Внеклассное мероприятие Подарки осени

МК С(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа № 106 для слепых и слабовидящих детей»





Внеклассное мероприятие
«ПОДАРКИ ОСЕНИ»














Составила и провела:
Крахмелец Людмила Александровна, учитель начальных классов


Новокузнецк
Цель: Создание условий для систематизации знаний обучающихся об осени.
Задачи:
Воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру.
Учить видеть и отличать красоту и богатство природы.
Обогащать словарный запас школьников.
Способствовать развитию навыков выразительного чтения.
Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
Оборудование: рисунки, поделки из природного материала, листья, муляжи овощей и фруктов, сборники стихов об осени, репродукции картин – осенний пейзаж.
Ход мероприятия:
I. Вступительная беседа
- Ребята, отгадайте загадку и тогда вы узнаете, чему посвящено наше мероприятие.
Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья.
(осень)
- Правильно – осень, красивое время года. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о замечательном времени года – осени. Сколько чудесной красоты она дарит людям! С осенью у нас связано очень много. Это и начало нового учебного года 1 сентября, и день учителя 5 октября. Об осени мы говорим на уроках окружающего мира, русского языка и литературы.
А как много прекрасных слов об осени написали русские поэты! Осень – любимое время года А.С. Пушкина.
Командам раздаются отрывки стихов об осени разных поэтов. Необходимо подготовить выразительное чтение отрывка и назвать автора.
1 отрывок Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле
Ф. Тютчев
2 отрывок Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор! –
Листья поблекнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
Н. Некрасов

3 отрывок Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
М. Лермонтов
4 отрывок Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на полях туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
А. Пушкин

III. Конкурс сочинителей
- Ребята, назовите осенние месяцы.
- Расскажите об основных приметах осени.
- А теперь задание: Составьте рассказ об осени, используя слова: золотая осень; листья лежат, как ковёр; листья кружатся; дни стали короче.

IV. Конкурс юных натуралистов
- Осень бывает разная. Сначала мы видим радостный, яркий, сочный пейзаж, затем грустный и нежный, и, наконец, тусклый, мрачный и унылый!
Путь у природы от лета до зимы долгий. И, как у каждого пути, есть у него свои этапы – периоды. У осени таких периодов четыре. Назовите их, прослушав признаки.
1 период: Начало осени. Дни становятся короче. Стало прохладней. Но ещё пригревает мягкое, ласковое солнце. Небо ещё светло-голубое. Воздух в это время прозрачный, по утрам свежий, чуть морозный. Нарядные и праздничные стоят деревья. Этот период называется (ранней осенью).
2 период: Пора самой яркой раскраски деревьев. Солнечные дни чередуются с холодными, дождливыми. На лужах всё чаще появляются тонкие льдинки – ударили заморозки. Начался листопад. Это пора называется (золотой осенью).
3 период: Начинается пора холодных дождей и сильных заморозков. Дожди моросят мелкие, тоскливые. Всюду пахнет сыростью. Тучи заволокли небо. Холодно. Грязно. Солнце светит редко. Темнеет всё раньше. Это время называется (глубокой осенью).
4 период: Мокрые чёрные деревья машут на ветру голыми ветками. Дни пасмурные. И однажды из сырого, промозглого воздуха начнёт падать первый снег. Сырые большие хлопья укрывают опавшую листву и серый асфальт. Наступило (предзимье).

V. Конкурс знатоков
- Послушайте стихотворение А. Протасова «Подарки осени».
В опустевшем старом парке
Осень делает подарки:
Лист дубовый, лист берёзовый,
Лист оранжевый, лист розовый,
Лист багряно-огневой,
Выбирай себе любой.
- Узнайте, с какого дерева этот лист?
(Детям раздаются листья берёзы, дуба, клёна, рябины.)
- У каких деревьев осенние деревья бывают красными? (рябина, клён, осина)
- Какие деревья стоят вечно зелёными? (кедр, сосна, ель, пихта)
- У каких деревьев листья желтеют? (берёза, вяз, дуб, липа)
- Скажите, зачем деревьям сбрасывать такой великолепный наряд? Стояли бы до самой весны с листьями, но нет, нельзя. Почему? Обоснуйте свой ответ.
- Оказывается, дерево предусмотрительно все ненужные для себя вещества выводит в листву. Потом, будто пробкой, затыкает черешок листа омертвевшими клетками. И с первым же порывом ветра листья отламываются и падают.

VI. Конкурс загадок
- Чем ещё богата осень?
- Правильно, осенью люди собирают урожай овощей, фруктов, грибов, ягод.
Я сейчас загадаю вам загадки, а вы их отгадайте.
Он большой, как мяч футбольный!
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус
Это что?...
(арбуз)
Снаружи красна, внутри бела,
На голове хохолок – зелёненький лесок.
(редиска)
Был ребёнок –
Не знал пелёнок,
Стал стариком –
Сто пелёнок на нём.
(капуста)
Шло по грядке вдоль забора
Войско храброе дозором.
Держат пики сотни рук,
Подрастает горький
(лук)
Золотая голова
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла
Голова велика,
Только шея тонка.
(тыква)
Рослые ребятишки
Улеглись на грядке.
Ребятишки – молодцы
И зовутся
(огурцы)
Горит на грядке светофор,
И люди ждать согласны,
Пока зелёный
Не сделается красным.
(помидор)

VII. Подведение итогов
Заголовок 115