Открытый урок по русскому языку на тему Антонимы (5 класс) в казахских классах.


5 б класс
Тема урока: АнтонимыЦель: 1.    Формирование знаний об антонимах;
2.      Развитие коммуникативной компетентности обучающихся.
развитие навыков монологической и диалогической речи.
3.      Воспитание интереса к предмету
 Ход урока
Орг.этап.
Для того чтобы у ребят было хорошее настроения проведем тренинг- разминку встаем все в круг и говорим друг другу пожелания.
2.Этап проверки домашнего задания
Нескольким ученикам на спинки стульев прикреплены стикеры. Те отвечают домашнее задание.
Примечание. Учебник Жанпеисова У.А.Кожакеева Ш.Т. Русская речь: учебник для 5 класса общеобразовательных школ с казахским языком обучения. 3-е издание, доработанное. – Алматы: Атамура, 2010. – 256
И так ребята давайте повторим тему прошлого урока. Что такое синонимы?
Отвечают те у кого на спинках стульев прикреплены стикеры.
3.Разделим класс на группы при помощи синонимов.
1группа : « Смелые»-храбрые, отважные, мужественные2группа: «Быстрые»- проворные, прыткие, резвые3 группа: «Старательные»- прилежный, усердный4 группа: «Красивые»- прекрасные, великолепные4. Этап объяснения новой темы
Ребята, посмотрите на картинки. Посмотрим, как много в лесу деревьев.Одни деревья высокие, а другие низкие. Вот растет огромный дуб, а рядом маленькая берёза.
Посмотрите пожалуйста на сканворд. Давайте разгадаем сканворд и узнаем тему нашего сегодняшнего урока.
Молодцы ребята тема нашего сегодняшнего урока Антонимы-это слова противоположные по значения.
5. Этап закрепления новой темы
Задание № 1. Игра с мячом
Учитель бросает мяч ученику и называет слово, а ученик должен подобрать антоним.
Горе-радость добрый-злойБольшой-маленькийумный-глупыйНизкий-высокийгорячий-холодныйБелый-черный короткий-длинныйДруг-врагтолстый-тонкийХороший-плохойяркий-темныйСложный-простойЗима-летоМолодцы ребята вы отлично справились с заданием теперь давайте похлопаем друг другу в ладоши.
Слова с противоположным значением называются антонимыОбъединяясь в пары, обозначающие контрастные понятия, антонимы могут характеризовать состояние (молодость-старость, здоровый — больной), деятельность (работать-отдыхать), явления природы (жара-холод), пространственные и временные отношения (далеко — близко, день-ночь).
Запись конспекта в тетрадь для правил
6.Теперь выполним упражнения по учебнику. Сначало в тетради затем на доске.
1 группа: упражнение 122
2группа: упражнение 123
3 группа: упражнение 126
4 группа: упражнение 128
7.Задание «Путаница» Нужно найти пословицу. Группам раздаю карточки с разбросанными словами . Ученики должны собрать пословицу.
1. труд, а, только, всегда,берет, дает, леньТруд всегда дает, а лень только берет.
2.наживай, новых, не теряй, друзей, а, старых.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
3.правда, чем, лучше, ложь, горькая, сладкаяЛучше горькая правда, чем сладкая ложь.
4.много, спать, хочет, знать, кто, тому, надо, меньшеКто хочет много знать , тому надо меньше спать.
Ученики за каждое задание оцениваются звездочками. У кого больше 5 звезд -5, 4-4, меньше 4-3
Слово учителя: Ребята давайте теперь закрепим знания. На плакате написаны слова нужно к этим словам подобрать противоположные по значению слова.(Все ученики по одному выходят к доске и соединяют слова противоположные по значению. Оцениваются.)
8.         Подведение итогов.
— Вот  мы и познакомились с новыми словами — антонимами. Что же это за слова?
— Где мы с ними встречаемся?
(На уроках математики, они имеются в загадках, пословицах, поговорках, некоторых рассказах и стихотворениях, в народных сказках. Они помогают ярче, образнее представить ту или иную картину, сделать нашу речь выразительной, занимательной)
— Все ли слова в русском языке имеют противоположное значение? Может ли иметь слово несколько антонимов?
— Чем отличаются антонимы от синонимов и омонимов?
9.         этап оценивания. Учитель раздает ученикам стикеры ученики пишут на стикерах как поняли этот урок и прикрепляют к плакату «На какой я ступени». По собранным звездочкам получают оценки.
10.         Этап информированности о домашнем задании. Правило выучить. Упражнение № 121, 124 диалог.