Профессиональная ориентация в общеобразовательной школе


Повышение качества образования на основе технологизазции педагогического процесса и управления
В послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 1 марта 2006 сказано: «Нам нужно современная система образования, соответствующая потребностям экономической и общественной модернизации». Одной из важнейших задач системы начального профессионального образования является подготовка квалифицированных специалистов в соответствии с потребностями рыночной экономики. Выпускники ПШ должны обладать таким набором профессиональных характеристик, которые позволят им осуществлять свою деятельность на уровне современных требований работодателя и обеспечат фундамент для дальнейшего профессионального роста.
ПШ и ПЛ являются ключевым звеном в системе начального профессионального образования и поэтому качество знаний обучающихся напрямую зависит от работы преподавателей и мастеров производственного обучения. В любой сфере деятельности люди стремятся достичь максимального возможного качества, и естественно, это наблюдается и в образовании. Одним из средств достижения качества образования является использование технологии мониторинга учебного процесса.
Мониторинг профессиональной деятельности преподавателей – это не разовая акция, проводимая время от времени, а цельная комплексная программа, направленная на системную оценку работы преподавателей и мастеров производственного обучения, стимулирование результатов работы. Мониторинг проводится в несколько этапов:
Первый этап- это формирование пакета документов, включающих себя:
- перспективно- тематический план:
- типовой перечень комплексно- методического обеспечения:
- перечень лаборанта- практических работ:
- план работы кабинета:
- план развитие кабинета:
- анализ урока.
Для повышения профессионального мастерства внутри ПШ обычно в планах работы методических объединений отводится место «школа молодого педагога». Очень важным элементом повышения профессионализма является обеспечение методического кабинета ПШ современными методическими пособиями, периодической печатью как методической, так и по предметам. На втором этапе мониторинг педагогической деятельности проводится по следующим направлениям:
- Результативность работы преподавателя по предмету ( открытые уроки, качество знаний)
- Результативность внеклассной работы преподаватель по предмету.
- Результативность методической деятельности преподавателя ( применение инновационных технологий, методические разработки, печатные работы)
- участие в областных и республиканских конкурсах обучающихся, мастеров производственного обучения и преподавателей.
- третий этап - это отслеживание результатов работы преподавателей и , мастеров производственного обучения: выполнение программы обучения: качество знаний: степень обученности группы.
Мониторинг профессиональной деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения позволяет им? Реально представить результаты своего труда: увидеть и оценить свои резервы: иметь стимул к непрерывному самообразованию, к профессиональному росту.
В то же время мониторинг позволяет администрации ПШ осуществлять непрерывную диагностику работы преподавателей с производственного обучения, совершенствовать систему стимулирования труда в соответствии с результатами работы, организовать процесс повышения квалификации преподавателей на индивидуальной основе. По результатам мониторинга можно проследить следующую зависимость: творческий рост преподавателя, мастера производственного обучения, высокий профессионализм- это повышение качества знаний учащихся. Проведение срезовых работ, контрольных, коллоквиумов, различных конкурсов, по профессиям, олимпиады, неотъемлемая часть материала деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения, позволяющая наиболее точно определить слабые и сильные места в подготовке кадров. В Лобановской ПШ_8 мониторинг деятельности идет в основном по данной схеме. Постоянно проводятся смотры – конкурсов кабинетов и лабораторном с последующими выводами на методических комиссиях и на заседаниях педагогических советов. Проводится анализ успеваемости обучающихся по предметам с оформлениями в виде диаграмм, что позволяет сравнивать качество успеваемости обучающихся по предметам с оформлениями в виде диаграмм, что позволяет сравнивать качество успеваемости за время учёбы. Проведение внутри школьных олимпиад, конкурсов по профессии позволяет оценить работу мастеров производственного обучения и преподавателей наглядно.
Для качественной подготовки кадров необходимы квалифицированные мастера производственного обучения. Наличия диплома о высшем или средне специальном образовании – это ещё не все: необходимо особенно начинающим мастерам производственного обучения знание методики обучения. Поэтому мастера производственного обучения и преподаватели обязаны проходить курсы повышения квалификации. Кроме того: учеными просчитано, что каждые 9-11 лет меняется комплекс машин в сельском хозяйстве, а, следовательно, и меняется много в технологии производства продукции. Необходимы курсы не только методические, но и курсы повышения профессионального мастера, на которых мастера производственного обучения и преподаватели спец. дисциплин смогли бы повысить свой профессиональный уровень в области новых технологий и машин, а затем передать свои знания учащимся. ПШ и оставить необходимость переучивания выпускников профшколы сразу после ее окончания. Мониторинг профессиональной деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения позволяет достичь следующего: создания единого образовательного процесса: подготовка энергичных, гибких, адаптированных к рынку труда специалистов: повышение конкурентоспособности выпускников ПШ.
Кроме того, мониторинг позволяет провести анализ учебного года по следующим позициям:
- на основе анализа профессиональной деятельности сформировать аналитическое обоснования для планирования на предстоящий год.
- вычленить факторы и условия положительно или отрицательно повлиявшие на результаты учёбы.
- оценить качество педагогического процесса в целом.
- установить преемственность между прошедшим и новым учебным годом.