем за всю историю не только нашей страны. Точной цифры нет, так как в России не существует системы, которая дала бы такую статистику. Если ребенок не ходит в школу, если за ним не смотрят родители или ребенок мешает учителю проводить занятия, его спокойно, со второго класса отправляют на домашнее обучение.
Эти миллионы детей и подростков не просто выпали из системы. Их очень сложно вернуть в школу. Они бегут из детских домов и приютов. Они не хотят жить в своих семьях. Это – их детская форма протеста против существующей системы, против принятых сегодня норм общественной жизни.
Парадокс в том, что социально-экономические программы в нашей стране стимулируют усугубление этого положения. Примером служит программа обеспечения жильем выпускников сиротских учреждений. Она подвигает многих родителей отказываться от своих детей, чтобы те были обеспечены жильем со стороны государства, так как сами родители этого сделать никогда не смогут.
Только 10 % беспризорных и безнадзорных детей, выпускников сиротских учреждений к 30-летнему возрасту проходят социальную адаптацию и становятся полноценными гражданами общества, которые работают и платят налоги, которые образуют семьи, рождают и сами воспитывают своих детей. А что же с остальными 90 %? 45 % - погибает, остальные попадают в криминал, либо становятся асоциальными элементами. По сути, это те руки и головы, в которые не вложено созидание, а значит это реальный ресурс разрушения.
Таким образом, сегодня все социальные программы и затраченные государственные средства имеют не просто малый КПД, но в большинстве своем, имеют противоположный эффект. Ни институт образования, ни институт семьи не выполняют своих основных функций в полной мере и подрывают безопасность нашей страны.
Дети и подростки, которых мы называем трудными, на самом деле не хотят и не могут существовать в этой системе. Они уходят на улицу, предпочитая голодную и босую жизнь без будущего. Они не смогут получить образования, знания, профессиональной подготовки. Они не смогут устроиться на работу, но они смогут уйти в криминал, получить в руки оружие и разрушать систему, их породившую.
Этот процесс отторжения детей от существующей системы захватывает и материально благополучные семьи. Здесь ситуация даже более сложная, так как эти дети и подростки имеют средства на приобретение наркотиков и алкоголя. Они также попадают в уличные компании, предрасположены к суицидным проявлениям. Родители стараются найти с ними контакт, но часто не знают как, не умеют этого сделать, не могут мотивировать своих детей на нормальный образ жизни, так как их дети не принимают их ценностей. Эта проблема, которая сегодня приобретает масштабность не только в России, но даже в большей мере в благополучных странах с высоким уровнем жизни.
Так что же происходит? Почему наши дети, наш стратегический жизненный ресурс становятся носителями разрушения?
Прежде всего, потому, что система, в которой вынужден жить ребенок, разрушает его физически и нравственно.
Маленький пример из личного опыта. Моя дочь, которая в начальной школе была твёрдой ударницей, вдруг в 5 классе получила по русскому языку двойку за четверть. Я посмотрела её диктанты, и, к своему удивлению увидела, что кроме однобуквенных союзов во всех остальных словах было несколько ошибок. Самым показательным стало слово из 3-х букв, в котором было сделано 6 ошибок. То есть не было написано ни одной правильной буквы и ещё было приписано 3 буквы лишних. Дома я попыталась выяснить, что же происходит. В глазах дочери я увидела ужас, животный страх, слезы. “Я её боюсь” - сказала она про свою новую учительницу.
В том случае, если родители понимают, если вовремя замечают проблему, они могут помочь своему ребенку. А если нет? Ведь часто с родителями учитель ведёт себя иначе, чем с учениками. А если и у самого родителя сложные отношения с ребенком, то он становится на сторону учителя, и тогда ребёнок остаётся один против взрослых, против той учебы, которая ему никак не даётся. Ему трудно выживать в предлагаемой взрослыми людьми системе, которая по тем или причинам, тем или иным способом нарушает природу и законы функционирования и развития ребенка. В школе увеличилось количество дисциплин, увеличился объём учебной информации. А что предлагается в качестве новых методов ученику, чтобы он смог справиться с этим информационным бумом?
Работая в детском благотворительном фонде помощи беспризорным и безнадзорным детям и подросткам, выпускникам детских домов и интернатов, мы понимали, что оказание материальной помощи им – это только надводная часть айсберга. Главная проблема – это страхи, обиды, недоверие взрослым, агрессия, словом, всё то, что не позволит маленькому человеку нормально развиваться.
Каждый из Вас знает, что встретить хорошего учителя – это большая удача для всей семьи. Каждый знает, сколько временных и энергетических затрат требует индивидуальная психолого-педагогическая коррекционная работа. Что таких педагогов и психологов, способных справиться с любой трудной ситуацией единицы. А что делать, если детей и подростков, нуждающихся в помощи, миллионы? Это те миллионы, которые несут в себе потенциал разрушения и которые могут получить в свои руки оружие.
Нужны принципиально, качественно новые институты образования и семьи. Нужна система, которая будет соответствовать требованиям времени, способная решать поставленные задачи.
Такая система, названная ноосферное образование, была разработана академиком РАЕН Н.В.Масловой. Важно отметить, что, работая с детьми и подростками, фактически не имеющими родительской опеки, мы имели только один шанс мотивировать их на наш дальнейший с ними контакт, так как никто не приведёт их к нам за ручку. Они должны приходить к нам сами, добровольно, для продолжения общения. Ребёнок должен довериться нам.
К великой радости, психологический подход, на котором базируется ноосферное образование, работает с первой встречи с ребенком. Наше общение мы начинаем с обращения к высшему потенциалу каждого ребенка и подростка, с установления комфортной зоны общения с ним, с установления поля любви. Какое благодарное удивление и радость испытывает ребенок, когда впервые в своей жизни он узнает, что он тоже что-то может, знает и умеет. Базовым понятием в психологии ноосферного образования является создание поля любви, т. е. любви безусловной, позволяющей каждому включиться в процесс самопознания, самоактуализации, самопринятия. Ребенок и подросток научается ощущать, устанавливать комфортную зону мышления и пребывать в ней. Снимаются страхи, фобии, агрессия, появляется позитивный подход к себе и к окружающим.
Например, одним рисунком может быть сделана и психодиагностика текущего состояния ребенка и работающих в нём программ рода, его ресурсное состояние и возможность доступа к нему, а также проведена позитивная трансформация негативных мыслеформ, проведена коррекции его психосоматического состояния.
Наш опыт работы с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками показал, что многих их них можно вернуть в школу даже при том, что они уже несколько лет её не посещали, при условии, что они смогут во внеурочное время получать психолого-педагогическую поддержку по системе ноосферного образования.
Для подростков, которые категорически отказываются возвращаться в школу или не могут это сделать по возрасту, ноосферное образование легло в основу метода профессионального обучения на рабочем месте “Мастер-подмастерье”. Для таких подростков было создано несколько экспериментальных учебно-производственных мастерских, в которых они стали получать азы профессии, сами зарабатывать. Это позволило им уйти из своих уличных компаний и даже начать материально помогать своей семье. Первыми оказались как раз лидеры уличных компаний, которые уже имели за своими плечами по несколько правонарушений. Правоохранительные органы ждали только исполнения им 14-ти лет, чтобы отправить их в колонии. Нам же удалось вернуть ребят в социум.
Хороший опыт показало использование методик ноосферного образования в работе с выпускниками 8-й коррекционной группы специнтернатов. У 80 % участников работы был снят диагноз олигофрения. 50% их них пошли учиться в общие вечерние школы. Среди них появились даже отличники. Парень, ранее признававшийся негодным к службе в армии, после снятия диагноза, был призван и смог пройти обучени по вождению большегрузными автомобилями.
Методики ноосферного образования позволяют вести психологическую работу с семьями в области андрогогики. Это обучение взрослых методам личностной гармонизации, гармонизации отношений со своими детьми и родственниками, с детьми и подростками, попавшими в сложную жизненную ситуацию.
Работая по системе ноосферного образования, мы поняли, что нет трудных детей и подростков, есть ребята попавшие в сложную жизненную ситуацию и в основном потому, что рядом с ними “трудные” взрослые.
В отдельное направление выделилась работа с бунтующими детьми из благополучных семей. Она подвела нас к пониманию самой главной составляющей системы ноосферного образования. Известно, что в каждом ребенке изначально заложен положительный – созидательный личностный потенциал. И уже с 2-х лет он может и должен, я подчеркиваю – должен его проявлять. Взрослые же часто представляют счастливое детство, как процесс потребления – главное, чтобы у ребенка все было, а он чтобы делал все так, как ему взрослые скажут. Даже мотивация к учебе чаще всего подразумевает потребительский подход – вот выучишься, в люди выйдешь, будешь хорошо зарабатывать, будешь жить в свое удовольствие.
Очень небольшой процент детей может выполнять такие требования и пожелания, согласившись с условием, что он будет сейчас раскрывать свой потенциал в строго ограниченных рамках, а вот когда он вырастет, то тогда он раскроет его полностью.
Принятое в настоящее время образование и воспитание представляют собой систему запретов на раскрытие и развитие личностного потенциала человека. В результате там, где не раскрывается потенциал, формируются комплексы, которые и являются источниками фобий, страхов, агрессии. Если взрослые не принимают ребёнка таким, каков он есть, то и ребёнок, в свою очередь, перестает принимать ценности своих родителей.
Взамен за вынужденное послушание заботливые родители стимулируют его на потребление, формируя его личностное пространство, как пространство потребления.
Это противоречие между внутренним Я, личностным потенциалом созидателя и формируемым извне личностным пространством как пространством потребления и приводит к таким тяжелым конфликтам прежде всего в личности ребенка, а потом уже между ребёнком и родителями, между ребёнком и окружающими. Ребёнок чаще всего не может преодолеть этот конфликт и поэтому уходит в наркотики, алкоголь, убегает из дома, совершает асоциальные поступки, словом использует всё, вплоть до суицида. Ребёнок борется за себя как может, как знает.
Ноосферное образование – это система, которая не декларативно, а фактически построена на раскрытии личностного потенциала ребёнка независимо от того, какой он изучает предмет. Учебная информация, которая предоставляется при помощи методик, воспринимается, усваивается и обрабатывается в системе “Ученик”, не нарушая естественных циклов работы организма, что позволяет назвать этот процесс – сбережением здоровья. В учебный процесс задействуются не только функции мозга. В процесс обучения включается также и тело, так как оно является биологической антенной, а каждая его клетка – хранилище информации. Таким образом, каждое занятие становится маленьким открытием себя, учит быть в гармонии с собой, понимать себя и окружающих.
Ноосферное образование впервые выступает как образовательная система, формирующая личностное пространство ребенка, как пространство созидания. Впервые вместо слова “надо формировать” творческую личность, получен инструмент, который позволяет формировать такую личность в процессе обучения и воспитания. Для этого создана социальная технология образования, позволяющая оптимизировать процесс образования и управления им, сделать его рациональным, исключить из него все виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения результата. Основными компонентами этой технологии являются: концепция ноосферного образования, учитель, владеющий новой методикой преподавания, методика, ученик, биоадекватные учебники и учебные пособия, программы и технические средства обучения. Важно отметить, что новая образовательная технология может осуществляться в рамках действующих образовательных программ и на имеющейся материальной базе, практически без дополнительных капитальных вложений. Результатом внедрения этой социальной технологии является новое качество образования. Раскрытие талантов становится не случайным явлением, а системой, которая будет формировать новую генерацию людей, качество жизни для которых будет определять не только и не столько потребительская корзина, сколько своё творческое самовыражение, созидание, как основной вид потребности.
В социальном управлении выделяют 4 уровня управления: личностный, социальный, планетарный и вселенский. И пока этот первый – личностный уровень будет. оставаться без должного внимания, пока он будет формироваться как пространство потребления, как это было в СССР, будут оставаться глиняные ноги, которые будут падать и падать, несмотря на то, какие бы сложные и грандиозные задачи не решались на социальном, планетарном и даже вселенском уровнях.
Нарушение человечеством Всеобщих Законов Мира не оставит безучастным ни нашу планету, ни Космос к тому неразумному потребительству, которое практикует человечество, используя свои новейшие технологии и научные достижения. Ни власть, ни счета в банках не спасут от катастроф и стихийных бедствий, которые устраивает живая отрытая развивающаяся система Земли, чтобы очиститься от человека неразумного.
Система ноосферного образования – одна из первых социальных технологий, которая решает самую сложную социальную задачу – создание Человека Будущего.
К. Э. Циолковский когда-то сказал: “Земля – это колыбель Человечества, но не может же оно все время находиться в колыбели”. Ноосферное образование – это новый эволюционный этап развития человечества в созидающей сфере разума.
Библиография:
1. Иванов В.И. Информатизация и технологизация социального пространства. М., 1994.
2. История воспитания и образования в России. М., 1992, ч.2.
3. Маслова Н.В. Ноосферное образование М.: Институт холодинамики, 2002. – 338 с.
4. Материалы программы М.В. Ульяновой “Профилактика социального сиротства в России”. М.,1999.
5. Философия образования. М., 1990.
http://www.raen-noos.narod.ru/b-masl2.htmФормирование целостного мышления.
Людей издавна интересовал вопрос о том, как человек думает. Что такое мышление? Как происходит этот процесс? Почему одним людям не составляет труда мысленно представить себе план здания, например, и проводить с ним всяческие операции, или произвести в уме сложные математические вычисления, а другим этот недоступно, зато они прекрасно могут представить себе красочную картину, а затем изобразить ее, подобрать по слуху мелодию или предсказать какое-либо событие, доверяясь исключительно своей интуиции?
В повседневной жизни мы объясняем это чаще всего следующим образом: есть люди с математическим мышлением и с гуманитарным. Иначе говоря, "физики" и "лирики". Мы так привыкли употреблять эти термины, что фактически не задумываемся над тем, что они значат. Кроме того, мы считаем "склад ума" некой данностью, полученной человеком при рождении - кому-то дано быть математиком, а кто-то "чистый гуманитарий". Либо же ни то, ни се…
В этой статье мне хочется предложить вам задуматься: а верны ли наши суждения? Не поддаемся ли мы бездумно влиянию стереотипов, сложившихся давным-давно?
Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, рассмотрим сначала определение мышления вообще, как его понимает психология. Согласно определению, принятому в современной когнитивной психологии, мышление - это процесс познавательной деятельности человека, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности. Видов мышления в современной психологии выделено множество: словесно-логическое, наглядно-действенное, наглядно-образное, теоретическое, эмпирическое, логическое, интуитивное и т. д. Развитие мышление особенно активно создается в школьные годы, тогда же происходит и выбор ведущего стиля мышления. Современная педагогическая практика опирается и старается развивать в учащихся чаще всего словесно-логическое мышление, изредка обращаясь к наглядно-действенному и наглядно-образному типам мышления. Методы развития словесно-логического мышления развиты в современной педагогике и психологии гораздо больше, чем, скажем, методы наглядно-действенного или наглядно-образного мышления. Существует мнение, что развитие наглядно-действенного мышления важно в дошкольном возрасте, наглядно-образного - в младшем школьном. Соответственно, работая со школьниками старшего и среднего звена, педагоги уделяют внимание развитию вербально-логического мышления как ведущего типа мышления в этом возрасте и фактически игнорируют остальные типы мышления. На первый взгляд кажется, что ничего страшного в этом нет - мы так привыкли, а то, что не всем дается учеба в школе - так это потому, что способностей не хватает.
На самом же деле все с точностью до наоборот. Данные современной педагогической психологии позволяют утверждать, что успешно обучаться в школе способен каждый психически здоровый ребенок. Для этого необхоима только учебная технология, которая бы обеспечивала развитие целостного мышления. Под целостным мышлением мы понимаем совокупность методов логического, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, т. е. совокупную работу двух полушарий мозга. Левое полушарие, как известно, отвечает за развитие речи, логического мышления. Правое же полушарие ответственно за интуицию, образное мышление, и регулирующую деятельность. К сожалению, до недавнего времени упор в образовании делался на левое полушарие. При восприятии и запоминании материала от ученика требовалось логически осмыслить прочитанное или рассказанное учителем и связно изложить то, что запомнилось.
Целостное же мышление опирается не только на логические операции, но не меньшее внимание уделяет развитию воображения, образности мышления, интуиции. Причем упор делается на совместную работу обоих полушарий головного мозга, а не на какую-то одну сторону мышления, к которой у ребенка якобы есть склонность. Чаще всего так называемая "склонность" к тому или иному виду мыслительной деятельности - это всего лишь попытка замаскировать неумение школы работать с разновидностью мышления, отличной от традиционного, т. е. вербально-логического.
Между тем, в концепции целостного мышления нет ничего принципиально нового. Большинство выдающихся мыслителей как прошлого, так и современности, отлично осознавали важность использования возможностей обоих полушарий для создания действительно научных теорий. В частности, во все времена подчеркивалась важная роль интуиции в создании научных теорий. Широко известен тот факт, например, что периодическая таблица химических элементов приснилась Д. И. Менделееву во сне.
Как правило, логика используется либо после образного представления, либо одновременно, но никак не в отрыве. В качестве превосхоой иллюстрации гармоничной работы левого и правого полушарий головного мозга, мне хочется привести рассказ выдающегося физика-ядерщика, лауреата Нобелевской премии Ричарда Фейнмана:
"Я придумал схему, которой пользуюсь и по сей день, когда кто-то объясняет мне что-то, а я пытаюсь это понять: я придумываю примеры. Скажем, в комнату входят математики в чрезвычайно возбужденном состоянии с потрясающей теоремой. Пока они рассказывают мне условия этой теоремы, я в уме строю нечто, что подходит ко всем ее условиям. Это легко: у вас есть множество (один мяч), два непересекающихся множества (два мяча). Затем, по мере роста количества условий, мои мячики приобретают цвет, у них отрастают волосы или что-нибудь еще. Наконец, математики выдают какую-то дурацкую теорему о мяче, которая совсем не подходит к моему волосатому зеленому мячику. Тогда я говорю: "Ложь!"
Попытка создать технологию преподавания, которая формировала бы стимулировала развитие целостного мышления, была предпринята в начале 90 х годов. В Российской Академии Естественных Наук была создана концепция ноосферного образования. Уроки, построенные по этой методике, основаны, во-первых, на принципах процесса восприятия и переработки иноформации, а во-вторых, ставят своей основной целью гармонизацию личности ученика.
За 10 лет аппробации методики были получены хорошие результаты: дети с удовольствием учатся, неуспевающих фактически нет, к тому же значительно повышается самооценка учащихся, их устойчивость к стрессам. Ученики даже стали реже болеть - приятный побочный эффект методики.
В 40 х годах XX века французский ученый Жан Пиаже обосновал закономерность восприятия и усвоения информации, которая неизбежно проходит следующие этапы:
Сенсорно-моторный этап (этап получение информации от органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса). Чем больше информации от органов чувств получает человек на этом этапе, тем более полное представление об объекте сложится у ученика.
Символьный этап. На этом этапе происходит формирование образа (многомерной голограммы, К. Прибрам), на основании информации, полученной от органов чувств на первом этапе.
Логический этап. Происходит логическое осмысление, понимание информации, полученной в виде голографического образа на 2 м этапе.
Лингвистический этап. Человек способен выразить образно воспринятую, логически осмысленную информацию в словах.
Их можно также назвать этапами процесса целостного мышления. Нарушение порядка этапов восприятия и обработки информации ведет неэффективности, зашоренности мышления, часто вызывает у учеников сбои. Представьте себе, что если каждый раз, когда вы поднимаетесь по лестнице, вы должны были бы перепрыгивать через 2-3 ступеньки. И так до самого верха. А если вам нужно подняться пешком на 5 й этаж, например, далеко бы вы так "упрыгали"? А ведь именно это и происходит, когда школа предлагает во время урока перепрыгнуть сразу на 3 й, логический этап процесса мышления. Неудивительно, что большинство учащихся неизбежно отстает…
В заключение мне хотелось бы поделиться с вами несколькими упражнениями, направленными на развитие целостного мышления. Как правило, чаще всего нуждается в упражнении способность к образному мышлению, с нее мы и начнем.
Сядьте на стул или в кресло, устройтесь поудобнее и закройте глаза. Представьте, пожалуйста, вкусное сочное яблоко. Постарайтесь мысленно увидеть как можно больше деталей. Какого оно цвета? Все ли оно равномерно, или на нем есть какие-то переходы оттенков? Где оно находится? Как пахнет? Можете ли вы вспомнить вкус яблока? Постарайтесь ощутить его во рту. Почувствуйте вес яблока в своей руке. Представьте, что вы находитесь я цветущем яблоневом саду. Мысленно "пройдитесь" по саду, налюбуйтесь вдоволь на нежные цветущие деревца. И открывайте глаза. Может быть, в первый раз у вас не получится вызвать яркий образ и ощущения - не расстраивайтесь, чем больше вы будете повторять упражнения, тем ярче и отчетливее будет ваш образ. Повторите упражнение с 3 мя любыми предметами.
Сделайте упражнение 1 и сосредоточьтесь на ассоциациях, которые у вас вызывает образ яблока. Может быто, это будут какие-то воспоминания, или забавная история. Если ничего не приходит в голову, сочините коротенькую историю, в которой увиденное вами яблоко было бы главным героем.
Приготовьте текст, содержащий факты, которые вам необходимо запомнить (например, любой текст из учебника). Отрывок не должен быть большим, но обязательно должен содержать законченную мысль. Прочтите его, убедитесь, что вы все понимаете. А теперь перечитайте (или мысленно перескажите себе) отрывок, используя для иллюстрации фактов различные манипуляции с яблоком, которое вы представляли в предыдущем упражнении (см. Пример Ричарда Фейнмана в начале статьи). Хорошо бы, если бы у вас получилась связная история про "приключения" яблока, увязывающая факты, которые Вам нужно запомнить.
Перескажите эту историю своему знакомому. Расспросите его о впечатлении от истории, и, если возможно, попросите его сочинить собственный вариант рассказа, опираясь на факты из учебного текста. Через некоторое время постарайтесь вспомнить материал - уверена, что вы будете помнить его очень хорошо и прочно!