Открытый урок по русскому языку «В лабиринте слов»


 Открытый урок по русскому языку  «В лабиринте слов»   (работа в парах, игровые технологии)
 Сарсенова Айгуль Максутовна – учитель русского языка и литературы
 На уроке использованы активные методы обучения с использованием коммуникативно- диалоговой технологии. Они позволяют сформировать регулятивные УУД: эмоциональное состояние, оценить ее влияние на настроение и обучение человека. В течение урока учащиеся активно обменивались информацией. Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают.  Идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться.
     
Тема:    Антонимы (Слова-спорщики )Цели: Расширить представления об употреблении в речи антонимов.
Задачи: Работать  над связной речью учащихся.
          Прививать любовь к родному языку.
Оборудование:
Раздаточный материал для учащихся(карточки с заданиями и текстами)
Набор карточек для учителя с антонимами
Динамическая картина на доске
   
Орг. момент  
Работа над новым материалом
- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие в страну слов и нам предстоит побродить по её лабиринтам. Работать будем в парах.
- Но для начала давайте проведём небольшую разминку.
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           
- О чём же пойдёт речь сегодня на уроке?
- Прежде чем ответить на этот вопрос, помогите разрешить спор между отцом и сыном.
Вьётся синяя река,
Убегает к морю.
Говорит отец:  
Мелка!
Глубока! – я спорю.
Так мелка иль глубока?
Как же быть нам с нею?
До колен отцу река,
Ну а мне – по шею.
- Кто же прав? (Ответы учащихся)
- Оказывается оба правы, каждый по своему.
- В русском языке есть слова с противоположным значением, их ещё называют слова спорщики.
- Как вы думаете почему их так называют? (Ответы)
Тема нашего урока – Слова с противоположным значением – антонимы (Вывешивается на доске).
        У каждого из вас на столе есть задания,  которые мы вы выполним на уроке. Для этого понадобиться предельное внимание.
Задание № 1
        Прочитайте стихотворение про себя, и постарайтесь найти слова с противоположным значением.  
№ 1 Прочитай.  Найди и подчеркни антонимы.
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только конь сказал,
Что низко.
А мышонок -  высоко.
Воробей сказал,
Что близко,
А Улитка – далеко.
А Телёнок  - озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А цыплёнок – тем,
Что очень
Велико и тяжело
А котёнку всё равно:
Кислое – зачем оно
- Что вы!
Шепчет Червячок, -
Сладкий у него бочок.
- Как говорили о яблоке Конь и Мышонок, Воробей и Улитка, Телёнок и Цыплёнок и Червячок?
-Почему  каждый из них сказал о яблоке по- своему?
- Можно ли к слово яблоко подобрать антоним ?- Назовите другие слова к которым нельзя подобрать антоним ?(Физминутка)
-Употребление антонимов делает нашу речь более выразительной.
- Для выполнения следующего задания нам предстоит пройти по лабиринтам.
-Я буду называть слова, а вы должны подобрать к ним подходящие антонимы.
- Из первых букв каждого антонима можно будет прочитать слова. ( на доске открываются два лабиринта, с закрытыми буквами, по мере выполнения задания буквы открываются)
 грязный-                 чистый
искусственный-        естественный
трусливый-                смелый
мягкий-                твёрдый
грубый-                нежный
замкнутый-                 открытый
слабый-                сильный
светлый-                тёмный
ьширокий-           узкий
твёрдый-            мягкий
старый-              новый
скучный-             интересный
бесполезный-   ценный
неряшливый-     аккуратный
обратили внимание на то, что к некоторым словам можно было подобрать несколько антонимов?
Надо сказать, что когда слово имеет несколько значений, то к нему  можно подобрать несколько антонимов.
Внимательно прочитайте и выполните задание.
Задание № 2
 № 2 Вставьте пропущенное слово.
Мелкий пруд    …                         прудМелкий дождь        …                         дождь.
Свежий хлеб    …                          хлеб.
Свежий огурец …                          огурец.
Свободный стул  …                   стул.
Свободная обувь …                  обувь.
Сладкое яблоко …                          яблоко.
Сладкое лекарство…                 лекарство.
Весёлая переменка
 - Ответьте , пожалуйста, на вопросы.
Какое молоко даёт чёрная корова?  (белое)
Если взять сухой берёзовый листик и бросить в чистую дождевую воду, какой он будет?  (мокрый)
Попробуйте подобрать рифму.
Ручейку говорила река:        
- Ты узок, а я….(глубока).
Ты мелок, а я…!
Об одном позабыла река –
Что она началась с … (ручейка)
А теперь отгадайте загадку
Бывает он в холод,
Бывает он в зной,
Бывает он добрый,
Бывает он злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять.
         Выполним задание № 3
№ 3 Вставьте пропущенные слова в пословицы
Больше думай, … говори.
Большому уму и в … голове не тесно.
Будет день – будет и … .Будет зима – будет и … .В мороз заснуть легко, проснуться …
Век долог, да час … .Где сорняк цветёт, там хлеб … .     Горькая правда лучше … лжи.
     Добро помни, а зло … .     Дождик вымочит, а красное солнышко … .    Новых друзей наживай, а … не теряй.
    Ученье – свет, а не ученье - … .    Знай больше, говори … .    Лучшая вещь новая, лучший друг - … .(Физминутка) 
        Давайте сделаем вывод что же такое антонимы (Ответы учащихся)Прочитайте памятку  Узелки на память Антонимы – это слова с противоположным значением, например: весёлый – грустный, чёрный – белый.Не все слова имеют антонимы. Их нет, например, у слов: стена, стол, ваза и многих других.Антонимы разнообразят нашу речь, делают наш язык ярким и выразительным. Антонимы  используются для того, чтобы подчеркнуть противоположность.
 Рефлексия
Прочитайте притчу. Притча – это короткий поучительный рассказ.Задание № 4. Подчеркните антонимы.Равнодушный                                                      (притча)   Ни много ни мало лет тому назад, ни далеко ни близко отсюда жил в одном царстве – государстве странный мальчик. Никогда в жизни он не смеялся и не плакал, не огорчался и не радовался, ни с кем не враждовал и ни с кем не дружил. Был он ко всему безразличным и равнодушным. И вот однажды взяла мама его за руку и отвела на высокую гору, где жили Добрый и Злой Волшебники. И упросила мать, чтобы её сыну характер изменили: от равнодушия избавили.        Будь по-твоему, - говорят Чародеи, - только пусть он сам выберет, каким хочет стать: смелым или трусом, настойчивым или безвольным.        Думал- думал равнодушный мальчик, а потом и говорит равнодушно:А всё равно мне!Так и остался равнодушный – равнодушным.        Кто из вас понял в чём заключается главная мысль? (ответы учащихся) ИТОГ УРОКА        -Подводя итог нашего урока, ещё раз хочется  сказать, что русский язык один из самых красивых языков.  И такие слова как антонимы делают нашу речь разнообразной и обогащают её. (Ученица читает стихотворение)
Вот тараторка для ребят:Когда молчат , не говорят.Когда стоят на том же месте, Не совершают путешествий.Что далеко, не очень близко.Что высоко, не слишком низко.Нельзя приехать, не уехав, И грызть орех, коль нет орехов.Никто сидеть не может стоя, Лить из порожнего в пустое.Нельзя писать на белом- мелом,
И называть безделье делом.