Разработка урока по литературному чтению Дед Мазай и зайцы 3 класс


Открытый урок литературного чтения
Тема:   Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
Цель и задачи урока: создать условия для знакомства учащихся с творчеством Николая Алексеевича Некрасова; способствовать становлению вдумчивого читателя: понимающего поступки героев, авторскую точку зрения; совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать устную речь, обогащать словарь учащихся; воспитывать отзывчивость, чуткость, любовь к окружающему миру.
Формировать УУД:
Познавательные:
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Овладеть приёмами понимания прочитанного.
Регулятивные:
развивать умения:
высказывать свои предположения на основе изученного материала;
планировать свои действия;
осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
развивать умения:
- строить речевые высказывания;
- работать в группе;
Личностные:
развивать умения выказывать своё отношение к герою;
совершенствовать коммуникативные навыки;
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:
научатся читать осознанно, выразительно, без ошибок;
работать с текстом: описывать героя (составлять словесный портрет литературного героя), его характер, на основе анализа произведения;
высказывать и аргументировать своё отношение к поступкам героев произведения.
Личностные:
проявлять:
интерес к чтению русской поэзии;
свои чувства при анализе произведения;
интерес и творческое отношение к выполнению заданий.
Метапредметные:
выстраивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
осуществлять анализ произведений;
уметь производить самооценку своей учебной деятельности.
Оборудование: мультимедийная доска, презентация «Н. Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения К. Д. Бальмонта «Золотое слово».
III. Речевая разминка.
Прочитайте стихотворение Е. Евтушенко.
К чему призывает автор?
слайд 1
Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверят внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
- О каких зверях внутри нас говорит автор? («Убивать» человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень)
- К чему призывает автор? (Автор призывает нас беречь и любить природу, всё то, что нас окружает.)
- Прочитаем выразительно.
- Эти строки будут эпиграфом к нашему уроку.
IV. Самоопределение к деятельности.
– Сегодня мы познакомимся с новым произведением, автора которого вы узнаете прослушав следующее стихотворение. ( Каролина, Станислав, Эльнара зачитывают наизусть отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).
- Догадались, кто автор этого стихотворения? (Николай Алексеевич Некрасов)
- Правильно! Молодцы!
Беседа
- Расскажите, а любите вы зиму ?
Действительно, мы любим зиму за ее красоту, возможность покататься на санках, лыжах.
- Как вы думаете, а кому приходится зимой очень тяжело?
- Да, животным, птицам приходится нелегко. Трудно найти корм, голодно и холодно им. Но, оказывается, когда приходит весна, то трудностей все равно много. Вот о таком случае мы узнаем, кода прочитаем стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы». ПОРТРЕТ, НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ (слайд 2)
Но сначала я расскажу вам историю написания этого стихотворения.
В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек. Влюбленный в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах.(слайд 3) Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках, как в Венеции.(слайд 4) Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его неизменным спутником был дед Мазай. Мазай знал много забавных рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно неожиданно пошел сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, (слайд 5) и , пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение, которое так и назвал “Дедушка Мазай и зайцы”.
- Ребята, на доске, есть план работы с этим произведением. Давайте с ним познакомимся.
1. ПРОЧИТАТЬ (познакомиться)
2. СЛОВАРНАЯ РАБОТА
3. ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ (содержание, героев)
4. ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
V. Работа по теме урока.
1. Чтение стихотворения учителем
- Ребята, при прослушивании, понаблюдайте над своими чувствами и ответьте на вопрос: что вас больше всего ТРОНУЛО, УДИВИЛО, РАССМЕШИЛО. (Больше всего тронуло то, как дед Мазай спасал зайцев. Удивило то, как зайцы были послушны. Было смешно читать, как автор говорит о зайцах: Еле жива, а толста, как купчиха! / Я ее, дуру, накрыл зипуном…)
Какую задачу мы выполнили с вами? Какая задача стоит перед нами?
2.СЛОВАРНАЯ РАБОТА
- Так как стихотворение было написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. Чтобы нам легче было понять содержание текста, давайте выполним словарную работу. Значения каких слов вы можете найти в словаре учебника? (гинуть, аршин, сажень, гуторить, зипун).
Силки – приспособление в виде затянутой петли для ловли птиц и мелких животных. (слайд 6)
Багор – длинная палка с загнутым металлическим крюком.(слайд 7)
Аршин – старорусская мера длины, длина всей руки от плеча (71 см)- (слайд 8)
Сажень – старинная мера длины, равная 3 аршинам (2м 13 см) – (слайд 9)
Зипун – старинная верхняя одежда крестьян, типа кафтана без воротника, изготовленная из грубого сукна яркого цвета. (слайд 10)
Гуторить - разговаривать
Горемыка – слово состоит из двух слов: горе и мыкать, что обозначает страдать.
Но, в этом произведении много слов, которые можно понять логически. Я предлагаю вам поработать в группах. Соедините стрелками правильное значение слов. (слайд 11)
тягота' Тяжесть, груз
поте'хаЗабава, веселье
лопо'чут ушами Шевелят ушами, выражая беспокойство.
гуто'ритьРазговаривать
Какую задачу мы выполнили с вами? Какая задача стоит перед нами?
VI. Физминутка (слайд 12)
Почему повсюду лужи? (Дети разводят руки в стороны и помахивают плечами.)Мама зонтик свой берет. (Имитируют движение.)Почему же? Почему же? (Движения, как в 1-ой строке.)Потому что... (Хором: «До ждь идет/»)
VI. Продолжение работы по теме урока
АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
В какое время года происходят события?
Почему зайцы попали в трудную ситуацию?
Кто знает, что такое половодье? - относительно длительное и значительное увеличение водности реки, вызывающее подъём её уровня...
Картина Левитана «Весна. Большая вода» (слайд 13)
Назовите признаки половодья, изображённые на этой картине.
Какую задачу мы выполнили с вами? Какая задача стоит перед нами?
2. Выразительное чтение произведения.
Ребята, на сколько бы частей разделили текст?
1 ч. ОСУЖДЕНИЕ
2 ч. СПАСЕНИЕ ЗАЙЧАТ
3 ч. ПРОЩАНИЕ
ОСУЖДЕНИЕ
Почему мало дичи осталось в тех местах, где жил дедушка Мазай?
Как он сам относился к животным?
В каких словах мы слышим большой упрек мужикам? С какой интонацией нужно читать эти слова? (осуждение и жалость) Зачитайте.
СПАСЕНИЕ ЗАЙЧАТ
Какая часть самая важная, кульминационная в этом произведении?
Почему дед Мазай на лодке отправился за дровами? Зачитайте эти строки.
Посмотрите на картину и найдите строки, которые относятся к ней. (слайд 12)
Как вели себя зайцы при виде Мазая? Почему зайцы стали прыгать в лодку сами?
(т.к. Мазай был спокоен, разговаривал с ними. Зайцы чувствовали любовь и жалость Мазая. У них не было другого выхода. Они понимали, что утонут.)
С чем сравнивает зайца, стоящего на пне? Почему Мазай назвал зайца «горемыка»? (слайд 13)
На кого была похожа зайчиха, которая копошилась у куста? Жалко ли вам ее? Опишите свои чувства? (слайд 14)
Как размещались зайцы на бревне? Почему Мазай побоялся взять их в лодку? Какой выход он нашёл? (слайд 15) Зачитайте.
Какие чувства переполняли Мазая, когда он видел, зайчат, жизнь которых зависела от него. (жалость любовь и желание помочь)
ПРОЩАНИЕ
Почему, они с насмешкой смотрели на то, как Мазай спасал зайцев? (было смешно)
Ради забавы он спасал зайчат?
Мы говорили о том, что зайцы вели себя спокойно, не боялись Мазая. А как себя повели зайцы, когда увидели берег? Зачитайте.(слайд 16)
Почему?
Им хотелось на свободу или они вдруг почувствовали страх перед Мазаем?
Ребята, а почему он так сказал, почему с Богом отправил? Что он этим хотел им пожелать? (Чтобы у зайчат все было хорошо и с ними больше не приключались беды).
Что отличает Мазая от односельчан? (Характер).
VII. Рефлексия.
Работа в группах – разгадывание кроссворда. Проверка.
VIII. Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся.
Какая цель была на уроке?
(Познакомиться с произведением Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»)
Понравилось ли вам данное произведение?
Как бы вы поступили на месте Мазая?
Чему вас научил рассказ Мазая? (Мы должны защищать животных. Они тоже чувствуют, любят и хотят жить.)
Оценки
Встаньте те дети, кому сегодня на уроке было интересно.
Домашнее задание
Дифференцированное задание (карточки с красными фамилиями – заучивают любой отрывок из произведения, а с синими фамилиями – готовят выразительное чтение и рисунок к понравившемуся фрагменту стихотворения)