Программа по спецкурсу Финансовая грамотность


ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
7 класс
(основное общее образование)
Количество часов - 17
Учитель Захарова Мария Михайловна
Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО и на основе авторской Программы по финансовой грамотности для 5-7 классов общеобразовательных организаций (Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: учебная программа. 5 - 7 классы общеобразоват. орг. / – М.: Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015).
Планируемые результаты освоения содержания
спецкурса "Финансовая грамотность" в 7 классе
Изучение финансовой грамотности по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчѐт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- формирование социальной ответственности: оценка возможностей и потребностей в материальных благах;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приѐмов работы с экономической информацией, еѐ осмысление; проведение простых финансовых расчѐтов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Учащийся научится Учащийся получит
возможность научиться
Доходы и расходы семьи
- объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;
- перечислять виды денег, приводить примеры товарных денег; сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег;
- объяснять, почему изготовление фальшивых денег – преступление;
- описывать и сравнивать источники доходов семьи; описывать виды заработной платы; сравнивать условия труда совершеннолетних и несовершеннолетних; объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии;
- объяснять условия кредита, приводить примеры;
- описывать направления расходов семьи; объяснять воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке; - сравнивать семейный бюджет на условных примерах, сравнивать доходы и расходы и приминать решения;
- объяснять причины, по которым люди делают сбережения, описывать формы сбережений;
- описывать последствия превышения расходов над доходами;
-сравнивать потребительский и банковский кредит; объяснять, при каких условиях можно одалживать деньги.
- составлять задачи с денежными расчѐтами;
- объяснять причины различий в заработной плате; объяснять, как связаны профессии и образование;
- рассчитывать размер потребительской корзины на условных примерах;
- рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
- описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребѐнка, внезапная смерть кормильца, форс – мажорные случаи и т.п.); определять последствия таких событий для бюджета семьи;.
- объяснять, почему существует обязательное страхование и почему государство платит заболевшему человеку;
- сравнивать различные виды страхования. - различать обязательное и добровольное страхование;
- составлять семейный бюджет.
Семья и государство: как они взаимодействуют
- объяснить, почему государство собирает налоги; приводить примеры налогов, описывать, как и когда платятся налоги;
- объяснять, почему вводятся акцизные налоги; - описывать последствия невыплаты налогов для граждан;
- приводить примеры уплаты налогов в семье;
- объяснять, почему существуют социальные выплаты; приводить примеры социальных выплат; находить информацию о социальных выплатах;
- составлять план, распределять обязанности; представлять информацию в виде презентации; представлять результаты исследования перед аудиторией; слушать выступления и задавать вопросы. - рассчитывать величину подоходного налога и НДС.
Финансовый бизнес: чем он может семье
- приводить примеры банковских услуг;
- описывать условия вкладов и кредитов; объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладу, почему и как страхуются вклады;
- объяснять причины и последствия решений и взятии кредита, условия кредита, приводить примеры;
- объяснять принцип работы пластиковой карты;
- сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса;
- объяснять, как и почему государство и частные организации поддерживают малый бизнес;
- объяснить, что такое бизнес – план;
- приводить примеры валют разных стран; объяснять, что такое валютный курс.
- находить информацию о вкладах и кредитах; - рассчитывать проценты по депозитам и кредитам;
- приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки;
- находить информацию о валютных курсах; проводить расчѐты с валютными курсами.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

п/пНаименование темы, основное содержание Количество часов
Всего
в том числе
Региональное содержание (региональный компонент) Практическая часть
1.  Доходы и расходы семьи.
Деньги, доходы семьи, расходы семьи, семейный бюджет. Выгоды обмена и причины появления денег. Различные формы денег и области их использования. Различные источники доходов семьи, причины различных размеров доходов у разных семей. От чего зависит заработная плата. Выбор покупки. Сравнение цен на товары в разных магазинах. Как управлять расходами. Соотношение доходов и расходов. Почему нужно планировать семейный бюджет? 5 Кроссворд
2.  Риски потери денег и имущества и как человек от этого может защититься.
Особые жизненные ситуации и как с ними справляться. Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование. Страховая компания. Страховой полис. Семейный бюджет. Доходы. Расходы. Сбережения. Долги. 3 Кроссворд
Ролевая игра
3 Семья и государство: как они взаимодействуют.
Налоги. Виды налогов. Социальные пособия. Мини- исследование «Государство – это мы!» 5 Исследование
Эссе
4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье.
Банковские услуги. Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог. Собственный бизнес. Бизнес. Малый бизнес. Бизнес – план. Кредит. Валюта в современном мире. Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.
4 Тест
Итого 17 Кроссворд - 2
Ролевая игра - 1
Эссе - 1
Исследование – 1
Тест - 1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
№ п/п№ по теме Дата Тема Планируемые результаты обучения
Раздел «Доходы и расходы семьи» (5 ч)
1. 1. Деньги. Предметные:
- рассказывать об истории денег, описывать виды денег;
- описывать и сравнивать источники доходов семьи;
- описывать направления расходов семьи;
- составлять семейный бюджет на условных примерах.
Метапредметные:
- вступать в диалог, высказывать свое мнение в соответствии с задачами и условиями коммуникации, задавать вопросы, добывать информацию с помощью вопросов;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, регулировать свою деятельность.
Личностные:
- развитие способности к самооценке;
- развитие интереса к финансовой грамотности.
2. 2. Доходы семьи. 3. 3. Доходы семьи. 4. 4. Расходы семьи. 5. 5. Семейный бюджет. Раздел «Риски потери денег и имущества и как человек от этого может защититься» (3 ч)
6. 1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться Предметные:
- описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи;
- различать обязательное и добровольное страхование;
- сравнивать различные виды страхования.
Метапредметные:
- устанавливать причинно – следственные связи;
- определять последовательность действий для достижения конечного результата; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, регулировать свою деятельность;
- поиск и преобразование информации.
Личностные:
– развитие интереса к финансовой грамотности;
– развитие этических чувств, навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.
7. 2. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться 8. 3. Ролевая игра "Семейный бюджет" Раздел «Семья и государство: как они взаимодействуют» (5 ч)
9. 1. Налоги Предметные:
- объяснять, почему государство собирает налоги, приводить примеры налогов;
- описывать ситуации, в которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий;
- учиться проектировать алгоритмы решения исследовательской и творческой задач;
- представлять результаты своей деятельности.
Метапредметные:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, регулировать свою деятельность;
- находить необходимую информацию в разных источниках;
- выдвигать гипотезы, строить логическую цепь рассуждений; осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять устное высказывание.
Личностные:
- развитие интереса к финансовой грамотности;
- развитие этических чувств, навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.
10. 2. Налоги 11. 3. Социальные пособия 12. 4. Мини-исследование "Государство -это мы!" 13. 5. Мини-исследование "Государство -это мы!" Раздел «Финансовый бизнес: чем он может помочь семье» (4 ч)
14. 1. Банковские услуги Предметные:
- приводить примеры банковских услуг;
- сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса;
- объяснять, что такое бизнес-план;
- приводить примеры валют разных стран, объяснять. что такое валютный курс.
Метапредметные:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, регулировать свою деятельность;
- находить необходимую информацию в разных источниках.
Личностные:
- развитие интереса к финансовой грамотности;
- развитие способности к самооценке.
15. 2. Собственный бизнес 16. 3. Валюта в современном мире 17. 4. Итоговая работа по курсу "Финансовая грамотность" (тест)