Профессиональная ориентация школьников средствами английского языка


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 85
г.о. Тольятти
Профессиональная ориентация школьников
средствами английского языка.
Подготовила учитель английского языка
Никулина Е.В.
Профессиональная ориентация школьников средствами английского языка.
Профориентация помогает выявить истинный выбор
самого человека, и в дальнейшем построить свою судьбу
исходя из собственных интересов, а не навязанных кем-либо.

Совсем через короткое время выпускники школ встретятся с огромным миром профессий. Им предстоит очень важный, может быть, самый главный в жизни выбор. В мире есть очень мало вещей, которые мы не можем выбирать. К ним относятся наше собственное тело, историческая эпоха, в которой мы родились, наши родители, события раннего детства. Все остальное в жизни в той или иной мере зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу выборов является выбор профессии. Есть смысл отнестись к этому как можно более серьезно.
Профориентация помогает:
определиться с выбором будущей профессии;
подобрать специальности, максимально соответствующие интересам и профессиональным ожиданиям;
соотнести свои желания и способности;
сориентироваться в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.
Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
Уроки английского языка могут внести большой вклад в решение задач профессионального воспитания и образования.
Иностранный язык, как учебный предмет, имеет для этого весьма эффективные средства. Учитель должен находить соответствующие примеры в содержании любого учебного материала.
В «Примерных программах по иностранным языкам» прослеживаются следующие темы для ситуаций учебно- трудовой сферы общения:
5-7 класс: Я. И моя семья. Профессии.
Школьное образование. Выбор профессии.
Выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру.
8-9 класс: Проблемы выбора профессии.
10-11 класс: Современный мир профессий. Возможности продолжения образования.
Проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности. Профессии. Планы на будущее.
Языки международного общения и их роль при выборе профессии в современном мире.
Плодотворными для формирования профессионального определения у школьников являются ролевые игры, где ребята берут на себя роли врача и пациента, продавца и покупателя- в 4 классе и разыгрывают ситуации, подобные реальной жизни, используя изученный материал.
В 5 классе, в ходе изучения 3 цикла, расширяем лексический запас, изучая профессии. Дома, заполняли таблицу, где необходимо найти работу для мужчин, и только женские профессии. И обсуждаем, какими чертами характера должны обладать люди той или иной профессии. Говорим об условиях работы, знакомимся с опасными профессиями телохранителя, ветеринара. А впереди, предстоит выполнить проект «Моя будущая профессия», где необходимо раскрыть черты характера человека, условия работы, и объяснить свой выбор.
В работе помогает аутентичный материал и тексты для аудирования, посвященные профессиям других стран. Учителя иностранного языка имеют широкие возможности чтобы познакомить учащихся с миром профессий в англоговорящих странах. Так, в 7 классе слушаем разговор подростков об их работе после школы. Обсуждаем с ребятами «плюсы» и «минусы» трудоустройства подростков в свободное от учебы время, знакомим, что говорит об этом законодательство.
Развивая интерес к предмету, учитель использует различные формы организации образовательного процесса. Это позволяет школьникам в большей степени проявлять активность и самостоятельность в применении знаний. Специфика формирования профессионального самосознания у учащихся на уроках английского языка - это выход на актуальные проблемы, использование форм делового, неформального общения на занятиях, применение диалоговых форм общения.
В 9 классе миру профессий отводится особое место, посвящены 3 раздела в учебнике (30 часов). Цикл «Учись учиться»- для чего мы учимся, в какой сфере пригодятся наши знания. Цикл «Путешествуй по Австралии»- знакомство с профессиями тур бизнеса, в аэропорту, гостинице; обсуждаем значение иностранных языков. Цикл «Твое будущее»- в ходе изучения обсуждаем работу для жизни, отчего зависит выбор профессии, проводим урок- дебаты, где выдвигаем аргументы «за» и «против» продолжения образования. Завершая цикл, учащимся предлагается выполнить проект на тему «Ярмарка сумасшедших работ», где нужно разработать необычную профессию: дать ее описание, условия работу, оплата труда, преимущества и недостатки.
Профессиональная информация учащихся 10-11 классов включает в себя расширение сведений о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах. На уроках изучаем сферу кинематографа и театра, и социальной помощи и медицины. Особое внимание уделяем языкам международного общения и их роли при выборе профессии. При завершении работы над темой предлагаем старшеклассникам игру «Ярмарка вакансий», главной целью которой является формирование у школьников представления о функционировании рынка труда.
С помощью такой игры учащиеся примеряют на себя роли и пытаются выстроить свою линию поведения согласно выбранной стратегии. Эта работа ведет к закреплению полученной информации и перевод полученных знаний в навыки.
Процесс формирования профессионального самосознания у учащихся будет эффективным, если учитель обеспечит комфортные условия для школьников, выявит возрастные интересы учащихся.
Оттого, насколько удачно складывается профессиональная деятельность, во многом зависит наше отношение к своей жизни в целом. Иметь любимое дело, приносящее удовлетворение и уважение окружающих, — большая жизненная удача. Будет это или нет — во многом зависит от желания сделать основательный и разумный выбор профессии.
КАК ГОТОВИМ МОЛОДЕЖЬ К ЖИЗНИ - ТАК И ЖИВЕМ!