Мастер-класс для учителей математики и завучей на тему Использование современных образовательных технологий как показатель профессионализма учителя



Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Начнем мастер-класс с обсуждения некоторых вопросов.
Когда обучающийся достигает более высоких результатов?
Когда педагог достигает более высоких результатов?
Что нужно сделать, чтобы обучающемуся стало интересно учиться, а педагогу интересно учить?
-А если использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии и методики, станет ли интересно педагогу и
обучающемуся?
Давайте подберем аргументы в пользу эффективности технологии, способной повысить интерес к обучению.
Вашему вниманию, уважаемые коллеги, ещё два вопроса:
-Согласны ли вы, что мы владеем достаточными знаниями о современных образовательных технологиях? (да/нет)
Используем ли мы технологии в полном объеме?
На мой взгляд, рассмотрение этих вопросов является важным и актуальным для каждого из нас. Современное образование ставит новые задачи перед учителем, об этом мы сегодня услышали из выступления Альбины Анатольевны. Поэтому важно дать не только качественные знания, умения и навыки, но в первую очередь вооружить обучающихся учебными действиями - предметными и метапредметными , поскольку мы обучаем по новым образовательным стандартам .Использование современных образовательных технологий и позволяет нам , педагогам добиваться высоких образовательных результатов. Давайте обратимся к теории. Как вы понимаете слово «технология»?
В «Толковом словаре» написано: «технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве».А«педагогическая технология»?
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Отметьте, пожалуйста, в этом определении ключевые фразы. Какую технологию мы сейчас применили? (т. продуктивного чтения). Значит,приемы нам известны, мы ими владеем. Но есть такие технологии, о которых мы и представления не имеем. Поэтому нам сегодня предстоит:
вспомнить, что мы уже знаем;
узнать новые формы, методы, технологии обучения;
уверенно ориентироваться в них и применять на практике.

Итак, какие технологии вам известны?
Что мы с вами составили?
Это часто используемые технологии в образовательной деятельности.
Приемом какой технологии является «кластер»? (Технология развития критического мышления )
Почему у нас получились 3 столбика? Технология развития критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызовы, смысловой стадии и стадии рефлексии.
(3 стадии: вызов, осмысление, рефлексия). Исследователи утверждают, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты сможешь их применить
Уважаемые коллеги, уверена, что многие технологии вы сможете узнать и назвать, услышав ключевые слова. Давайте немного поиграем: предлагаю вам «свободный микрофон».
Я называю ключевое слово, характеризующее ту или иную образовательную технологию, ну а вы должны угадать какую:
-физкультминутка, смена вида деятельности– здоровье-сберегающая технология,
-работа в группе – технология сотрудничества;
-тир вида заданий (теоретическое, полутворческое, творческое) - технология урока творческого развития;
-шкала успеха - технология оценивания учебных достижений;
-диалог – проблемно-диалогическая технология;
-продукт – проектная технология;
-предугадывание – технология продуктивного чтения;
-презентации – ИКТ- технология;
-ключевые слова - технология развития критического мышления.
Приемом какой технологии является «свободный микрофон», который мы сейчас использовали?
- Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю вам поработать в 4группах Перед вами 4 фрагмента уроков (приложение). Выявите технологию каждого фрагмента. Каждая группа готовится защищать свою работу. (Работа над выявлением технологии каждого фрагмента уроков:Давайте разберем один из приемов.
Учащимся предлагается прочитать теоретический материал и сделать при этом пометки на полях, после чего заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы.
Например, по теме «Прямоугольник»:
Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.
Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.
Коллеги, при изучении какого материала вы можете использовать данный прием? (При чтении определения, теории, инструкции).

Защита работ.
Не секрет, что сейчас, работая в группах, мы использовали знакомую вам технологию. Какую? (технологию сотрудничества). Она содержит приемы работы в группах, предусматривает последовательность приемов. Данная технология формирует коммуникативные универсальные действия как никакая другая.
Итак, мы рассмотрели некоторые технологии, наиболее часто применяемые педагогами.
Что нового при этом вы узнали и свои впечатления вы сможете высказать, образовав 2 круга. Встаньте, пожалуйста, парами в 2 круга (внешний и внутренний), напротив друг друга. Сейчас вы услышите команды, каждый участник должен их выполнить. Встречаясь, каждый раз с новым собеседником, вы с помощью пары слов говорите о технологии или приеме, которые вас заинтересовали. Будьте внимательны. Начинаем.
- из каждой пары начинает участник с более длинной прической;
- умножьте 2 на 3, сделайте столько же шагов вправо;
- извлеките квадратный корень из 9 и сделайте такое же число шагов вправо;
- сделайте вправо столько шагов, сколько было гусей у бабуси;
- шагните вправо на количество дней в осенних каникулах;
Спасибо большое, присаживайтесь. Какая технология сейчас была применена? Правильно, оценочная, проводится на этапе рефлексии. Понравилась вам она? Тогда примените её в своей работе, сам прием называется «Сингапурский проект».

Новые педагогические технологии гарантируют качественные достижения школьника и обеспечивают его успешное обучение. Каждый педагог – творец. Главный ориентир при этом, познавательный процесс, его применение и развитие. Всё в наших руках и их нельзя опускать. Технологии мы используем не для того, чтобы их просто использовать, а чтобы добиться результативности в обучении, развитии и воспитании школьника.
Закончить своё выступление я хотела бы словами Чарльза Диккенса: «Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».
Ну и конечно же, в течение всего мастер-класса нас сопровождала ИКТ-технология.
Творите сами. Учите этому детей. Спасибо.
Приложение.
Какие задания можем выполнить с фрагментом урока?
Определяем технологию, которую учитель применил на уроке.
Называем эффективность применяемой технологии.
№1 Фрагмент урока геометрии в 7 классе.
Тема: Неравенство треугольника.
II этап. Операционно-исполнительский.
Учитель предлагает задания.
1 задание. Построить в группах с помощью циркуля и линейки треугольники со сторонами: а) 3см, 4см, 5см;
б) 10см, 7см, 3см;
в) 2см, 5см, 9см.
Обсудите и сделайте вывод (не всегда можно …)
2 задание. Обсудите в группах и ответьте на вопрос «Как определить, не выполняя построения, существует ли такой треугольник, если даны три отрезка, длины которых известны?» (нужно каждую сторону сравнить с суммой …)
3 задание. В соответствии с выводами 1, 2 сформулируйте утверждение о сторонах треугольника(появляется теорема о неравенстве треугольника).
4 задание. Проговорите теорему про себя. Расскажите соседу по парте. Оцените свои знания.
Какие задания можем выполнить с фрагментом урока?
Определяем технологию, которую учитель применил на уроке.
Называем эффективность применяемой технологии.
№2 Фрагмент урока алгебры в 8 классе.
Тема: Формулы корней квадратных уравнений
Домашнее задание.
1)прочитать п.6;
2) стр. 162№25.5(а,б), 25.7(а, б) выполнить по образцу;
3) составить инструкцию «Мои действия при нахождении корней квадратного уравнения».
Какие задания можем выполнить с фрагментом урока?
Определяем технологию, которую учитель применил на уроке.
Называем эффективность применяемой технологии.
№3 Фрагмент урока алгебры в 7 классе.
Тема: Линейное уравнение с одной переменной.
Решение задач.
Учитель: Прочитайте задачу № 4.20.
Ответьте на мои проблемные вопросы:
- Как условно назовем данный тип задачи?
- Назовите участников движения.
- Какие традиционные величины вы встретили в условии задачи?
- Какое движение совершают оба автомобиля?
- Через какое время встретились автомобили?
-Чему равно расстояние между пунктами А и В?
- Что можно определить, зная пройденное расстояние и затраченное на это время?
- Какую скорость целесообразно находить при движении навстречу друг другу?
- С какой скоростью двигался каждый автомобиль?
- Что нужно внести в условие задачи при недостатке данных?
Какие задания можем выполнить с фрагментом урока?
Определяем технологию, которую учитель применил на уроке.
Называем эффективность применяемой технологии.
№4 Фрагмент урока математики/алгебры в любом классе.
На доске висит карточка с числом 49.
Учитель: -Что вы видите на доске? (ответ учащихся). Давайте проведем «Аукцион». Вы должны по очереди дать по одной характеристике данного числа и кто назовет последним, тот покупает это число.
Учащиеся: - Натуральное, целое, рациональное, действительное, положительное, квадрат семи, нечетное, составное, имеет 3 делителя, содержит 4 десятка и 9 единиц, модуль его равен 49, на координатной прямой находится справа от 0 и т.д.