МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №13 МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Р ассмотрено на заседании « УТВЕРЖДАЮ» Методической комиссии И.о. директора ГБОУ НПО ПЛ №13 МО Протокол №_ от ______________ / Мельченко В.А./ «__» _______ 2014 г. «____ __» _______________ 2014 г. П редседатель метод объединения ____________ Павельева З.П. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕН ДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ « ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА » для профессий: 190631 .01 « Автомеханик » , 260807.01 «Повар, кондитер», 080110.02 «Контролер сберегательного банка» , 150709.02 «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы) . г. Раменское 2014г. Методические рекомен дации учебной дисциплины Физическая культура разработаны на основе Федерального государственного образовательного станд арта (далее – ФГОС) и основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) для профессий начального профе с сионального образ ования (далее НПО) 190631 .01 « Автомеханик » , 260807.01 «Повар, кондитер» , 080110.02 «Контролер сберегательного банка » , 150709.02 «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы) . Организация - разработчик: Государственное бюджетное образовате льное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей №13 Московской области. Разработчик: Капин А.В ., п реподаватель общеобразовательных дисциплин Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профе ссионального образования профессионального лицея №13 Московской области. Рассмотрено на заседании Методической комиссии Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея №13 Московской области . «___»____________20_______ Эксперт (ы) от работодателя _____________________________________________________ _____________ __ __________________________________________________________________ __ «____»____________2 01______ 1. Пояснительная записка В связи с введением в образовательный процесс нового Федерального государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа опре деляется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. Самостоятельная работа студентов является одной из основных форм внеаудиторной работы п ри реализации учебных планов и программ. По дисциплине «Физическая культура» практикуются следующие виды и формы самостоятельной работы студентов: - подготовка информационных сообщений, докладов с компьютерной презентацией, рефератов; - занятия в секц иях по видам спорта. Самостоятельная работа может проходить в лекционном кабинете, спортивных секциях, дома. Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профил ю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного профессионального уровня. Студент в пр оцессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Студенту предоставляется возможность работать во время учебы более самостоятельно, чем учащимся в средней школе. Студент должен уметь планировать и в ыполнять свою работу. Максимальное количество часов на дисциплину, предусмотренное учебным планом, составляет 336 часов, из которых 168 часов – внеаудиторная самостоятельная работа. Из них: 110 часов – занятия в секциях и 58 часов – на подготовку докладов . Удельный вес самостоятельной работы составляет по времени 50% от количества аудиторных часов, отведённых на изучение дисциплины. Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом. При определении содержания самостоятельной работы студентов следует учитывать их уровень самостоятельности и требования к уровню самостоятельности выпускников для того, чтобы за период обучения искомый уровень был достигнут. Для организации самостоятельной работы не обходимы следующие условия: - готовность студентов к самостоятельному труду; - наличие и доступность необходимого учебно - методического и справочного материала; - консультационная помощь. Формы самостоятельной работы студентов определяются при разрабо тке рабочих программ учебных дисциплин содержанием учебной дисциплины, учитывая степень подготовленности студентов. 2. Виды самостоятельных работ В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: - аудиторная; - внеаудиторная. Аудиторная са мостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия . Содержание внеаудиторной самостоятельной определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины. Согласно Положения об организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов на основании компетентностного подхода к реализации профессиональных образовательных программ, в идами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются: - для овладения знаниями : чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составле ние плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно - исследовательская работа, использование аудио - и видеозаписей, ко мпьютерной техники и Интернета и др. - для закрепления и систематизации знаний : работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей, состав ление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект - анализ и др), завершение аудиторных пра ктических работ и оформление отчётов по ним, подготовка мультимедиа сообщений/докладов, , Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сл ожности, уровня умений студентов. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дис циплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме. Виды внеаудиторной самостоятельные работы студентов по физической культуре: - подготовка докладов и информационных сообщений на заданные темы - занятия в секциях по видам спорта. Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной самостоятельные работы студентов, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задач и и выбора цели. 3. Перечень самостоятельных работ по дисциплине «Физическая культура» № и название темы Наименование самостоятельной работы Рекомендуемая литература час Формы выполнени я Тема 1.1. Общекульт урное и социальное значение физической культуры. Здоровый образ жизни. Подготовка докладов на темы: Спорт в физическом воспитании студентов. Физическая культура, как часть физического и спортивного совершенствования. Основы методики обучения двигательным умениям и навыкам . 1.Физическая культура студента. – м.: Изд - во «Гардарики»,2010 Ильинич В.И. 2. Самоконтроль при занятиях физической культурой. 2010 Дубровский В.Л., Гоговцев П.И. 3.Профилактика спортивного травматизма с помощью восстановительного массажа. - Киев, 2011, В асичкин В.И. 4. Врачебный кантроль при занятиях физической культурой. 2010, Демин Д.Ф. 5.Психология физического воспитания и спорта./ Под ред. Т.Т. Джамгарова и Д.Ц. 6 Доклад Лунина. - М.: ФиС,2009 6. Методика развития физических качеств. Уч. Пос.Богатырев В.С. 2010 7. Физкультура и профессия. - М.: ФК и спорт,2009, Полиевский И.Д. 8.Развитие двигательных способностей в процессе самостоятельных занятий. 2008 - 2009 , Харитонова М.В. 9. Самостоятельные занятия во вне урочное время. 2009, Иванова М.А. Интернет - ресурсы www.ebi . Ru / mobules / php Тема 2.1 Общая физическая подготовка Подготовка докладов на темы: Методика составления комплексов упражнений по ОФП для индивидуальных самостоятельных занятий. Средства, методы, прин ципы воспитания быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей. 4 Доклад Выполнение различных комплексов физических упражнений в процессе самостоятельных занятий. Занятия в секциях. 8 Контрольны е нормативы по данному виду Тема 2.2. Легкая атлетика Подготовка докладов на темы: Техника безопасности на уроках легкой атлетикой. Организация самостоятельных занятий легкой атлетикой. Воспитание двигательных качеств и способностей в процессе занятий легкой атлетикой. Оздоровительное, прикладное и оборонное значение легкой атлетики. Техника элементов бега на длинные дистанции (старт, стартовый разгон, финиширование, правильное дыхание). 10 Доклад Закрепление и совершенствование 12 Контрольны е техники изучаемых двигательных действий в процессе са мостоятельных занятий. Занятия в спортивных секциях нормативы по данному виду Тема 2.3. Баскетбол Подготовка докладов на темы: Техника безопасности на уроках баскетбола. Баскетбол в системе физического воспитания. Воспитание двигательн ых качеств и способностей в процессе занятий баскетболом. 6 Доклад Совершенствование техники и тактики элементов баскетбола в процессе самостоятельных занятий. 14 Контрольны е нормативы по данному виду Занятия в спортивных секциях Тема 2.3 Волейбол Подготовка докладов на темы: Волейбол в системе физического воспитания. Воспитание двигательных качеств и способностей в процессе занятия волейболом. 4 Доклад Совершенствование техники и тактики элементов волейбола в процессе самостоятельных занятий. Занятия в спортивных секциях 18 Контрольны е нормативы по данному виду Тема 2.3 Футбол Подготовка докладов на темы: Техника безопасности на занятиях футболом. 4 Доклад П равила игры и судейство в футболе. Футбол в системе физического воспитания. Совершенствование техники и тактики элементов футбола в процессе самостоятельных занятий. Занятия в секциях. 8 Контрольны е нормативы по данному виду Тема 2.4 Атл етическ ая гимнастика( юноши) Подготовка докладов на темы: Основы методики планирования самостоятельных занятий силовой подготовкой. 2 Доклад Занятия атлетической гимнастикой в тренажерных залах. 10 Контрольны е нормативы по данному виду Тема 2.5 Плава ние Подготовка докладов на темы: 4 Доклад Техника безопасности на уроках плавания. Правила безопасности в воде: в открытых водоемах и в бассейнах. Влияние плавания на состояние здоровья. Лечебные свойства воды и плавания. Занятия плаванием в бассейне . 4 Контрольны е нормативы по данному виду Тема 3.1 Сущность и содержание ППФП в достижении высоких профессион альных результатов Подготовка докладов на темы: Характеристика условий труда и психофизиологичес ких нагрузок специалиста в процессе труда на ра зличных рабочих местах. Значение психофизической подготовки 6 Доклад человека к профессиональной деятельности. Цели и задачи ППФП с учетом специфики будущей профессиональной деятельности. Выполнение комплексов упражнений, повышающих работоспособность в избранной профессиональной деятельности в течение дня, в ходе педагогической практики, в свободное время. 24 Контрольны е нормативы по данному виду Тема 3.2. Военно - прикладная физическая подготовка Подготовка докладов на темы: Военно - прикладная физическ ая подготовка. Цели и задачи военно - прикладной физической подготовки. 12 Доклад Методика составления и самостоятельного проведения комплексов на развитие общей выносливости» на развитие скоростных способностей и силу. Виды спорта, развивающие ВПФП. Основные задачи и принципы физ.подготовки допризывников Российской армии. Специальные прикладные качества. Составление комплексов упражнений на устойчивость к гипоксии, укачиванию, перегрузкам, вестибулярная устойчивость. Развитие физических качеств в процес се индивидуальных занятий физическими упражнениями 12 Контрольны е нормативы по данному виду 4. Подготовка доклада Доклад - это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию. Деятельность преподавателя: - выдаёт темы докладов - Тема№1 « Общекультурное и социальное значение физической культуры. З доровый образ жизни.», Тема№2, « Физическая подготовка как часть физического и спортивного совершенствования. » Тема № 3 « Роль и значение легкой атлетики в профессионально - прикладной физической подготовки студентов применительно к профилю специальности. », Т ема №4 « Баскетбол как средство совершенствования общей физической подготовки, повышение эмоциональности учебно - тренировочных занятий.», Тема №5 «Волейбол в системе физического воспитания. Волейбол как средство совершенствования общей физической подготов ки, повышение эмоциональности учебно - тренировочных занятий.», Тема №6 «Футбол как средство совершенствования общей физической подготовки, повышение эмоциональности учебно - тренировочных занятий.», Тема №7 «Атлетическая гимнастика как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями», Тема №8 «Плавание как средство укрепления здоровья, физического развития, физической подготовки.», Тема №9 «Средства Ф.К. и спорта с целью подготовки к профессиональной деятельности, предупреждение профессиональных з аболеваний и травматизма, обеспечения активного отдыха в свободное время», Тема №10 «Средства ф.к. развивающие физические способности ВПФП.» - определяет место и сроки подготовки доклада: домашняя работа - оказывает консультативную помощь студенту: по графи ку проведения консультаций; - определяет объём доклада: 5 - 6 листов формата А4, включая титульный лист и содержание; - указывает основную литературу: 1. .Физическая культура студента. – м.: Изд - во «Гардарики»,2010 Ильинич В.И. 2. Самоконтроль при занятиях физ ической культурой. 2010 Дубровский В.Л., Гоговцев П.И. 3. .Профилактика спортивного травматизма с помощью восстановительного массажа. - Киев, 2011, Васичкин В.И. 4. Врачебный кантроль при занятиях физической культурой. 2010, Демин Д.Ф. 5. Психология физиче ского воспитания и спорта./ Под ред. Т.Т. Джамгарова и Д.Ц. Лунина. - М.: ФиС,2009 6. Методика развития физических качеств. Уч. Пос.Богатырев В.С. 2010 7. Физкультура и профессия. - М.: ФК и спорт,2009, Полиевский И.Д. 8. Развитие двигательных способностей в процессе самостоятельных занятий. 2008 - 2009 , Харитонова М.В. 9. Самостоятельные занятия во вне урочное время. 2009, Иванова М.А. Интернет - ресурсы www.ebi . Ru / mobules / php - оценивает доклад в контексте занятия. Деятельность студента: - собирает и изучает литературу по теме; - выделяет основные понятия; - вводит в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения; - оформляет доклад письменно и иллюстрирует компьютерной презентацией; - сдаёт на контроль преподавател ю и озвучивает в установленный срок. Инструкция докладчикам и содокладчикам Докладчики и содокладчики - основные действующие лица. Они во многом определяют содержание, стиль, активность данного занятия. Сложность в том, что докладчики и содокладчики до лжны знать и уметь : - сообщать новую информацию - использовать технические средства - знать и хорошо ориентироваться в теме всей презентации - уметь дискутировать и быстро отвечать на вопросы - четко выполнять установленный регламент: докладчик - 10 мин. ; содокладчик - 5 мин. Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать: - название доклада - сообщение основной идеи - современную оценку предмета изложения - краткое перечисление рассматриваемых вопросов - живую интересную форму изложения - акцентирование оригинальности подхода Основная часть , в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по пр инципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока должны сопровождаться иллюстрациями разработан ной компьютерной презентации. Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы. 5. Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов Качество выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов оценивается посредст вом текущего контроля самостоятельной работы студентов. Текущий контроль СРС – это форма планомерного контроля качества и объема приобретаемых студентом компетенций в процессе изучения дисциплины, про водится на практических занятиях и во время консультац ий преподавателя. Максимальное количество баллов «отлично» студент получает, если: • обстоятельно с достаточной полнотой выполнит контрольные нормативы по видам спорта Оценку «хорошо» студент получает, если: • не уложился в определенное время и количество в в ыполняемом нормативе. • при выполнении были допущены 1 - 2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя; Оценку «удовлетворительно» студент по лучает, если: • неполно, но правильно выполнил норматив. • при выполнении была допущена 1 с ущественная ошибка; Оценка «неудовлетворительно» студент получает, если:  вообще не выполнялся норматив. 6. Заключение Самостоятельная работа всегда завершается какими - либо результатами. Это выполненные задания, упражнения, сдача контрольных нормативо в. Таким образом, широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению з наниями и применению их на практике. 12. Литература 1. Портнов Ю.М. Баскетбол: Учебник - М; Ф.К. и спорт, 2009г. 2. Жеребцов А.В. ФК и труд – М 2010г. 3. Физиология мышечной деятельности: Учебник для институтов ФК /под. ред. Я.М. Кода - М:; ФК и спор т 2010г. 4. Железняк Ю.В. 120 уроков по волейболу - М; ФК и спорт 2009г. 5. Легкая атлетика : Уч. пос. для студентов ФК / под.ред. Н.Г. Озолина 2010г. 6. Ковалева В.Д. Спортивные игры: Уч. для студентов пед. инст. «Физическое воспитание» - М; Просвещение . 2011г. 7. Дуб ровский В.Л. , Гоговцев С.А. Самоконтроль при занятиях ФК – 2010г. 8. Демин Д.Ф. Врачебный контроль при занятиях ФК 2009г. 9. Полиевский И.Д. «ФК и профессия» - М; ФК и спорт, 2011г. Приложения Приложение 1 Образец титульного листа Наименование учебного заведения Доклад _____________________________________________________ _________ ____________________________________________ Выполни л (а) Ф.И.О. студента курс, группа специальность Проверил Ф.И.О. преподавателя Раменское, 2015 Образец оглавления ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ................... ........................................ ..... ................................................ 2 Глава 1 .................................... ......................... ...................................................... 3 Глава 2 ... ......................... ........................................................................................ 6 Глава 3 .................................. ............................. ...................................................10 Заключение .................... .................... ................................................................... 14 Список литературы.......................................................................................... 16