Методическая разработка Здоровьесберегающие технологии в работе учителя информатики


Методическая разработка педагогической технологии:
«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя информатики»
Одно из важнейших задач, стоящих перед МБОУ Первомайской СОШ, является сохранение, укрепление и поддержание здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
б) в интеллектуальном плане проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в) в нравственном плане - честен, самокритичен, эмпатичен;
г) в социальном плане - коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
д) в эмоциональном плане - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:
Строгая дозировка учебной нагрузки
Построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности:
Время работы за компьютерами;
Правильное положение за рабочим столом;
Соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
Благоприятный эмоциональный настрой;
Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.
Урок - основная форма учебного труда учащихся. За период обучения в школе каждый ученик проходит через 10000 уроков. Естественно, что и психическое, и физическое состояние школьника напрямую зависит от того, насколько грамотно эти уроки были сконструированы. Определенная последовательность режимных моментов урока предусматривает динамику изменений функционального состояния организма учащегося и его работоспособности:
I период (врабатывание) совпадает с организационным моментом и характеризуется всплеском функциональных изменений, предшествующих началу работы (до 5-7 мин), несогласованностью действий, отвлеченностью внимания (действия учителя должны способствовать успешной адаптации школьников к предстоящей учебной деятельности);
II период (оптимальной работоспособности) включает наиболее трудные фрагменты урока (длительность активного внимания и работоспособности у учащихся не превышает 20 минут с начала урока);
III период (пониженной работоспособности – стадия компенсированного утомления) совпадает с моментом закрепления полученных знаний (после 25 минут урока у детей наблюдается закономерное снижение работоспособности, падает темп и качество работы, изменяется двигательная активность, теряется интерес, отвлечения учащихся становиться все более выраженным).
На сроки наступления и длительности каждого периода влияют различные факторы:
а) возраст учащихся, их общий эмоциональный настрой;
б) время суток и количество уроков в расписании учебного дня;
в) характер и длительность выполняемой работы, чередование различных видов учебной деятельности;
г) уровень трудности учебного материала;
д) статические и динамические компоненты урока.
Все общеобразовательные уроки в школе должны включать физкультурные «минутки» (1-2 минуты) и физкультурные паузы (3-4 мин.) для повышения внимания, умственной работоспособности и эмоционального тонуса. Кроме того, они помогают уменьшить статическую нагрузку на позвоночник и предупредить нарушение осанки.
Проводятся эти формы физкультурно-оздоровительных занятий в классе в период утомления детей на уроках, за исключением контрольных работ и некоторых практических занятий. Время проведения определяется преподавателем, ведущим урок. Упражнения выполняются сидя за партой или стоя около нее. Комплекс состоит из 4-6 упражнений, повторяемых 4-6 раз.
Все упражнения должны быть простыми, учитывающими характер предшествовавшей работы. Так, работа за компьютерами требует упражнения для глаз (закрыть-открыть, смотреть вдаль и др.), письменная работа - упражнения для мышц кисти (сгибание-разгибание пальцев, противопоставление пальцев, щелчки, вращения пальцами и кистями, потряхивание кистями), при длительном сидении – упражнения для мышц спины (потягивание, наклоны, ходьба) в сочетании с дыхательными.При проведении урока обязательно ставятся цель, задачи урока. Определяются формы и методы организации урока. Указывается методическое обеспечение урока, межпредметная связь.
При постановке целей и задач я учитываю содержание учебного материала, уровень подготовленности учащихся, их индивидуальные и возрастные особенности, обеспеченность средствами обучения.
При подготовке к уроку, я обязательно учитываю психологические особенности учащихся. Во время урока использую наглядные пособия, раздаточный материал, игровые моменты, жизненные истории, что является одним из важных моментов формирования и поддержания мотивации учащихся.
Как известно, что всякое начало трудно. Не составляет исключения в этом смысле и организация начала урока. Необходимость решения организационных вопросов возникает перед учителем сразу же после звонка на урок, когда он еще только входит в класс. Первый из них - взаимное приветствие учителя с учащимися.
Еще один организационный момент начала урока: связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Учащиеся должны быть готовы и к выполнению обязанностей дежурных, от которых следует добиваться того, чтобы учебное помещение к началу каждого урока было проветрено и убрано. Более того, учитель должен быть всегда готов помочь учащимся в решении этих вопросов. Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного процесса.
Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.
Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должны быть 4-7 смен видов деятельности на уроке.
Все внутришкольные факторы, влияющие на здоровье школьников, являются корректируемыми и устранимыми.
Здоровьесберегающие технологии находят отражение и в проектной деятельности учащихся.
Я убеждена, что, применяя здоровьесберегающие технологии на уроке, в значительной мере происходит сохранение, укрепление и поддержание здоровья школьников, что доступно каждой школе.
Приведенные материалы являются наиболее эффективными оздоровительными методиками обучения школьников, которые помогут педагогам организовать свой педагогический процесс таким образом, чтобы не навредить здоровью учащихся, когда ребенок проходит через школьное обучение.