Занятие по психокоррекции эмоционально-волевой сферы «Эмоции в гостях у дошколят»

Занятие по психокоррекции эмоционально-волевой сферы «Эмоции в гостях у дошколят»
Данное занятие предназначено для детей старшей группы 5-6 лет, направлено на развитие эмоциональной, коммуникативной, личностной, волевой, а также интеллектуальной сферы. Занятие построено на основе игровых упражнений, направленных на обеспечение психически комфортного пребывания ребенка в группе.
Цели:
1. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.
2. Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок.
Задачи:
1. Развитие умения различать эмоции по их проявлениям.
2. Развитие выразительной мимики.
3. Проигрывание различных эмоциональных состояний.
4. Расширение представлений детей о том, что музыка может характеризовать эмоционально-чувственную сферу людей
5. Дать опыт проживания негативных ситуаций.
6. Снятие психоэмоционального напряжения.
Материалы: Ширма, куклы с эмоциями: грусть, радость, злость, страх. Аудиозаписи с музыкой.
Ход занятия.
1 ЭТАП. Организационный.
Приветствие. Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
Педагог-психолог: - Ребята, давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Игра «Передай улыбку» (Игра на создание положительного эмоционального настроя детей на занятие)
2 ЭТАП. Мотивационный
Появление главных персонажей.
Педагог-психолог: - Сегодня к нам в гости пришли эмоции (Из-за ширмы появляются куклы – эмоции) .
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Педагог-психолог: - Узнаете вы их? (Ответы детей: да, это радость, грусть, зло и страх). Эмоции пришли к нам не просто так, они приготовили для нас различные задания и игры.
3 ЭТАП. Практический
1) Организация беседы на тему радости.
Педагог-психолог надевает на руку перчаточную куклу радости:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- Что это за эмоция? Как вы догадались? (Ответы детей: радость, она улыбается, ей весело) .
Педагог-психолог: - Правильно, по лицу совсем не трудно узнать радостного человека: он улыбается, смеется, уголки губ приподняты вверх, глаза прищурены. А что чувствует радостный человек? (Ответы детей: добро, он пляшет, веселится). У радостного человека появляется уверенность в себе. Ему хочется плясать, петь, прыгать, кричать, чтобы выплеснуть переполняющую его радость. Давайте попробуем изобразить жесты радостного человека. Покажите, какая поза, и какая походка у радостного человека. А мы с эмоцией радости с удовольствием подвигаемся с вами (Включается «Полька» Рахманинов, в этом упражнении должны поучаствовать все дети) .
2) Задание: «Закончи предложение»
Педагог-психолог: - А теперь вам необходимо закончить предложения, которые приготовила вам эмоция радости.
«Когда я радуюсь, я (улыбаюсь, прыгаю, пою, смеюсь) ». «Я радуюсь, когда вижу .(подарки, мамино лицо, торт .) ».
Педагог-психолог: - Молодцы. А вы почувствовали, что когда мы с вами говорили о радости, нам тоже становилось весело, радостно? (Ответы: да)
3) Организация беседы на тему грусти.
Педагог-психолог: - Мы с вами повеселились, весело посмеялись, что же приготовила нам эмоция грусти? (Психолог берет в руки перчаточную куклу Грусть). Посмотрите на выражение этой куклы. Какое чувство она испытывает? (Ответы: она грустит, плачет). Посмотрите на выражение ее лица, что произошло с ее ртом? Бровями? Какое у нее выражение глаз? (Ответы детей: грустная, печальная, губы опущены вниз, брови полумесяцем вниз, глаза печальные) .
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Включается аудиозапись с шумом дождя. Педагог-психолог: - Слышите? Пошел дождь, и стало сразу грустно.
4) Этюд «Плохая погода»
Детям предлагается представить себе пасмурное небо, дождь, холодный ветер, взъерошенных воробьев, которые забились под крыши домов.
Педагог-психолог: - Какое у вас настроение? Изобразите на лице грусть. Но дождь наконец закончился (аудиозапись выключается, но все еще грустно.
- А вы знаете, как можно прогнать грусть? Нам поможет наша эмоция грусти, ей тоже надоело грустить, и она приготовила вам стихотворение.
- Я от грусти не заплачу,
Поведу себя иначе
Чтобы грусти не бояться,
Надо весело смеяться!
- Давайте вместе проговорим этот волшебный стишок.
- А мы умеем смеяться? (Дети: - да, весело смеются) .
- Посмеялись, вот и грусть ушла!
5) Пальчиковая гимнастика «Храбрые моряки»
По реке плывет кораблик,
(Ладони соединить лодочкой.)
Он плывет издалека.
(Выполнять волнообразные движения руками.)
На кораблике четыре
(Показать одновременно по 4 пальца на каждой руке.)
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке.
(Сложить обе ладони к макушке.)
У них длинные хвосты.
(Пальцы рук сложить в щепотку и развести в стороны.)
И страшны им только кошки
Только кошки да коты.
(Растопыренными пальцами обеих рук совершать царапающие движения.) Упражнение повторяется несколько раз.
6) Организация беседы на тему страха.
Педагог-психолог: - Посмотрите, какая эмоция готовит для нас следующие задания. (Педагог берет в руки куклу страха, включается музыка Д. Каблевский «Петя и волк» - отрывок.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- Да, это эмоция страха. Как мы можем узнать, что человек испуган? (Ответы: он дрожит, он сворачивается клубочком, у него округляются глаза, он замирает) .
Голова испуганного человека втянута в плечи и откинута назад. Глаза широко раскрыты, брови приподняты, рот приоткрыт. Руки прижаты к груди или закрывают лицо. Колени согнуты, ходит он очень осторожно или вообще стоит на месте. От страха человек может очень плохо говорить, дрожать, плакать. Покажите друг другу, как вы выглядите, когда боитесь. (Дети выполняют задание.) Постарайтесь испуганно сказать фразу: «Сегодня шел дождь».
А теперь кукла страха предлагает вам закончить ее предложения:
Когда я боюсь, я . Я боюсь, когда слышу.
7) Игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь – превращусь»
Педагог-психолог: - Поиграем в игру, приготовленную куклой страха? (Дети:- Да)
Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий (первоначально им может быть психолог) называют какого либо страшного персонажа (Кощея, волка, льва) детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного Кощея, тот становится водящим и продолжает игру.
8) Упражнение «У страха глаза велики»
Педагог-психолог: - А теперь давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны.) У всех, кто боится, от страха большие глаза (изображают большие круглые глаза при помощи рук). Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки). А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.) Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу!
9) Организация беседы на тему злости.
Педагог-психолог: - Нас ждет еще одна эмоция. (Педагог берет последнюю куклу злости, звучит аудиозапись музыки Е. Вотлярова «Драчун»)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- Посмотрите на выражение лица. Что произошло с ее ртом, бровями? Какие у нее глаза? Что это за эмоция? (Дети описывают куклу и правильно ее называют)
- Правильно, это злость. Попробуем изобразить эмоцию злости. Брови у злого человека опущены и сведены вместе, глаза раскрыты, губы сжаты, зубы стиснуты. Кисти рук сжаты в кулаки, он может сильно размахивать руками или топать ногами, громко кричать. Изобразите гневного, злого человека. (Дети по очереди выполняют задание). Постарайтесь зло сказать фразу, стиснув зубы: «Сегодня шел дождь».
10) Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»
Злость приготовила для нас игру, которая называется «Дракон кусает свой хвост».
Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Пока звучит веселая музыка, первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймал свой хвост, то роль головы дракона назначается другой человек. - Дракон злится, потому не может поймать свой хвост. Но мы с вами не будем злиться и все чего мы хотим, исполнится!
- Вот два волшебных мешочка один черный, другой красный. В черный мы спрячем всю злость, покричим в него каждый по очереди: - Уходи злость! Теперь крепко завяжем и спрячем, и вся злость исчезнет. А в красный мешочек пошепчем свое самое заветное желание, а потом выпустим из мешочка, и ваше желание исполнится, только желание должно быть добрым!
4 ЭТАП. Рефлексивный.
1. Подведение итогов, рефлексия.
- Скажите, какие эмоции были у нас в гостях? (Дети отвечают по очереди.)
- Изобразим их с помощью выражения лица. Молодцы!
- А теперь улыбнемся друг другу, ведь вы замечательные дети!
2. Ритуал прощания.
Давайте попрощаемся и передадим искорку добра и хорошего настроения с помощью рукопожатия!
На этом наше занятие окончено! До свидания!

Занятие по психокоррекции эмоционально-волевой сферы с детьми старшей логопедической группы. «Эмоции в гостях у дошколят» Заголовок 115