Сборник коррекционных упражнений Феноменология трудностей по русскому языку для учащихся 7 класса



Раздел III. Русский язык.
Составитель: Апачинская С. Г., учитель русского языка и литературы.

ТРУДНОСТЬ№1: В письменных работах пропускает буквы.
УПРАЖНЕНИЕ 1.1
ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполняется на индивидуально- коррекционном занятии.
а) В каждой строке найдите слово. Из полученных слов составьте предложение.
Произведите синтаксический разбор.
к
ъ
л
е
с
н
ы
е
у
р
в
а
е
ж
т
р
а
ц
к
ь

у
б
д
ю
ч
т
ъ
г
в
т
т
р
о
п
к
а
щ
ю
ы
а

б
ы
л
а
щ
а
я
с
н
у
р
т
и
м
ю
ъ
к
ы
ъ
я

ц
б
а
ф
н
д
з
а
н
е
с
е
н
ы
о
ш
щ
д
а
х

а
р
д
к
б
о
и
ф
р
я
ы
ж
п
у
ш
и
с
т
ы
й

ч
я
с
н
е
г
о
м
ъ
и
ц
р
ь
м
я
е
ъ
а
с
т


ТРУДНОСТЬ№1: В письменных работах пропускает буквы.
УПРАЖНЕНИЕ 1.1
ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполняется на индивидуально- коррекционном занятии.
б) В каждой строке найдите слово. Составьте словосочетания, произведите синтаксический разбор.
э
т
д
е
н
ь
л
е
о
х
П

и
ъ
с
т
е
ъ
о
к
н
о
л

ф
п
р
у
д
т
а
ь
л
у
ф

ц
я
о
м
л
и
п
а
к
ь
я

ц
р
ь
ю
у
ч
е
н
и
к
о


ТРУДНОСТЬ№1: В письменных работах пропускает буквы.
УПРАЖНЕНИЕ 1.1
ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполняется на индивидуально- коррекционном занятии.

в) В каждой строке найдите слово. С данными словами составьте не-
большой связный текст на тему «Это поможет в жизни».

л
с
и
л
а
т
у
ц
ъ
и
к

ф
у
м
в
о
л
и
я
б
ь
р

т
в
е
р
д
о
б
р
о
т
а

у
л
о
д
р
у
г
з
и
ч
ь

м
я
т
р
у
д
к
р
ы
ъ
я

УПРАЖНЕНИЕ 1.2
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с текстами.
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполняется на уроке и индивидуально-коррекционном занятиях.
Задание. Разбить текст на отдельные слова. Найти границы предложений. Расставить знаки препинания. Озаглавить текст.
Снаступлениемосенивсёвгородеменяетсяпаркиисадыпреображаютсязелёнаялиствасменяетсяжёлтойкраснойбордовойкоричневойвозьмёшьврукикленовыйлистипонимаешьчтонекаждыйхудожникможетвоссоздатьэтукрасотуксожалениюонанедолговечнавтворчествемногихпоэтоввоспеваетсяосень.

УПРАЖНЕНИЕ 1.3
ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполняется на индивидуально-коррекционном занятии * Прочитай пословицу. Поясни её значение.
3
10
13
6

11
14
1
9

7
5
15
12

2
16
4
8


е
у
л
в

г
о
х
м

с
-
в
О

л
а
б
Е


б)
*
10
27
29
17
4

24
5
22
33
15
12

9
32
14
2
28
20

30
1
19
34
26
7

21
13
8
23
31
18

6
16
25
3
11
*


*
З
П
Р
М
Р

С
А
Р
М
Л
А

И
А
Г
Е
И
А

О
Н
,
И.
А
Н

К
У
А
А
Г
И

С
А
Н
К
Б
*


ТРУДНОСТЬ№2: Неразвитость орфографической зоркости.
УПРАЖНЕНИЕ 2.1 « Орфографические диктанты »
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполняется на уроке
* Задание: вставьте на месте пропусков н или нн. Графически и устно объясните правописание слов.
а)Правописание н, нн в причастиях и прилагательных.
Образец: одарённый (причастие, пишется нн т.к. в слове есть приставка) актёр, внутренний ( прилагательное, в суффиксе енн пишется удвоенная н ) мир, осенний (прилагательное, образованное от существительного с основой на н, поэтому в слове пишется две н).
Сыгра..ые роли, стари..ый романс, величестве..ая скульптура, остаться незавершё..ой, хвалё..ая пьеса, художестве..ый образ,золочё..ые рамы, избра..ые произведения, дарова..ый талант, мудрё..ый вопрос,плетё..ое кресло, поза скова..а, всё продума..о, рискова..ый шаг, непроше..ые гости, правительстве..ая награда, пропуще..ый акт.
ТРУДНОСТЬ№2: Неразвитость орфографической зоркости.
УПРАЖНЕНИЕ 2.1 « Орфографические диктанты »
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполняется на уроке
б) Слитное, раздельное написание не с глаголами, причастиями, деепричастиями.
Задание: раскрыть скобки, объяснить правописание не со словами.
Образец: работа не выполнена ( не пишется раздельно с краткими причастиями), невзлюбить ( не пишется слитно т.к. слово не употребляется без не) человека, идти не спеша ( не с деепричастиями пишется раздельно).
( Не) съеденный завтрак, уехал (не) простясь, ( не) навидел лицемерие, полы(не) мыты, (не) квашеная, а солёная капуста, ( не) приемлемые для нас условия, кушанье (не) доварено, с утра (не) здоровится, (не) зависимое государство, (не) зависимое от ударения написание, (не) победимая армия, писал (не) уставая, (не) слушая оппонентов, (не) выглядел смешным, вопрос (не) решён, вовремя (не) решенный вопрос, (не) решенный вопрос.


УПРАЖНЕНИЕ 2.2 «Творческие диктанты»
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполняются на уроках и индивидуально-коррекционных занятиях.
а) Слитное и раздельное написание не с причастиями.
* Задание: изменить словосочетание таким образом, чтобы не писалось раздельно.
Образец: незасчитанный гол - не засчитанный судьёй (зависимое слово) гол, гол не засчитан (краткое причастие).
Незаконченный проект, неосвещённый зал, неудавшаяся экскурсия, нераспечатанное письмо, неисследованные края, нераспустившийся цветок, недочитанный роман, невыполненное задание, неуехавший турист.


УПРАЖНЕНИЕ 2.2 «Творческие диктанты»
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполняются на уроках и индивидуально-коррекционных занятиях.
б) Н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
* Задание: составить со словами словосочетания и предложения.
Образец: укушенный – укушенный ребёнок – Где-то во дворе громко плакал ребёнок, укушенный собакой.
Заспанный, незамеченный, вязаный, закопанный, надкушенный, кипячёный, надорванный, стираный, кручёный, открученный.


ТРУДНОСТЬ № 3: Невнимателен и рассеян.
УПРАЖНЕНИЕ 3.1 Игра «Лишнее слово»
ОБОРУДОВАНИЕ: сигнальные карточки, упражнения.
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполняется на уроке и на индивидуально- коррекционном занятиях.
Задание: в каждой группе слов найти лишнее, поднять сигнальную карточку.
Образец: щука, карась, окунь, рак.
-Ухо, лицо, нос, рот;
-излагать, прилагать, слагать, изложение;
-коснулся, касательная, росток, прикосновение;
-ночь, грач, тишь , дочь, рожь;
-шалаш, скрипач, дрожь, мяч;
-приехать, прибить, прекрасный, пришкольный;
-играющий, поющий, думающий, рисовавший;
-нарисованный, пишущий, забитый, заношенный;
-варёный, ношеный, стриженый, прочитанный.


ТРУДНОСТЬ № 3: Невнимателен и рассеян.
УПРАЖНЕНИЕ 3.2 Игра «Найди ошибку»
ОБОРУДОВАНИЕ: сигнальные карточки
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполняется на уроке и индивидуально-коррекционном занятии.
*Задание: исправить неверное противопоставление.
- У бабочки крылышки большие, а у стрекозы прозрачные;
- у стрижа хвост короткий, а у ласточки красная шейка;
- лист клёна резной, а лист рябины зелёный;
- белый гриб с толстой ножкой, а мухомор несъедобный;
- урок длинный, а перемена весёлая;
- предлог- служебная часть речи, а глагол обозначает действие предмета;
- дополнение - второстепенный член предложения, а подлежащее
отвечает на вопросы И.п.
- причастие в предложении является определением, а деепричастие –
особая форма глагола.


ТРУДНОСТЬ № 3: Невнимателен и рассеян.
УПРАЖНЕНИЕ 3.3
ОБОРУДОВАНИЕ: текст стихотворения.
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполняется индивидуально или коллективно на индивидуально – коррекционных занятиях.
*Задание: ответить по памяти на вопросы.
« Путаница».
Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берёт
И опускает в компот.
Бросает в котёл поленья,
В печку кладёт варенье,
Мешает суп кочерёжкой,
Угли бьёт поварёшкой,
Сахар сыплет в бульон,
И очень доволен он.
То - то был винегрет,
Когда починили свет!
О. Григорьев.

? В чём состоит путаница?
? Что, куда нужно было класть?
? Перечислите блюда, которые готовил повар.
? Какие продукты использовал повар?
? Был ли приготовлен винегрет?
? Какое значение слово « винегрет» имеет в данном тексте?


ТРУДНОСТЬ № 3: Невнимателен и рассеян.
УПРАЖНЕНИЕ 3.4
ОБОРУДОВАНИЕ: таблица
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполняется на уроке и индивидуально – коррекционном занятии.
*Задание: в течение одной минуты учащиеся исследуют таблицу, на которой разным цветом и шрифтом изображены буквы русского алфавита. Затем учитель убирает таблицу и задаёт примерные вопросы:
?Прописных или печатных букв было больше?
?Согласных или гласных меньше?
?Какого цвета букв было больше?
?Какая буква встречалась чаще? Сколько раз?


ТРУДНОСТЬ № 3: Невнимателен и рассеян.
УПРАЖНЕНИЕ 3.5
ОБОРУДОВАНИЕ: тексты, карандаши.
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполняется на индивидуально – коррекционном занятии. Задания разноуровневые.
*Человек произносит слова. Мы воспринимаем их смысл. Но как много смысла, помимо слов, кроется в самом звуке голоса! Прислушайтесь к звукам речи незнакомого человека. Разве тембр голоса, манера говорить, интонации не расскажут вам многое о его чувствах и характере? Ведь голос бывает тёплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ехидный и вкрадчивый, твёрдый, живой, торжествующий и ещё с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли.
( По Б. Расторгуеву.)
1-ый уровень: зачеркнуть буквы, сочетание букв (а, ст, чн).
2-ой уровень: а) зачеркнуть предлоги,
б) зачеркнуть приставки.
3-ий уровень: а) подчеркнуть только (существительные, глаголы,
прилагательные)
б) подчеркнуть все изученные орфограммы.



ТРУДНОСТЬ№5: Испытывает затруднения при пересказе текста.
УПРАЖНЕНИЕ 5.1 Учимся составлять текст по вопросам.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполняется индивидуально, в парах на индивидуально – коррекционных занятиях.
*Задание:
Вариант: по карточке, опираясь на вопросы, составить свой рассказ (сказку).
- Кто это был?
- Как выглядел?
- Куда пошёл?
- Кого встретил?
- Что ему сказали?
- Что он ответил?
- Что ему сделали?
- Какова была его реакция?
- Чем вся история закончилась?
- Вывод или мораль.
Вариант: в парах, по очереди то один, то другой пишут ответы и задают вопросы, следя за тем, чтобы не терялась нить повествования.



ТРУДНОСТЬ№5: Испытывает затруднения при пересказе текста.
УПРАЖНЕНИЕ 5.2 Учимся составлять сюжетный рассказ.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с заданием.
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполняется индивидуально на индивидуально – коррекционных занятиях.
Представь, что на какое-то время ты можешь стать домашним животным. Попробуй представить, что ты превратился в кошку, собаку, попугайчика или лошадь. Что бы ты ел? Чем занимался днём? Кто был бы твой хозяин и как бы к тебе относился? Где бы ты спал? Какой приятный сюрприз ты хотел получить от хозяина?

ТРУДНОСТЬ№5: Испытывает затруднения при пересказе текста.
УПРАЖНЕНИЕ 5.2 Учимся составлять сюжетный рассказ.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с заданием.
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполняется индивидуально на индивидуально – коррекционных занятиях.
Попробуй составить рассказ об одном из предметов домашнего обихода (утюге, кухонном кране, чайнике, ведре, кружке, тарелке, зубной щётке). Выбери сам такой предмет. Он может жить на кухне, в комнате или в ванной. Тебе помогут составить рассказ вопросы, которые задаёт этот предмет:
-Что со мной происходило до того времени, как я попал в этот дом?
-Как я попал в дом?
-Что я могу делать или что со мной можно делать?
-Кто меня больше всего любит, и кого я больше всего люблю?
-Какие интересные истории со мной происходили?
-С какими предметами я дружу?
-Кого я не очень люблю?

ТРУДНОСТЬ№5: Испытывает затруднения при пересказе текста.
УПРАЖНЕНИЕ 5.2 Учимся составлять сюжетный рассказ.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с заданием.
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполняется индивидуально на индивидуально – коррекционных занятиях.
Представь, что ты можешь уменьшиться до размеров муравья. Придумай историю о своём чудесном превращении, используя вопросы:
-Какое бы у тебя было любимое занятие?
-Что бы в первую очередь ты сделал?
-Где бы побывал?
-Чего бы ты опасался?
-Через какое время ты бы снова захотел стать большим? Почему?
-Что на память о своём приключении захватил бы с собой?



УПРАЖНЕНИЕ 5.3 Игра « Почему это произошло?»
ОБОРУДОВАНИЕ: листы ответов
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполняется индивидуально и коллективно на индивидуально – коррекционных занятиях.
а) Учимся находить причину событий.
Задание: назови как можно больше возможных причин для каждой из описанных ниже ситуаций (при поиске возможных причин не стоит отбрасывать причины маловероятные, необычные. Например: ситуация, когда речка вышла из берегов и затопила окрестные луга могла произойти как из–за дружного таяния снега весной, так и из–за того, что корабль инопланетян, приземлившись в русло реки, перегородил её, образовав запруду):
- Во всём доме внезапно погасли все электрические лампочки.
- Стоящее во дворе дерево было облеплено птицами.
- Подойдя к дому, можно было увидеть, что все окна в квартире распахнуты настежь.
- Внезапно из леса донеслось громкое, протяжное звериное рычание.



УПРАЖНЕНИЕ 5.3 Игра « Почему это произошло?»
ОБОРУДОВАНИЕ: листы ответов
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполняется индивидуально и коллективно на индивидуально – коррекционных занятиях.
б) Учимся представлять последствия событий.
Задание: придумай как можно больше событий, которые могут произойти из–за названного события.
Например: событие – « Охотник выстрелил в воздух».
Следствия этого события:
- из-за сотрясения воздуха в горах случился обвал;
- ружьё дало отдачу в плечо, и охотник упал;
- пуля попала в пролетавшую утку;
- и т.п.
События:
-Девочка уронила карандаш на пол
-Из окна выбросили кусочек булки
-Садовник из шланга стал поливать клумбу
-На улице кто-то разбил банку варенья
-Мальчик чиркнул спичкой
-Учитель открыл журнал



ТРУДНОСТЬ№11 Медленно, плохо списывает с доски.
УПРАЖНЕНИЕ 11.1 «Зрительные диктанты.»
ОБОРУДОВАНИЕ: доска, мел.
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполняются на уроке.
Задание: в записанном на доске тексте обнаруживаются и исправляются недочёты, ошибки. 20-30 секунд учащиеся исследуют текст, затем восстанавливают его по памяти.
-Жучка будку (булку) не доела;
Неохота, надоело.
-Ехал мальчик без жилета (билета),
Заплатил он штраф за это.
- На островок налетел ураган,
На пальме остался последний баран (банан).
- У вратаря большой улов,
Влетело в сетку пять волов (голов).
- Тает снег. Течёт ручей,
На ветвях полно врачей (грачей).
- Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
- Сели в ложку (лодку) и – айда!
По реке туда – сюда.
- Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползёт зелёный лук (жук)
С длинными усами.
- На волке (полке) – сметана,
Творог, молоко.
И рад бы поесть,
Да достать нелегко!
- Пять баранов (бананов) скушал Колька
И сказал: « Ещё бы столько!»
Говорила мышка мышке:
- До чего люблю я книжки!
Не могу я их прочесть,
Но зато могу их съесть!
- Где скажите вы, сеньор,
Взяли красный помидор?
- Вот невежливый вопрос!
Это собственный мой нос!



ТРУДНОСТЬ№11 Медленно, плохо списывает с доски.
УПРАЖНЕНИЕ 11.2 « Буквенная мозаика».
ОБОРУДОВАНИЕ: доска, мел, карточки.
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполняется на уроке и на индивидуально – коррекционном занятии.
*Задание: в соответствии с цифрами собрать слова. Составить словосочетания.
Образец: гаинк ( 4,5,3,2,1) – книга, интересная книга.
Ноколтб (7,5,2,3,1,4,6 )
Раождок ( 5,3,1,6,4,7,2 )
Еарпобжк ( 4,3,5,6,1,7,8,2 )
Иртапкон ( 3,2,7,5,1,8,6,4 )
Кенвицт ( 6,4,2,7,3,5,1 )
Румавика (4,7,5,8,1,6,2,3 )
Немдат (6,5,1,4,2,3 )
Рогетва (5,1,4,6,2,3,7 )
Данжеда ( 3,7,1,5,4,1,2 )


ТРУДНОСТЬ№11 Медленно, плохо списывает с доски.
УПРАЖНЕНИЕ 11.3 Игра « Восстанови текст».
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки, простые карандаши.
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполняется на индивидуально – коррекционном занятии.
Задание: листы с текстом лежали на столике в саду. Набежала тучка, прошел слепой дождик. Каплями частично был повреждён текст. Следует восстановить недостающие буквы, слога, слова.
Подсказка: каждая точка соответствует одной пропущенной букве.
а) На базар. .жик
Накупил ..пожек,
..пожки по ножке – себ. ,
Помень.. ..множко – ж.не,
С пря.ками - .очке,
И всё улож.. в ..шочке.
? Сколько в семействе у ёжика ножек? Сколько купил он сапожек?



ТРУДНОСТЬ№11 Медленно, плохо списывает с доски.
УПРАЖНЕНИЕ 11.3 Игра « Восстанови текст».
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки, простые карандаши.
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполняется на индивидуально – коррекционном занятии.
Задание: листы с текстом лежали на столике в саду. Набежала тучка, прошел слепой дождик. Каплями частично был повреждён текст. Следует восстановить недостающие буквы, слога, слова.
Подсказка: каждая точка соответствует одной пропущенной букве.
б) Я хотел устроить бал,
Я гостей к с.бе позв.. .
Купил му.. , купил тво,
Испёк рассыпчатый ..!
Пирог, ножи и вил.. тут,
Но что -.. гос.. не .дут.
Я ждал по.. хвата.. сил,
Потом ку..чек . .
Потом подви стул и с..
И пирог в мин с .
Когда же г. подошли,
То даже кро не .. .
Д. Хармс.
? Кто проявил неучтивость хозяин или гости? Поясните свою точку зрения. Как по – вашему следует поступать?





ТРУДНОСТЬ№12: Постоянно переспрашивает учителя.
УПРАЖНЕНИЕ 12.1 Игра « Внимашка – запоминашка ».
ОБОРУДОВАНИЕ: доска, карточки с текстом
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполняется на уроке и индивидуально – коррекционном занятии.
*Задание: в течение 30-60 секунд учащиеся ознакомляются с текстом, после чего текст убирается, и учащиеся отвечают на вопросы, ориентированные на внимательность.
а) Говорила мышка мышке:
-До чего люблю я книжки!
Не могу я их прочесть,
Но зато могу их съесть.
? Что любит мышка? Почему?
?Назовите третью строчку стихотворения?
? Сколько знаков препинания использовано в стихотворении?
? Назови все глаголы, использованные в стихотворении?
? Сколько предлогов в стихотворении?
? В каком падеже употреблено последнее слово первой строки?
? Какой знак препинания стоит на конце каждой строки?


ТРУДНОСТЬ№12: Постоянно переспрашивает учителя.
УПРАЖНЕНИЕ 12.1 Игра « Внимашка – запоминашка ».
ОБОРУДОВАНИЕ: доска, карточки с текстом
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполняется на уроке и индивидуально – коррекционном занятии.
*Задание: в течение 30-60 секунд учащиеся ознакомляются с текстом, после чего текст убирается, и учащиеся отвечают на вопросы, ориентированные на внимательность.
б) - Где скажите вы, сеньор,
Взяли красный помидор?
- Вот невежливый вопрос!
Это собственный мой нос!
? Сколько местоимений использовано в стихотворении?
? Назовите второе слово второй строки. Какой частью речи оно является?
? Каким словом заканчивается третья строка? Какое окончание у этого слова
будет в Предложном падеже?
? О каком жёлтом помидоре идёт речь в стихотворении?
? Назови второе слово последней строки. Сколько н пишется в этом слове и
почему?



ТРУДНОСТЬ№12: Постоянно переспрашивает учителя.
УПРАЖНЕНИЕ 12.2
ОБОРУДОВАНИЕ: таблица.
Рекомендации: выполняется на уроках и индивидуально – коррекционных занятиях.
*Задание: учащиеся смотрят на таблицу в течение 30-60 секунд. После того, как таблица убирается, учащимся предлагается назвать по памяти один из рядов:
1.Х, К, М, У, М, Я.
2.С, О, Э, Ю, З, В.
3.В, Б, Р, Ь, З, Ы.
4.Щ, Ш, Е, Ц, Ё.
5.А, Л, Д, Н, Ч, И.
? По какому принципу эти буквы объединены в ряд?

УПРАЖНЕНИЕ 12.3 Игра « Найди ошибку».
ОБОРУДОВАНИЕ: таблица, карточки с заданием.
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполняется на уроке и на индивидуально – коррекционных занятиях.
*Задание: в течение 30 секунд учащиеся смотрят на таблицу и затем по памяти называют буквы, слова в которых было допущено неправильное написание букв и исправляют ошибки.
а) А Б В Г Д . Ж З . К б) ра ота, нег, таж,
Л М Н О П . С . . Ф орога, степъ, шётка,
Х Ц Ч Ш Щ Ъ . Э . . ристал, рук вица, пол ,м со.
ТРУДНОСТЬ№12: Постоянно переспрашивает учителя.
УПРАЖНЕНИЕ 12.4
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с заданием.
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполняется на индивидуально – коррекционном занятии.
*Задание: расставь слоги таким образом, чтобы получились слова.
Ро-до-га, ход-ро-па, ка-про-беж, ро-ка-гат,
Роб-ко-ка, ка-ва-реж, ре-ник-ва, теч-си-ко,
Фор-то-све, жа-дер-ва, ви-те-зор-ле, ток-пи-на.


ТРУДНОСТЬ№13: Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест.
УПРАЖНЕНИЕ 13.1 Игра «Собери слово».
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполняется на индивидуально-коррекционных занятиях.
Задание: из каждого ниже указанного слова взять названную значимую часть слова, получив новое.
Подъезд (приставку), поездка (приставку), пришёл (приставку),
Березняк (корень), надрез (приставку), море (корень),
Часовой (суффикс), записка (корень), русский (суффикс),
Домик (суффикс), играть (суффикс), узкий (окончание)
Поел (окончание). быть (окончание)

ТРУДНОСТЬ№13: Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест.
УПРАЖНЕНИЕ 13.1 Игра «Собери слово».
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполняется на индивидуально-коррекционных занятиях.
Задание: из каждого ниже указанного слова взять названную значимую часть слова, получив новое.

Преотличный (приставку), переехать (приставку), поход (приставку),
Красить (корень), забег (приставку), знакомство (корень),
Лесной (суффикс), право (корень), дружить (суффикс),
Воздушный (окончание), укусить (суффикс), уехать (окончание),
улыбаться (окончание).




ТРУДНОСТЬ№13: Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест.
УПРАЖНЕНИЕ 13.2 Игра «Лабиринт».
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки.
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполняется на уроке и на индивидуально-коррекционных занятиях.
а) Причастие Часть речи, обозначающая
признак предмета

Наречие Особая форма глагола,
отвечающая на вопросы
Что делая? Что сделав?

Глагол Особая форма глагола,
обозначающая признак
предмета по действию

Деепричастие Часть речи, обозначающая
действие предмета

Прилагательное Неизменяемая часть речи






ТРУДНОСТЬ №13: Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест.
УПРАЖНЕНИЕ 13.2 Игра «Лабиринт».
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки.
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполняется на уроке и индивидуально-коррекционных занятиях


б) Причастие Спотыкаться

Наречие Извиняясь

Глагол Смешной

Деепричастие Заботливо

Прилагательное Спешащий



ТРУДНОСТЬ №13: Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест.
УПРАЖНЕНИЕ 13.3 Игра «Чего-то не хватает? Или что-то лишнее?»
ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполняется на индивидуально-коррекционных занятиях.
Задание: на картинках изображены предметы и животные. Задача состоит в том, чтобы отсортировать их в 3 стопки: 1- на рисунке изображено что-то лишнее; 2-на рисунке чего-то не хватает; 3-на рисунке изображено то, чего здесь не должно быть. Затем ученик обосновывает свой выбор.
Рисунки: часы без стрелок, зонтик с двумя ручками, чайник без носика, корова с оленьими рогами, ель и на ней яблоки, телефон без циферблата, два огурца на плодоножке вишни, лицо без бровей, стул с пятью ножками, пловец в ластах и шапке-ушанке, человек в солидном костюме и банных тапочках, аптечка с лекарствами и монетами, сушилка для посуды с книгой среди тарелок, стаканчик с зубными щётками и расчёской.
*Второй вариант этой игры проводится по принципу игры «Тревога»




ТРУДНОСТЬ№16: При чтении невнятно произносит или «глотает» окончания слов.
УПРАЖНЕНИЕ 16.1
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполняется на индивидуально-коррекционных занятиях.
*Задание: выучить шуточное стихотворение. При ответе проследить за правильным произношением шипящих звуков.
Пешком шагали мышки.
Пешком шагали мышки по узенькой дорожке
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки у них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.
И пели по дорожке, и щёлкали орешки –
От деревушки Ложки до деревушки Пешки.
Пешком идти не близко, когда идёшь обратно,
А на пушистой киске и мягко, и приятно.
Если кошке по пути – отчего не подвезти.
В. Приходько




ТРУДНОСТЬ№16: При чтении невнятно произносит или «глотает» окончания слов.
УПРАЖНЕНИЕ 16.2 « Скороговорки – чистоговорки».
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполняется на индивидуально-коррекционных занятиях.
Задание: выучить скороговорку, быстро и правильно произнести её несколько раз.
- Ткёт ткач ткани на платки Тане.
-Хорош пирожок внутри творожок.
-В поле полет Фрося просо,
Сорняки выносит Фрося.
-Течёт речка, печёт печка.
-Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!
-В роще щебечут стрижи,
Чечётки, щеглы и чижи.
-Маша дала Ромаше
Сыворотку из-под простокваши.
-Прошкина шавка укусила Пашку,
Бьёт Пашка шапкой Прошкину шавку.
-Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот.























КГУ «Рудненская специальная школа-интернат №1
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области




Раздел III


Феноменология трудностей
по русскому языку в 7классе.

Апачинская С.Г.



Заголовок 115