Планируемые результаты по литературному чтению

Литературное чтение

ЛИЧНОСТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1 класс
2 класс
3 класс
4 класс

У обучающегося будут сформированы:

положительное отношение к уроку литературного чтения;
– эмоциональное восприятие поступков героев
литературных произведений доступных жанров и форм;
– способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;
– первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта
и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность),
отраженных в литературных текстах;
– восприятие семейных
традиций, в т.ч. в семейном чтении;
– любви к природе родного края;
– основы для развития
творческого воображения.

– положительное отношение к школе;
– интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте;
– умение выделять поступок как проявление характера героя;
– эмоциональное отношение к поступкам героев доступных
данному возрасту литературных произведений;
– чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;
– понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи;
– умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений;
– общее представление о мире некоторых профессий.
– интерес к содержанию и форме художественных произведений;
– интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;
– интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;
– основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;
– эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;
– чувство сопричастности своему народу;
– понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;
– общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании.

– заинтересованное отношение к литературному
чтению, внутренняя мотивация обращения к кни_
ге, в том числе с учебными и познавательными
мотивами;
– интерес к различным видам художественной
деятельности (декламация, создание своих не_
больших сочинений, инсценировка) как средству
самовыражения;
– основы осознания семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности;
– чувство гордости за свою Родину, героическое
историческое прошлое России, умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам
и достижениям ее граждан;
– основы для принятия культурных традиций
своей страны;
– основы моральной самооценки, ориентация
на моральные нормы и их выполнение;
– осознание нравственно-эстетической проблематики литературного произведения;
– умение прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе его личностных
смыслов.

Обучающийся получит возможность для формирования:

интереса к чтению;
мотивации обращения
к книге;
– основы для эмоционального переживания художественного текста;
- способности выражать свои эмоции в выразительном чтении;
– понимания смысла
нравственного урока
произведения; способности испытывать высшие нравственные чувства – гордость, стыд, вина;
– умения оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики под руководством учителя;
– стремления к взаимопониманию детей и
взрослых;
– позитивной самооценки;
– ориентации на здоровый образ жизни;
– стремления к успешности в учебной деятельности.

– интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий;
– интереса к слову, родному языку;
– первоначальной основы эмоционального сопереживания прочитанному или слышанному художественному тексту;
– передавать свое эмоциональное отношение к произведению;
– начальных представлений о культурных традициях своего народа;
– чувства ответственности за мир животных;
– понятий о дружбе и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

– понимания необходимости учения,
важности чтения для современного человека;
– чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;
понятия об ответственности человека за себя и близких, о высших
чувствах любви, внимания, заботы;
– понимания своей семейной и этнической идентичности;
– к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа;
– чувства ответственности за мир природы;
– умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;
– первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;
– понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.

– потребности в чтении как средстве познания
мира и самопознания, саморазвития, интереса
к литературе и другим видам искусства;
– осознания искусства и литературы как значимой сферы жизни, как нравственного и эстетического ориентира;
– ориентации в системе личностных смыслов;
– ответственности человека за себя и близких, о необходимости высших чувств любви, внимания, заботы;
– способности осмысливать свою принадлежность к определенной эпохе, культуре, части человечества;
– понимания чувств других людей, сопереживания и помощи им, этических чувств – вины, совести как основы морального поведения.



РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

– осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
– принимать учебную
задачу и следовать инструкции учителя;
– принимать и понимать
алгоритм выполнения
заданий;
– принимать позиции
слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.

– принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
– участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
– ориентироваться в принятой системе учебных знаков;
– выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их;
– оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;
– менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.

– принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
– выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;
– выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;
– произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;
– самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;
– соотносить внешнюю оценку и самооценку.

– осознавать этапы организации учебной работы;
– принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения;
– вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов;
– осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
– строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.


Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать цель и смысл
выполняемых заданий;
– понимать важность
планирования своей деятельности;
– выполнять учебные
действия на основе алгоритма действий;
– осуществлять первоначальный контроль своих действий;
– участвовать в оценке
результатов деятельности.

– работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы;
– корректировать выполнение задания на основе понимания его смысла;
– соотносить внешнюю оценку и самооценку;
– самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время;
– осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы.

– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
– осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;
– проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;
– осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
– осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.

– самостоятельно работать с книгой (учебником, хрестоматией, справочником, дополнительной литературой);
– осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели;
– проявлять инициативу при ответе на вопросы
и выполнении заданий, поддерживать инициативу других;
– осуществлять контроль своих действий, корректировать их с учетом поставленных задач;
– осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои действия и действия окружающих.


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

- ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
– понимать фактическое
содержание текста;
– выделять события, видеть их последовательность в произведении;
– выделять в тексте основные части;
– выполнять несложные
логические действия (сравнение, сопоставление);
– работать с учебником,
ориентироваться в нем с
помощью значков;
– пользоваться словарными пояснениями учебника.

– читать тексты, понимать
фактическое содержание текста, выделять в нем основные
части;
– сравнивать художественный
и научно–популярный текст;
– обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы;
– находить в тексте ответ на заданный вопрос;
– на первоначальном уровне
анализировать доступные художественные тексты;
– ориентироваться в содержа_
пользоваться словарями
учебника, материалом хрестоматии.

– отличать художественный текст от научного и научно–популярного;
– пересказывать текст по плану; – структурировать знания при сопоставлении текстов;
– применять схемы, таблицы как способ предоставления, осмысления и обобщения информации;
– применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;
– искать информацию, представлять найденную информацию;
– уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;
– знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.

– полно и адекватно воспринимать художественный и научно–познавательный текст;
– обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале;
– осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета;
– отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств.


Обучающийся получит возможность научиться:

– выделять и формулировать познавательную цель;
– структурировать
знания;
– группировать тексты
по заданному основанию;
– различать малые
фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;
– работать с информациией, осуществлять поиск информации в учебных текстах.

– понимать информацию, заложенную в выразительных
средствах произведения;
– осознавать роль названия
произведения;
– понимать смысл незнакомых
слов из контекста в процессе
чтения и обсуждения;
– видеть отличия народного
и авторского текста;
– подбирать синонимы и антонимы к словам из текста;
– подбирать слова-определения для характеристики героев;
– проводить аналогии между
изучаемым материалом и собственным опытом;
– сочинять небольшие тексты
на заданную тему.
– пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты;
– понимать структуру построения рассуждения;
– воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;
– проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках,
в контролируемом пространстве Интернета;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
– создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в т.ч. в подготовке сообщений;
– находить дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме (в виде словарной или журнальной статьи, открытки, альбома, книги того же писателя или книги о нем, телевизионной передачи и т.д.), а также в контролируемом пространстве Интернета;
– соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей.


КОММУНИКАТИВНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

– использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
– воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;
– понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников;
– принимать участие
в обсуждении прочитанного содержания.

– реализовывать потребность в общении со сверстниками;
– проявлять интерес к общению и групповой работе;
– адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;
– уважать мнение собеседников;
– участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;
– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы;
– действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.
– выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;
– проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
– участвовать в учебном диалоге;
– принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;
– видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.

– выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге;
– использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений;
– учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства;
– сотрудничать с учителем и сверстниками;
– грамотно формулировать вопросы;
– используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя художественного произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседников;
– принимать участие в коллективных проектах.


Обучающийся получит возможность научиться:

- задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения;
– проявлять интерес к общению на уроке;
– уважать мнение собеседников;
– преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
– следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;
– входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.

– корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;
– ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники;
– понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;
– понимать контекстную речь взрослых;
– высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.

– выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;
– устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);
– проявлять самостоятельность в групповой работе;
– контролировать свои действия в коллективной работе;
– выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать
и оценивать результаты.
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, творчески выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературе;
– открыто выражать свое отношение к художественному произведению и явлениям жизни, аргументировать свою позицию;
– проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе;
– адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности;
– использовать опыт творческого взаимодействия в организации содержательного досуга.


ПРЕДМЕТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:

– читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (в индивидуальном темпе);
– читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору;
– понимать содержание прочитанного;
– пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя;
– эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении;
– находить и придумывать рифмы;
– определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц);
– отличать монолог от диалога;
– уметь работать со всеми элементами книги (обложка, содержание, форзац);
– отвечать на вопросы по содержанию текста;
– пересказывать небольшие по объему тексты;
– оценивать литературного героя произведения по его поступкам.
– читать целыми словами вслух и про себя в удобном для ребенка темпе;
– читать наизусть стихотворения разных авторов;
– читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение);
– эмоционально воспринимать
произведения разных жанров и видов;
– называть заглавия и рассказывать содержание нескольких произведений любимого автора;
– выделять главную мысль
прочитанного произведения;
- отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать текст, формулировать несложные выводы;
- строить высказывание по образцу; рассказывать о событиях произведения от 1 и 3 лица;
соотносить иллюстративный
материал и основное содержание литературного произведения;
– отвечать на вопросы по содержанию картины художника, соотносить его с содержанием текста;
– находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения
чувств героя;
– понимать средства авторской оценки героя (имя, портрет, речь героя);
– оценивать литературного героя произведения по его поступкам;
– составлять описание природы, предметов.
– читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;
– читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика;
– ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение;
– кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы;
– отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;
– определять жанр литературного произведения (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;
– узнавать при слушании и чтении жанры художественной литературы: сказку, стихотворение, рассказ, басню;
– характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
-выявлять авторское отношение к герою;
– понимать специфику прозаических и поэтических текстов;
– соотносить главную мысль и название произведения;
– находить портрет и пейзаж в произведении;
– видеть особенности юмористических текстов;
– соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал.
- читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
– выразительно читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика, в т.ч. стихотворения любимого поэта;
– эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, определять тему произведения;
– кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе;
– выражать свою мысль в монологическом высказывании, вести диалог о художественном произведении;
– сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;
– давать характеристику литературному произведению: народное или авторское, определять жанр (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;
– находить известные средства художественной выразительности;
– отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом;
– осознавать прочитанное и услышанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами,
делать выводы;
– самостоятельно находить в тексте простые средства изображения и выражения чувств героя.

Обучающийся получит возможность научиться:

– выделять смысловые части текста, сопоставлять их содержание;
– определять главную мысль литературного произведения;
– соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;
– строить высказывание по образцу;
– формулировать не
сложные выводы;
– читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в них основные части
– находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения
чувств героя;
– осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текс
та;
– понимать изобрази тельную природу художественного текста,
«рисующие» слова, «кар
тинный» план.
– отличать искусство от науки;
– представлять сходство и различие литературы и других видов искусства (музыка, живопись);
– определять тему произведения;
– пересказывать текст подробно и выборочно;
– сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану;
– осознавать особенности интерпретации литературных произведений в театре и кино;
– воспринимать поэзию как особый взгляд на мир;
– осознавать наличие художественного вымысла в произведении;
– узнавать традиционные выразительные средства фольклора;
– понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения
к изображаемому;
– определять тональность
и характер произведения (героический, юмористический).
– пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;
– сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;
– представлять особенности устного народного творчества по сравнению с авторским;
– осознавать особенности характера героя в народной и авторской сказке;
– находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;
– понимать возможности литературы передавать сложное настроение, изображать развитие чувства;
– понимать особенности жанра басни;
– определять роль портрета и пейзажа в произведениях;
– находить в юмористических текстах приемы создания комического;
– оценивать поступки героя и отношение автора к нему.
– воспринимать художественную литературу как вид искусства;
– осмысливать нравственные ценности художественного произведения, выражать свое мнение о герое произведения и его поступках;
– вычленять систему образов произведения, основные сюжетные линии, особенности композиции произведения;
– самостоятельно читать тексты большого объема;
– выделять главную идею и основные проблемы
литературного произведения;
– осознавать деление литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму;
– воспринимать юмор, иронию в литературе;
– воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;
– воспринимать многообразные способы выражения авторского отношения в разных видах повествования.

Круг детского чтения
Обучающийся научится:

– определять автора и название книги;
– называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе;
– понимать и использовать понятия «обложка
книги», «содержание», «абзац»;
– ориентироваться в
книге (автор, название, иллюстрации);
– ориентироваться в главах учебника, находить разделы «Твой день», «Проверь себя»;
- ориентироваться в заданиях учебника по значкам («Вопросы и задания», «Творческое задание», «Прочитай в хрестоматии», «Инсценируй», «Поиск информации. Исследование»);
– понимать назначение библиотеки.

– ориентироваться в книге по оглавлению, находить форзац, главы учебника;
- выделять основную тему произведения, для краткого описания литературного произведения и книги грамотно использовать понятия: «сюжет», «герои», «персонажи», «образ», «эпизод», «репродукция», «эпиграф» и др.;
– находить разделы «Твой год», «Проверь себя»; ориентироваться в заданиях учебника по значкам;
– пользоваться словарем учебника и справочной литературой, выполняя задания «Прочитай дополнительно»;
– дополнительно знакомиться с произведениями в хрестоматии;
– представлять тематическое
многообразие литературы разных времен и народов.

- самостоятельно ориентироваться в содержании учебника, в т.ч. по условным значкам, работать с произведениями в хрестоматии;
– самостоятельно пользоваться разными разделами словаря, помещенного в учебнике;
– осуществлять выбор книги по тематике, заданной в рубрике «Прочитай эти книги»;
– осуществлять в библиотеке целенаправленный поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений;
– выполнять сообщения, используя материалы школьной или публичной библиотеки;
– понимать назначение аннотации на литературное произведение;
– называть одно периодическое литературно–художественное издание.

– ориентироваться в книге по названию, оглавлению и другим элементам книги;
– отличать сборник произведений от авторской
книги;
– самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
– составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
– пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.


Обучающийся получит возможность научиться:

– ориентироваться в мире детской литературы на примере народной и авторской сказки, стихотворения;
– определять заинтересовавший круг текстов и произведений;
– делать сообщение о понравившейся книге;
– ориентироваться в профессиях, связанных с книгами;
– использовать информацию о происхождении
книги в устных и письменных сообщениях;
– рассказывать о прочитанной книге и своей
домашней библиотеке.
– различать тематику книг, понимать назначение различных книг;
– ориентироваться в мире
детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной литера
туры;
– определять особенности
произведений зарубежной литературы;
– рассказывать (в том числе по плану) о прочитанных самостоятельно произведениях, книгах;
– ориентироваться в публичной библиотеке;
– называть одно периодическое детское литературное художественное издание.
– понимать значимость прочитанного произведения или книги для себя, своего кругозора;
– составлять сборник своих любимых произведений и аннотацию к нему;
– писать отзыв о произведении (на выбор), используя план написания отзыва;
– создавать презентации книг раз личной тематики;
– сопоставлять содержание литературных произведений с их экранизацией (мультипликацией);
– участвовать в организации литературного (поэтического) вечера;
– ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной и за
рубежной детской литературы разных эпох.
– ориентироваться в мире детской литературы
на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
– определять предпочтительный круг чтения,
исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
– писать отзывы и аннотации на прочитанные
книги; вести читательский дневник;
– работать с тематическим каталогом;
– работать с детской периодикой.

Литературоведческая пропедевтика
Обучающийся научится:

- отличать стихотворный текст от прозаического;
– отличать художественный текст от научного;
- сопоставлять небольшие по объему тексты: художественный и научный;
– представлять разнообразие малых жанров фольклора (колыбельная, потешка, закличка, прибаутка, небылица, побасенка, загадка, считалка, поговорка, пословица, скороговорка);
– представлять отличительные особенности сказки, рассказа, стихотворения.
– различать диалогический и монологический характер произведения;
– различать особенности построения малых фольклорных жанров (колыбельной, пословицы, загадки, считалки, скороговорки и др.);
– узнавать особенности народной сказки;
– понимать особенности жанра рассказа;
– различать жанры авторской прозы: рассказ, сказку, сказочную повесть;
– пересказывать сюжет, находить элементы сюжета;
– узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, звукопись);
– различать виды рифмовки, придумывать точную рифму.
представлять общие корни развития литературного фольклора разных народов;
– различать малые жанры фольклора;
– различать жанры художественной литературы: сказку, сказочную повесть, басню, рассказ, стихотворение;
– определять особенности фольклорных форм и авторских произведений;
– выделять события рассказа; понимать сюжет как цепь событий, составлять сюжетный план произведения;
– понимать многозначность поэтического слова.
– отличать художественные произведения разных жанров (сказки, басни, былины и др.);
– находить черты сходства и различия в рассказе
и повести; в авторской и народной волшебной
сказке;
– распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы и др.;
– практически различать прозаические, поэтические и драматические произведения и показывать особенности каждого вида повествования.

Обучающийся получит возможность научиться:

– различать понятия «художественная литература» и «научная литература»;
– отличать фольклорный текст от литературного;
– различать произведения малых фольклорных жанров;
– находить элементы сюжета (завязка, кульминация, развязка); домысливать элементы
сюжета;
– находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, сравнение, повтор, уменьшительно ласкательная форма слова, звукопись, рифма);
– видеть рифму и чувствовать ритм стихотворения и звукопись.
– воспринимать и оценивать эмоциональный тон художественного текста, следить за его изменением в тексте;
– понимать юмор, насмешку, иронию;
– различать точку зрения героя и автора на событие;
– анализировать систему героев и событий произведения;
– пользоваться выразительными средствами произведения при рассказе о героях и событиях;
– находить неточные и составные рифмы;
– воспринимать изобразительные возможности ритма.
– понимать и показывать на примерах особенности малых фольклорных жанров: пословицы, загадки, скороговорки, считалки, заклички;
– находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и авторской литературы;
– обнаруживать средства художественной выразительности в тексте (сравнение, олицетворение, эпитет, повтор, рифма, звукопись);
– обнаруживать следы обряда и мифологические мотивы в фольклоре и литературе;
– выявлять особенности построения сюжета, способы создания образа героя в волшебных сказках;
– понимать обусловленность характеров героев сказок разных народов национальными особенностями и представлениями народов о счастье, справедливости, добре и зле;
– самостоятельно находить мораль басни;
– понимать возможность эволюции характера героя литературного произведения.
– самостоятельно составлять сюжетный план,
характеристику героя;
– различать средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись, повтор);
– видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении, развитие настроения;
– создавать собственные небольшие тексты
с использованием некоторых средств художественной выразительности по аналогии с изученными произведениями;
– знать о существовании «бродячих сюжетов»
в мировой литературе;
– понимать особенности жанра басни, былинно
го повествования;
– эмоционально воспринимать и определять
язык, напевность, ритм былин;
– называть основных героев русских былин.

Творческая деятельность учащихся
Обучающийся научится:

– откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок;
– подбирать иллюстрации к литературному произведению;
– создавать рисунки, иллюстрации к произведениям;
– выражать эмоции и настроение в процессе чтения.
– воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов;
– выразительно читать по ролям, передавая основное настроение произведения;
– придумывать точную рифму;
– сочинять устное рассуждение на свободную тему;
– подбирать и (или) создавать
иллюстрации к литературному
произведению;
– озаглавливать произведение и его части.
– пересказывать текст кратко, выборочно, подробно и с его творческой обработкой в зависимости от учебной задачи;
– читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения;
– передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя;
– выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, рисовании, творческой деятельности;
– создавать небольшие художественные тексты в стиле изученных жанров.
– выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров;
– участвовать в чтении по ролям литературных
произведений;
– пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности;
- реконструировать текст, восстанавливая последовательность событий;
– передавать свое впечатление о литературном
произведении в творческой форме, в т.ч. создавая
иллюстрации;
– описательно рассказывать о любимом писателе,
поэте;
– писать небольшие по объему сочинения на основе литературных впечатлений;
– писать небольшие по объему сочинения по картине.

Обучающийся получит возможность научиться:

– воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов;
– выделять доминанту характера животных –
героев народных сказок и передавать ее в чтении;
– выражать чувства, передавать настроение в стихотворении;
– инсценировать несложные произведения.
– осознанно использовать при выразительном чтении паузы, логические ударения, выбирать темп речи; подбирать точное и выразительное слово в соответствии с задачей высказывания;
– пересказывать небольшие тексты с творческой задачей;
– сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану, передавая собственное отношение к изображаемому;
– сочинять устно и письменно произведения разных жанров по образцу.
– сознательно пользоваться различными средствами выразительного чтения: менять интонацию, темп, тембр, делать паузы в зависимости от задач чтения;
– читать, передавая авторское отношение к поступкам героя;
– подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению;
– читать и разыгрывать диалоги, пересказывать тексты;
– сочинять небольшие тексты, сознательно используя выразительные
средства произведений разных жанров.
– пересказывать текст, передавая при этом
чувства героя и главную мысль автора произведения;
– самостоятельно определять интонационные
средства выразительного чтения, участвовать
в конкурсах чтецов;
– участвовать в инсценировках литературных
произведений;
– писать сочинения рассуждения на свободную
тему, сочинения – описания природы
















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715








15