Статья Образовательная технология Портфолио педагога в условиях реализации ФГОС ДОУ


Образовательная технология « Портфолио педагога» в условиях реализации ФГОС ДОУ.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования  дошкольное образовательное учреждение должно владеть технологиями, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, самопознания и  самоактулизации  личности. Одним из таких технологий может стать портфолио  педагога - своеобразное досье, собрание его профессионально-личностных достижений, являющееся своего рода визитной карточкой педагога, позволяющее судить о его профессиональных возможностях как специалиста, предоставлять объективную информацию о качестве работы воспитателя и фиксировать динамику его изменения . Профессиональное развитие педагога ДОУ - длительный процесс, целью которого является формирование «мастера своего дела». Современному воспитателю необходимо быть компетентным, творчески активным , конкурентноспособным , уметь представлять  себя в условиях ДОУ. Поможет в этом подборка материалов , характеризующая  уровень его квалификации и содержащая  основные направления профессионального роста, т.е. портфолио.
Портфолио педагога – индивидуальная папка, в которой зафиксированы личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования.
В наш современный век новых информационных технологий воспитатель обязан идти «в ногу» со временем.
В настоящее время, в образовательных учреждениях существуют различные виды и формы документов, фиксирующие информацию о педагогах, но при этом, отсутствуют базы данных, позволяющие оперативно и качественно решать некоторые возникающие проблемы, такие как подготовка к аттестации по новой форме или подготовка к некоторым профессиональным конкурсам.
Таким способом накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма педагога и его умение решать задачи своей профессиональной деятельности, может стать создание портфолио педагога.
Создание собственного портфолио поможет воспитателю:
• систематизировать накопленный опыт,
• определять направление деятельности,
• показать уровень подготовленности активности в учебных видах деятельности,
• отслеживать творческий и профессиональный рост,
• содействовать формированию навыков самооценки,
• позволит презентовать свои достижения и направления деятельности.
Можно выделить четыре вида портфолио воспитателя:
Бумажное портфолио - представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, рукописные материалы и пр.) . Это наиболее привычный вид портфолио.
Портфолио-презентация – создается в программе для создания презентаций (например, PowerPoint) содержит, как правило, краткую текстовую информацию, иллюстративный материал и ссылки на вложенные документы. Своего рода - визитка педагога.
Электронное портфолио – набор документов, сформированных на компьютере (текстовые файлы, таблицы, диаграммы, фотографии, отсканированные документы и пр.)
Веб-портфолио – электронное портфолио, размещенное в сети Интернет на педагогических сайтах или собственном сайте.
Основным следует считать электронный вид, т. к. сформировав его, можно получить остальные три:
распечатав на бумаге,
используя собранный материал для создания презентации;
и разместив портфолио в Интернете.
За основу создания своего электронного портфолио я взяла Приложение к экспертному заключению аттестации педагога по новой форме.
Каждый раздел портфолио сформировала на компьютере в отдельную паку, в которую поместила текстовые файлы и электронные копии подтверждающих документов.
• Общие сведения;
• Данные о повышение квалификации и сведения об аттестации;
• Сведения о наградах;
• Результаты педагогической деятельности;
• Результаты научно-методической деятельности;
• Обобщение опыта;
• Приложение.
Общие сведения – фамилия, имя отчество, год рождения, стаж, сведения об образовании и т. д.
Данные о повышение квалификации и сведения об аттестации – указала название курсов, дату и место прохождения, количество часов, дату прохождения последней аттестации и сроки прохождения предстоящей.
Сведения о наградах – этот раздел отражает информацию о наградах, почетных званиях, грамотах и благодарностях за педагогическую деятельность, за участие в профессиональных конкурсах, семинарах, конференции. (информацию располажила по степени значимости) .Результаты педагогической деятельности –
• Наличие у воспитанников интереса к познанию.
• Наличие у воспитанников знаний, умений и навыков.
• Проявление инициативы в самостоятельном использовании знаний, умений и навыков в различных видах деятельности.
• Наличие у воспитанников творческих способностей.
• Формирование у воспитанников личностных качеств (волевых, мотивационных, нравственно-эмоциональных и пр.)
Результаты научно-методическая деятельность – в этом разделе собрала методические материалы, свидетельствующие о профессионализме, такие как: информация о программе, список учебно-методического обеспечения, информация об использовании современных технологий, форм и методов обучения, разработки НОД, список используемых Интернет-рессурсов.
В разделе Обобщение и распространение педагогического опыта собрала конспекты докладов, открытых НОД, мастер-классов, презентации, копии протоколов методических объединений, семинаров, статьи, публикации, методические разработки, ссылки на материалы, размещенные в сети Интернет, работа над темой самообразования.
В Приложении собрала фото-, видео- и другие материалы.
Следует отметить, что единого образца портфолио не существует, при его создании руководствовалась принципами объективности, наглядности, системности и последовательности.
Для распространения педагогического опыта, свое электронное портфолио разместила в сети Интернет.
Таким образом, технология портфолио позволяет педагогу самостоятельно проанализировать удовлетворительные и не очень результаты профессиональной деятельности с тем, чтобы сделать определённые выводы о дальнейшем продвижении в профессии.
.