Презентация Индивидуальный проект по литературе Сетевая литература как новый литературный феномен


Индивидуальный проект по литературе Сетевая литература как новый литературный феномен
Выполнил: Деревяшкин Павел Сергеевич ученик 9Г класса
Руководитель: учитель русского и литературы Юрченко Светлана Сергеевна
2016 год
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа № 12
2016 год


TOC \o "1-2" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc440149048 \h 71. Сетевая литература как новый литературный феномен PAGEREF _Toc440149049 \h 81.1.Определение PAGEREF _Toc440149050 \h 81.2. Преимущества сетевой литературы PAGEREF _Toc440149051 \h 82.Мнения на эту тему PAGEREF _Toc440149057 \h 92.1.Сторонники PAGEREF _Toc440149058 \h 92.2Противники PAGEREF _Toc440149059 \h 93.Факторы популяризации Сетературы PAGEREF _Toc440149060 \h 104.Свойства Сетевой литературы PAGEREF _Toc440149067 \h 114.1.Интерактивность PAGEREF _Toc440149068 \h 114.2.Динамичность PAGEREF _Toc440149069 \h 114.3. Мультимидийность PAGEREF _Toc440149070 \h 125.Жанры сетевой литературы PAGEREF _Toc440149071 \h 125.1.Прозаическая миниатюра PAGEREF _Toc440149073 \h 135.2.Виртуальный дневник PAGEREF _Toc440149075 \h 135.3.Эссе PAGEREF _Toc440149076 \h 145.4. Блог как яркий представитель сетевой литературы PAGEREF _Toc440149077 \h 145.5.Литературные блоги в РФ PAGEREF _Toc440149080 \h 156.Популярность Сетевой литературы в мире PAGEREF _Toc440149120 \h 15Заключение PAGEREF _Toc440149122 \h 16Список источников PAGEREF _Toc440149124 \h 17
ВведениеВ статье освещаются проблемы новейшего литературного феномена – сетевой литературы. Анализируется понятие сетевой литературы, рассматривается происхождение феномена. Приводятся факторы, влияющие на распространение сетевой литературы в Глобальной сети.
В последнее время популярными и актуальными стали рассуждения о том, как влияет Интернет на культуру, и чего в этом влиянии больше - хорошего или плохого. Эти суждения постепенно выходят за рамки сетевой среды, где они давно уже стали излюбленной темой и даже превратились в своеобразный жанр футурологической публицистики - утопии или антиутопии, в зависимости от личных наклонностей автора. Постепенно трансформируясь и развиваясь, эта публицистика выделилась в отдельный вид литературы, именуемый в настоящее время сетевой литературой (или кратко - сетературой). Рассмотрим этот феномен подробнее.
Объектом моего исследования является сетература.
Цель исследования – исследование сетературы как нового явления в литературе.
Задачи исследования:
Анализ понятия сетевая литература;
Изучение происхождения феномена;
Выявление факторов, влияющих на распространение сетературы в Интернете.
В качестве основного метода исследования применялся описательный метод, включающий наблюдение над языковыми и литературными фактами, их обобщение и систематизацию.
1. Сетевая литература как новый литературный феномен1.1.Определение
Сетевая литература(Сетература)— понятие, предлагаемое некоторыми публицистами для обозначения совокупности литературных произведений, основной средой существования которых является Интернет .
1524050165
1.2. Преимущества сетевой литературыУдобство поиска текстов и внутри них.Удобство доступа к текстам из любой точки Земли.Нелинейность текста- за счёт гиперссылок читатель может самостоятельно строить свою траекторию движения по тексту.Интерактивность текста -автор может предоставить читателям возможность дописывать имеющийся текст — в соответствии с определёнными правилами или произвольным образом.Мультимедийность текста - в литературное произведение, размещённое в Интернете, легко вставить звуковые файлы, файлы с анимированными изображениями и т.п.2.Мнения на эту тему
2.1.СторонникиНекоторые литераторы считают, что Сетература - действительно новое явление в литературе, обладающее свойствами, которых не было у «обычной», до сетевой литературы. И даже если считать, что гипертекст не является уникальной особенностью сетевой литературы, как уверяют некоторые заметные в истории литературного процесса личности, например: Александр Житинский, Георгий Жердеев и другие, приводя в качестве примера гипертекста в  традиционной литературе: поздние произведения МилорадаПавича «Хазарский словарь»  и прочие художественные произведения с признаками гипертекстовости. То другие её свойства:динамичность, мультимедийность, интерактивность– от сетературынеотделимы.Уже только на этом основании можно считать сетературу довольно новым явлением в литературном процессе. Однако это не подразумевает какого-либо противопоставления традиционной «бумажной» и сетевой литературы, как это делают некоторые авторы, заявляя, что сетература – вообще новый вид искусства.
На их взгляд, сетература – это тоже литература, только другая.  Наверное, правомерно расценивать сетературу как специфический род литературы, имеющий ряд своих особенностей. И однозначно не стоит считать её чем-то иным, и тем более, противопоставлять литературе в целом, так как часть никогда не может противостоять целому, сегментом которого она является.
2.2ПротивникиНекоторые же утверждают, что все эти способы работы с текстом были изобретены задолго до Интернета. Например, альтернативные способы движения читателя по тексту предлагаются в романе Х. Кортасара «Игра в классики» некоторых произведениях Раймона Кено и др.; Эксперименты по внедрению изображения в литературный текст широко практиковали русские футуристы.Противники этой идеи полагают, что роль Интернета в судьбе тех или иных жанров и форм, в самом деле, заслуживает изучения, но не даёт оснований говорить об особой сетевой литературе.
3.Факторы популяризации СетературыОтметим факторы, способствующие популяризации сетевой литературы, выделенные публицистом Сергеем Корневым:Конец монополии печатного станка.С распространением Интернета теряется необходимость в этом посреднике между производителями и потребителями текстов и идей;Смерть расстояния.Интернет погружает нас в состояние перманентного конгресса, конференции, когда люди, разбросанные по разным концам Земли, имеют возможность собраться как бы в одном зале;Технический прогресс.Интернет - весьма удобная с технической точки зрения среда, идеальная для публикации, распространения, обсуждения, коллективного создания текстов, - среда, куда рано или поздно переместится центр литературной жизни;Финансовая составляющая.Не может не радовать тот факт, что для публикации теперь не всегда нужно искать редакцию и копить деньги на издание книги. Кроме того, исключаются риски низких продаж. Максимум что можно получить – низкое количество «лайков» или «репостов» и отрицательные отзывы пользователей сети;Уменьшение статусной дистанции между автором и читателем, возможность их тесного взаимодействия.Произведение, опубликованное на бумаге (будь то в книге или в журнале), существует само по себе, отдельно и самодостаточно. Если на него и последуют отклики читателей и критики, то эти отклики будут опубликованы позже и в каком-то другом месте. Интернет предоставляет возможность немедленного включения текста в процесс коммуникации по поводу литературы. На сайтах со свободной публикацией или в блоге отклик читателя может быть получен моментально.1866901689104.Свойства Сетевой литературы4.1.ИнтерактивностьИнтерактивность - неклассический тип взаимодействия реципиента с артефактом, получивший свое развитие в конце 20 века. Появился под воздействием виртуального мира и сети Интернет. Заменяет мысленную интерпретацию художественного объекта реальным воздействием, материально трансформирующим его. Принцип обратной связи, режим реального времени, чувственный, поведенческий контакт с иллюзорной реальностью формирует новый тип эстетического сознания. Интерактивное телевидение, гиперлитература, компьютерные игры- переориентируют реципиента с позиции интерпретатора на роль творца, реально влияющего на становление произведения. То есть , роли художника и публики переплетаются.
4.2.ДинамичностьОбразный смысл слова Динамичность— движение, развитие, напряженность. Динамичные орнаментальные композиции строятся по принципу неодинаковости. Самым важным в динамичной композиции является согласование между собой разнообразных движений элементов, поиск главных из них и подчинение им второстепенных. Следовательно, факторами для создания динамики являются: размер мотива, его поворот и расстояние между мотивами Динамичность делает форму броской, активной, заметной, выделяя ее среди других. Это определение актуально для архитектуры. Если рассматривать это понятие с позиции литературы, то динамичность-движение, развитие и ускорение. Сетевая литература во всех ее проявлениях, является ярчайшим примером динамичности литературы
4.3. МультимидийностьМультимедиа — совместное использование в компьютерных приложениях нескольких средств передачи информации (media), таких, как: звук, изображение, видео. Основой разных СМИ являются разные средства передачи информации (media). В печатных СМИ — это текстовая и графическая информация, на телевидении — видеоряд и звук, на радио — звук. Особенностью интернета является то, что Сеть — это мультимедийная среда, то есть мы можем использовать любой набор медиа — от текста до видео. Это позволяет интернету использовать все преимущества других масс-медиа. Так же и те, кто используют в своей работе Сетевую литературу, нередко включают в нее элементы мультимедиа в виде аудио, видео и графических материалов.
5.Жанры сетевой литературыИнтернет способствует изменению иерархии жанров и форм: типы текста, наилучшим образом приспособленные к сетевому существованию, выходят на первый план и постепенно вытесняют другие. На роль преимущественно сетевых жанров и форм предлагались прозаическая миниатюра (текст размером «в один экран», не требующий вертикальной прокрутки для прочтения от начала до конца), эссе, литература дневникового типаа такжеблоги.5.1.Прозаическая миниатюраМиниатюра— литературный термин, заимствованный из ЖИВОПИСИ. В живописи означает исполненную красками небольших размеров картинку, книжную заставку, концовку и т. п. Происходит этот термин от слова «миниум» — название красной краски (киновари или сурика), которая была в употреблении у старинных мастеров миниатюры. Как и в живописи, первой характеризующей чертой литературной миниатюры служит ее небольшой размер. От двух-трех емких предложений до более объемного текста. Однако, не всякое короткое произведение - миниатюра. Например, в поэзии: хокку - отдельная форма с определенными задачами и смыслом, хокку не есть короткое стихо. Так и миниатюра есть отдельная форма, а не короткая новелла или рассказ и, уже тем более, отрывок из повести. В прозаической миниатюре (в отличии от поэтической) должно быть некое сюжетное начало. Действие в миниатюре очень символично, чаще – дается условно, штрихами, детали играю роль не смысловую, а чисто как подпорки для яркости картины. Так и в романе - выдерни действие при сохранении символичности - и роман исчезнет». Сюжет в миниатюре служит для законченности символа.5.2.Виртуальный дневник-13335438785Дневник – это литературное произведение, периодически восполняемый единый текст, в датах, часах и минутах воспроизводящий прошедшую жизнь своего автора, касающуюся сугубо личных или широко известных впоследствии общественных событий; один из распространенных видов мемуарного жанра. Как и многие литературные формы, в изящную словесность дневник внедряется в конце XVIII века, эпоху сентиментализма, когда появляется потребность в свойственным этому жанру исповедальности и самонаблюдении. В мире современных технологий, все большую популярность приобретают виртуальные дневники.
5.3.ЭссеЭссе - это открытая литературная форма. Автор в ней предпринимает своего рода попытку проникнуть в сущность вопросов, которые он затрагивает, однако не представляет всех аргументов, как это происходит в научном стиле, а совершает субъективный выбор. Часто эссе, готовые и опубликованные, кажутся незавершенными, недосказанными. Однако именно эта свободная композиция и подтверждает литературное мастерство автора. 35 мудрейших еврейских поговорок, 10 уроков от Будды, способные изменить вашу жизнь. А вы знали, что у голубоглазых людей один общий предок? Эссе - это жанр, особенно сильно опирающийся на ассоциации и цитаты. Он основан на принципе свободных связей, в нем не должно быть хронологического или тематического порядка, иерархии аргументов. Исключение составляет эссе как жанр, выбранный для письменной части некоторых экзаменов. Фрагментированность, вольные ассоциации, родовой и видовой синкретизм эссе - это его специфика. Такой текст сочетает в себе черты многих жанров. Одной из существенных характеристик эссе является интертекстуальность. Автор может использовать различные цитаты, афоризмы, реминисценции из других произведений литературы и культуры. Он может проводить исторические и философские аллюзии. По ходу мысли автор может делать свободные отступления, совершенно не связанные с основным вопросом.
5.4. Блог как яркий представитель сетевой литературыОтдельной формой сетературы являются произведения, активно публикующиеся в блогах. Здесь общение автора с читателями может быть двусторонним и многосторонним, затрагивать не только сам исходный текст, но и личность автора, собственные вкусы всех участников беседы, их творчество и любые иные темы. В конечном счёте, первоначальное произведение оказывается только поводом для общения. Поэтому, в таких случаях, продуктом сетевой литературы в блогах является не обнародованное на сайте со свободной публикацией стихотворение одного из десятков тысяч авторов, публикующихся там, а вся потенциально бесконечная цепочка реплик, порождённых этим стихотворением, иными словами — сформировавшаяся вокруг этого текста коммуникативная среда. Такое растворение отдельного, определённого текста в текстовой стихии, а также происходящая в этой ситуации «смерть автора» и «рождение соавтора»(ведь авторами возникающей коммуникативной среды являются все её участники и никто в особенности: граница между автором и не-автором перестаёт существовать). Сторонники интерактивной сетевой литературы трактуют это процесс как наиболее полную реализацию постмодернистского проекта. К таким проектам относят раннее творчество Сергея Лукьяненко, блоггера Алекса Экслера, нашумевшей поэтессы Веры Полозковой, фантаста Леонида Каганова, некоторые сетевые издания Евгения Гришковца и Дмитрия Минаева, причем отдельные представители сетевой литературы в дальнейшем при успешном продвижении в Сети могут приобрести и печатную популярность, как произошло, к примеру, с Лукьяненко и Гришковцом.Существует мнение, что перенос центра тяжести с результата на процесс в блогах — свидетельство функционирования сайтов со свободной публикацией как своего рода субкультуры, схожей с другими субкультурами (например, сформировавшимися вокруг ролевых игр). В качестве различительного признака важно то, что иерархия ценностей, складывающаяся в любой субкультуре, признаётся только внутри неё самой: авторы, популярные на сайтах со свободной публикацией (в своей коммуникативной среде), как правило, не признаются за их пределами, а если признаются — то исключительно благодаря свойствам созданных ими произведений, освобождённых от составляющих особенность этой среды наслоений. Но если посмотреть на это явление с исторической точки зрения, чего не любят делать теоретики сетевой литературы, то мы увидим, что любая субкультура есть индивидуализация общей культуры на основе каких-либо отклонений в развитии. В данном случае таким отклонением стала новая информационная система, Интернет-реакция, позволяя проследить реакцию опубликованного текста со всей совокупностью текстов, размещенных в сети, и со всеми пользователями, имеет такой же длительный характер, как и реакция на обычную публикацию. Кто-то откликнется сразу, а кто-то подождет с отзывом. Кроме того, реакция, как правило, не бывает продуманной, так как отношение к таким публикациям и к собственному отклику имеет сниженный по уровню ответственности. Поэтому, какой-то реакции, возможно, наиболее важной, можно и не дождаться, так как в сети все тексты приобретают в чем-то однородный характер, как в темной комнате все кошки - серы. Этот историко-культурный анализ можно продолжить, но уже приведенного соображения достаточно для того, чтобы сделать вывод, что сетевая литература, если она не хочет остаться настоящей литературой, не может отделяться от общего литературного процесса и общего процесса коммуникации.
5.5.Литературные блоги в РФНазваниеСсылкаКол-во пользователей365 дней книжного червя1Более 2000Tendresse.ru2Более 5000Sinemania3Около 3000КнигоБлог4Более 6000Почиталки5Около 1500Прочитано6Менее9000LiTerra7Около 7000Топ Литература8Более4000Только для чтения9Более 1000000Литературный блог Mitos’а10Более18000Пишу.откуда.то11Более20000Втопку.ру12Менее10006.Популярность Сетевой литературы в миреС появлением в литературе данного феномена, очень многие пользователи сети интернет по всему миру, начали активно использовать его в своих целях. Приведем некоторые статистические данные в виде Гистограммы.

Рассмотрев ее, мы убеждаемся, что популярность сетевой литературы в различных странах мира возрастает с каждым годом.ЗаключениеТаким образом, внедрение сетевой литературы имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, Интернет даёт комфортные условия для расцвета ранее маргинальных жанров и типов литературного творчества.Он переставляет акцент с продукта на процесс творчества и в перспективе приводит к рождению принципиально новой фигуры - "активного читателя", давней мечты интеллектуалов XX века. С другой, Интернет выступает как источник опасности, как носитель потенциально деструктивного начала, воплощением которого является интернетовский гипертекст. В гипертекстовой среде Интернета происходит частичная автодеконструкция любого текста.Список источников
Корнев С. «Сетевая литература» и завершение постмодерна // НЛО: http://magazines.russ.ru/nlo/1998/32/korn.htmlhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Сетевая_литература Алексей Андреев, "CETERAтура, как ее NET" http://www.litera.ru/slova/andreev/setnet/ Дмитрий Кузьмин, "Краткий катехизис русского литературного Интернета" http://www.litera.ru/slova/kuzmin/kuzm-inlit.htmlАлександр Житинский, "Самиздат XXI века" http://www.russ.ru/netcult/99-07-08/zhitinsk.htm Сергей Костырко, "Сетевая литература" http://www.infoart.ru:8000/magazine/novyi_mi/n1-20/netlib.htmСайт поиска литературных блогов