Профессиональная ориентация школьников через реализацию программ профессиональной подготовки по профессиям общественного питания.

Профессиональная ориентация школьников через реализацию программ профессиональной подготовки по профессиям общественного питания.

Друзья, берегите минуту и час
Любого из школьных дней!
Пусть станет профессором каждый из вас
В профессии нужной своей.
(М. Раскатов.)
Этими словами я начинаю учебные занятия со школьниками.
Я работаю мастером п/о профиля «Повар». Никто лучше о профессии повара не расскажет, чем сам повар или человек, работающий в сфере общественного питания. Я пришла в межшкольный комбинат, имея более 15 лет стажа работы поваром. Мне очень нравится моя профессия и хочется поделиться своим опытом со школьниками.
Целью своей педагогической деятельности считаю:
Развитие у учащихся познавательного интереса к профессиям сферы общественного питания.
В ходе образовательной деятельности решаю задачи:
Информировать учащихся об особенностях деятельности работников сферы общественного питания.
Познакомить учащихся с условиями труда, личностными качествами, способностями, необходимыми в данной профессии.
Прививать уважительное отношение к труду.

Дети оценивают профессию повара в силу своего возраста по работе школьной столовой. А это не всегда производит хорошее впечатление. Пожалуй, ни один образ профессии не менялся так радикально за последние годы, как образ повара. Раньше он ассоциировался с розовощекой женщиной, желающей всех накормить простой и сытной пищей. Сегодня у повара совершенно иной облик. Повар в ХХI веке стал другим – с профессионально отточенными движениями рук, буйной фантазией, которую он воплощает в своих блюдах, и тонким гастрономическим вкусом. Специалисты сферы общественного питания очень востребованы на рынке труда. Ежегодно открываются новые рестораны и кафе, а конкурсы кулинарного мастерства позволяют молодым специалистам постоянно развиваться профессионально. Даже телевидение показывает много интересных кулинарных программ.
Современный повар может работать на различных предприятиях общественного питания, среди которых: фабрики-кухни, рестораны, столовые, кафе, магазины-кулинарии и т.п. Профессия повара трудная, и трудность эта, прежде всего, состоит в том, что многие технологические процессы ему приходится выполнять вручную, в условиях резких колебаний температуры. Поэтому успешно работать в данной профессии может человек, обладающий и определенной физической выносливостью.
При разработке программы спецкурса «Профессиональное самоопределение» передо мной стояла задача в занимательной форме познакомить школьников с профессиями сферы общественного питания.
Важно познакомить ребят с вариантами дальнейшего трудоустройства специалистов общественного питания.
Очень важный вопрос, который часто задают школьники – о зарплатных ожиданиях.
О требованиях, которые предъявляют сегодня работодатели к данным специалистам.
Об учебных заведениях, где обучают специалистов сферы общественного питания.
Безусловно, занятия не могут носить только информативный характер - важно дать возможность учащимся самим приготовить различные блюда, используя производственное оборудование. Практические задания ребята выполняют с неизменным интересом.
В планах включить в программу спецкурса разделы «Основы национальной кухни», так как у нас обучаются школьники разных национальностей.
После занятий спецкурса многие хотят продолжить обучение по программе профессиональной подготовки. И в этом году многие уже продолжают обучение по профессии «Повар» после спецкурса.

Ежегодно более 60 учащихся 9-11 классов обучаются по программе профессиональной подготовки по профессии «Повар».

Наша мастерская оснащена всем необходимым современным оборудованием, приспособлениями, в соответствии с требованиями к предприятиям общественного питания. Весь технологический процесс приготовления различных блюд проходит в соответствии с правилами и нормами, действующими в общественном питании. Кроме того, современная кухонная техника шагнула далеко вперёд, существенно облегчив работу поваров, поэтому, обучающиеся должны обладать навыками работы и уметь использовать разные кухонные агрегаты.
На уроках теоретического и практического обучения используется компьютер. Это позволяет сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществлять поиск информации, планировать результаты, пользоваться графическими возможностями компьютера, развивать интерес обучающихся к изучаемому материалу, стимулировать познавательную и творческую активность, самостоятельность обучающихся, формировать коммуникативные навыки. Например: на уроках практического обучения воспроизводятся в электронном виде такие инструктивно-методические материалы, как: схемы первичной обработки овощей, рыбы, мяса, таблицы видов нарезки и кулинарного использования овощей; видов и кулинарного использования полуфабрикатов из рыбы, мяса и др. продуктов; схемы приготовления блюд; инструкционные карты с указанием последовательности выполнения технологических операций и приёмов; карточки-задания, технологические карты и др. Использование электронных презентаций делает урок более интересным, насыщенным, иллюстративным. Они могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного, выполнении практических заданий. Удивить, – значит заинтересовать. Демонстрируя электронную презентацию “Карвинг”, можно снять равнодушие, вызвать заинтересованность, создать положительный эмоциональный фон, расположить к выполнению тех заданий, которые кажутся на первый взгляд трудными и даже непреодолимыми. Учащиеся находят в Интернете сведения об истории блюд, интересные старинные кулинарные рецепты, происхождение названий блюд, традиции, обряды, связанные с ними.
Важно, чтобы всем обучающимся на уроке было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность перерастёт в стойкий интерес к обучению.
Выполнению практических работ отведено более 70% учебного времени, что особенно привлекает школьников. Практические работы выполняются бригадами, каждая бригада выполняет конкретное задание. Я разработала технологические карты на приготовление блюд, в соответствии с программой обучения. Каждый ученик в процессе обучения должен запомнить алгоритм выполнения блюд. То есть, хорошо, когда повар умеет готовить по рецепту. Но если он в состоянии "сочинить" новое блюдо, которое привлечет в ресторан или кафе дополнительную публику, работодатели это очень оценят. Ведь современный повар - это часто молодой человек, которому присуще энергичность, быстрота и активность. Эти качества являются едва ли не приоритетными при приеме на работу и об этом я часто напоминаю учащимся.
Продукты для выполнения практических работ сертифицированы, мы закупаем их централизовано. Это значительно облегчает организацию учебного процесса.
В некоторых учебных заведениях учащиеся закупают продукты сами. Даже когда я обучалась, закупка продуктов для практических занятий распределялась между учащимися, и это вызывало затруднения.
При подведении итогов практического занятия – дегустации, ведём обсуждение: анализируем отдельные стороны изученного материала. Выставляется общая оценка бригаде, поэтому каждый учащийся чувствует ответственность не только за себя, но и за своих коллег.
То есть, наши учащиеся не только получают профессиональные навыки, но и сразу оценивают работу всего коллектива.
Очень важно научить ребят правильной организации рабочего места, зачастую преодолевая их неряшливость и невнимательность. Большое значение имеет чистоплотность работника, только безупречный внешний вид может гарантировать, что человек будет соблюдать санитарные нормы во время работы.
К сожалению, из-за достаточно большой учебной нагрузки в школе некоторые уч-ся уходят из групп, для поддержания мотивации обучения всех учащихся в конце учебных занятий мы всегда обсуждаем тему следующего занятия. Иногда, тему занятия подсказывают сами школьники, например, посмотрев презентацию про русскую кухню, учащиеся очень заинтересовались приготовлением пряников. И уже в скором времени эту тему мы включили в учебный процесс. Во время масличной недели мы со всеми учащихся групп печем блины.
Конкурсы профмастерства проводим ежегодно среди обучающихся всех групп. Такие конкурсы активизируют познавательную деятельность школьников, углубляют их знание, совершенствуют умение и навыки как общего, так и профессионального характера, развивают у них профессиональные интересы и стимулируют творческий потенциал.
15 февраля 2012 года на конкурсе между учащимися межшкольного учебного комбината и учащимися строительного колледжа им. Момота, наши ребята показали достаточно хорошие результаты, заняв первое и третье места.
Важной формой профориентации является организация производственной практики обучающихся на предприятиях, в ходе которой окончательно формируются профессиональные компетенции и умение работать в трудовом коллективе. Производственную практику мы организовываем не только на предприятиях города, но и предоставляем возможность пройти её на предприятиях других городов. Школьники с родителями, уезжая на летние каникулы из Мурманска, проходят практику по месту отдыха. Отчеты о практике есть и из Ялты, Костромы и др.
По окончании обучения учащиеся сдают экзамен в виде теоретического и практического задания, и им присваивается квалификация «Повар 2 или 3 разряда».
Мы знакомим ребят с учебными заведениями города, организовываем встречи с представителями учреждений, проводим экскурсии на современные предприятия города. Во время посещения предприятия «Фабрика вкуса» учащиеся отметили не только высокопроизводительное оборудование, но и то, что весь технологический процесс приготовления продукции компьютеризирован. И особенно приятно, что руководство предприятия сразу пригласили наших выпускников на работу. Сотрудники предприятия присутствовали на квалификационных экзаменах и высоко оценили качество подготовки обучающихся.



15