Публикация «ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА II» (проблемное обучение)


«ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА II»
(проблемное обучение как способ формирования и развития коммуникативно – языковой компетентности учащихся на уроках истории в условиях предпрофильной подготовки)
Глушенкова Анжелика Валерьевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ № 90»ЗАТО Северск
Хорошая современная речь – это речь добрая
и правдивая, умная, устремленная к истине,
прекрасная своей стройной структурой и логикой.
Процесс гуманитаризации современного образования обусловил повышенный интерес к проблеме становления языковой личности, характерными чертами которой являются: умение вести беседу, раскованность мыслей, логичность, сообразительность, гибкость мышления, красноречие, способность к генерации идей и т.д.
Результаты диагностики уровня сформированности общеучебных умений и навыков за 2005/2006 учебный год показали, что учащиеся испытывают затруднения в таких коммуникативных умениях, как: умение вести учебной диалог, дать логичный, развернутый ответ, обосновывать и отстаивать свою точку зрения, выступить с сообщением, докладом, работать с различными источниками информации, работать в группах, написать рецензию. В данной работе автор описывает свой опыт преподавания курса истории с учетом образовательного заказа на активизацию коммуникативно – речевой деятельности учащихся в предмете при использовании блочно – модульной системы и технологии проблемного обучения.
Блок уроков по истории России был проведен для учащихся 8-х классов в рамках пропедевтики предпрофильной подготовки. Класс, в котором был проведен данный блок уроков, ориентирован на углубленное изучение гуманитарных дисциплин и имеет помимо 2-х часов истории 1 час факультативного занятия по предмету.
В основе блочно – модульной системы обучения проявляется сочетание традиционных (репродуктивных) и активных форм обучения (семинар с элементами дискуссии, проблемный диалог, решение проблемных задач и т.п.), а также самостоятельного освоения учащимися учебного материала (конспектирование, разработка и составление логических схем, синхронических таблиц, работа с историческими источниками, составление характеристики исторической личности и т д.)Главные принципы таких занятий - «ученье с увлеченьем», «открывать знания вместе с детьми – это здорово».
Применение на каждом учебном этапе приемов подводящего и побуждающего диалогов для создания проблемной ситуации, речевых конструкций приводит к усилению коммуникативно – речевого компонента урока.
Подводящий диалог
Репродуктивные задания:
Вспомните…
Итак, на прошлом уроке….
С этими фактами мы уже знакомы…
Какую тему вы повторяли…
С какими понятиями вы уже знакомы… продуктивно – познавательные задания:
Чем это событие похоже на уже изученное нами…
Проанализируйте…
Сравните….
Выделите главную мысль….
Результат: развитие логического мышления
Учитель предлагает обзорную лекцию по теме, используя элементы: монолого – проблемной лекции (учитель решает задачу сам, а учащиеся вникают в логику развития его мысли); диалого - проблемной лекции (учитель ставит задачу, а учащиеся принимают участие в ее решении); опорные конспекты.
С помощью отдельных стимулирующих вопросов, предложений, практических заданий на сравнение, соответствие, установление причинно – следственных связей он помогает ученикам осознать противоречия рассматриваемых вопросов темы и сформулировать учебную проблему для дальнейшего, более глубокого ее изучения и осмысления в ходе подготовки к семинару, выдвижения и проверки гипотез (Приложение 2).
Поиск решения проблемных задач урока направлен на активное развитие логического мышления, а значит творческих способностей и речи школьников.
По окончании лекции учитель делит класс на группы, выдает пакет с вопросами семинара, практическим заданием, назначает время для консультаций.
Для научной организации труда, как учащихся, так и самого учителя необходимым условием является использование в работе методических папок с памятками, приемами, алгоритмами: алгоритм работы с текстом, книгой; алгоритм анализа исторических фактов, событий; постановки вопросов; составления опорных конспектов; работы с терминами, понятиями; требования к конспектированию т.д. ( «Методическая копилка школьника», «Методическая копилка учителя»).
При групповом консультировании учитель использует одновременный варианты выдвижения гипотез (достаточно одной проверки на все гипотезы сразу), стереотипные вопросы побуждающего диалога при обсуждении проблем семинара, вызвавших у школьников затруднения: - Какие есть идеи, догадки?
-Кто думает иначе?
- Какие есть еще идеи?
- Что вы имеете в виду?
- Попробуйте выразить свою мысль иначе.
-Вы согласны с этой гипотезой? Почему?
-Как можно проверить эту гипотезу?
Правила ведения спора, дискуссии; памятки по использованию речевых конструкций, в составлении которых школьники принимали непосредственное участие, межпредметная интеграция активизируют коммуникативно – речевую деятельность в предмете.
Примеры речевых конструкций
СОГЛАСИЕ ВОЗРАЖЕНИЯ
С этим следует согласиться…..
В целом я согласен с………
Я полностью согласен с теми, кто утверждает…. Не могу согласиться с вами…
У меня другая точка зрения
К сожалению, вы ошибаетесь…
ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ УВЕРЕННОСТЬ
Допустим, что…
Предположим, что…
Хотелось бы высказать свое предположение….
Наверняка… Я убежден, что…
С точки зрения автора…..
Очевидно, что…
Нет сомнений
ВЫВОД ЗНАЧИМОСТЬ
И так, подведем итог…
Поэтому…
Вот поэтому…
Все сказанное означает, что…
А это значит…
Таким образом… Необходимо подчеркнуть, что…
С практической точки зрения…
Важно отметить, что…
Практическая значимость….
Хотелось бы подчеркнуть….
На семинаре оценивается:
участие ученика в работе группы;
точность выражение новых знаний;
творческий продукт (сообщение, доклад, мини – реферат, опорный конспект по вопросам семинара, схемы, таблицы, «портфолио» по теме урока и т.д.). Проанализировать выступления участников диалога, спора можно по следующим параметрам:
как проявляются коммуникативные намерения говорящего (голос, интонация, жесты, мимика, слова и выражения, характеризующие говорящего);
как построены высказывания (виды аргументов, способ доказательства, речевые средства выражения согласия и возражения) и т.д.
В конце семинара или после него учащиеся анализируют свою работу в группе и работу группы в целом (Приложение 3).
Приложение 3
АНАЛИЗ РАБОТЫ ГРУППЫ
Капитан группы № 1 _________ Что удалось в работе группы ?Состав группы Оценка работы в группе Что не удалось в работе группы?
3. Какой вопрос был самым интересным?
Итоговая оценка работы группы Какой вопрос хотелось бы рассмотреть
еще раз, более подробно?
Замечания, предложения по уроку
С целью установления эффективной обратной связи с каждым учеником целесообразно в конце урока предложить учащимся заполнить карту самоконтроля, которая дает возможность проанализировать урок с позиции ученика, определить уровень его притязаний. Данный вид работы может быть использован и в и качестве домашнего задания.
Таким образом, использование при обучении учащихся блочно – модульной системы, проблемной технологии способствует формированию у школьников активного, инициативного, творческого, личностного и действенного отношения к учению, ставя на более высокую ступень уровень их обученности и обучаемости, языковой и коммуникативной компетентности.
Представленный методический продукт по курсу «История России» для учащихся 8 классов является примером системы работы учителя в коммуникативно – речевом поле учебного предмета, успешно апробирован в условиях предпрофильной подготовки по гуманитарным дисциплинам, снабжен подробным диагностическим материалом и может быть использован в качестве методического пособия для учителя.
Список литературы.
1. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в школе в схемах и таблицах, описаниях. изд. Владос М.-1999.
2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками.
3. Кочетов Н.С. Нестандартные уроки в школе. История. Волгоград: Учитель. 2002
4.Макарова А.К., Матис Т.А., ОрловА.Б. Формирование мотивации учения.М., Просвещение. 1990
Приложение 1
Блочно - модульное обучение по теме выполняется в следующей последовательности:
421830589535Творческое усвоение знаний
00Творческое усвоение знаний

I.Лекция – 2 часа
(с элементами проблемного диалога)
2266953302000
-125095144145Получение новых знаний.
Осознание противоречия.
Постановка
учебной проблемы
(Формулирование вопроса или темы урока)
00Получение новых знаний.
Осознание противоречия.
Постановка
учебной проблемы
(Формулирование вопроса или темы урока)
II. самостоятельная работа
учащихся - за пределами урока
15982958255000
III. консультации - факультатив
20574008382000
1246505129540Введение нового материала за счет работы в библиотеке, сети Интернет.
Оказание помощи
в поиске решения учебной проблемы
(выдвижение и проверка гипотез)
Промежуточный контроль.
00Введение нового материала за счет работы в библиотеке, сети Интернет.
Оказание помощи
в поиске решения учебной проблемы
(выдвижение и проверка гипотез)
Промежуточный контроль.
2819400160020IV.
00IV.
320040013716000 IV. семинар – 2 часа
(с элементами дискуссии)
V. тестирование
33483555270500
2694305116205Воспроизведение знаний.
Выражение решения
(научным языком в доступной форме). Понимание знания.
Представление и реализация продукта
( доклад, реферат, сообщение, портфолио по теме) Проверка и оценка, знаний, умений и навыков.
00Воспроизведение знаний.
Выражение решения
(научным языком в доступной форме). Понимание знания.
Представление и реализация продукта
( доклад, реферат, сообщение, портфолио по теме) Проверка и оценка, знаний, умений и навыков.

V. самоконтроль – за пределами урока
429450567310Осуществление обратной связи с каждым учеником
Анализ урока
с позиции ученика. Определение уровня притязаний школьника.
00Осуществление обратной связи с каждым учеником
Анализ урока
с позиции ученика. Определение уровня притязаний школьника.

4643755-52197000


Приложение 2
Тип противоречия, приемы побуждающего диалога Побуждение
к осознанию противоречия Побуждение к формулированию учебной проблемы
Проблемная ситуация удивления Между двумя или более положениями:
1шаг. Одновременно предъявить противоречивые факты теории или точек зрения.
2шаг. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. О фактах: Что вас удивило?
-Что интересного заметили?
-Какие вы видите факты?
-Какие факты подтверждают правоту вашего высказывания? О теориях: -Что вас удивило?
-Сколько существует теорий?
-Сколько существует точек зрения?
- Какой вопрос возникает? Проблемный вопрос: В русско – турецкой войне 1877-1878г.г. Россия одержала победу. Воевавшие страны, Россия и Турция заключили мир. Европейские страны собирают новый кворум (Берлинскую конференцию) и пересматривают условия мира не в пользу России. Россия соглашается. Почему? Между житейским представлением учащихся и научным фактом:
1шаг. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».
2шаг. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. -Сколько в нашем классе мнений? -Вы сначала как думали?
А как на самом деле?
Какие вы можете сделать выводы? Проблемный вопрос: До сих пор многим не ясно: почему в 1867г продали Аляску? Что это? Глупость, недальновидность, чьи – то темные происки или вынужденная мера? Была ли альтернатива? (Задачи на анализ факта, события.) «Яркое пятно». Можно использовать легенды, сказки, фрагменты художественной литературы, шутки интересные факты, выражения знаменитостей и т.д. Что вас удивило?
-Какие факты подтверждают правоту данного высказывания? Проблемный вопрос: «…Бой отважный, бой неравный Один с Европой продолжал….». В чем Ф.М. Тютчев увидел именно так охарактеризовал деятельность русского дипломата? В чем его историческая роль А.М. Горчакова? Результат: развитие творческих способностей