Использование технологии развития ценностного отношения к произведениям музыкального искусства на уроках музыки


Муниципальные педагогические чтения
Использование технологии развития ценностного отношения
к произведениям музыкального искусства
на уроках музыки
Бабинская Оксана Владимировна
МБОУ СОШ №2
Амурского муниципального района
учитель музыки
 Первая квалификационная категория

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле
ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя»
К.Д. Ушинский
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, дать новый импульс развитию педагога. А для этого необходимо умение применять современные образовательные технологии.
В процессе работы на уроках музыки я столкнулась с некоторыми проблемами, которые попыталась решить в процессе педагогической деятельности. Основное противоречие состоит в несоответствии выдвигаемых в ходе обучения новых познавательных задач уже имеющемуся уровню знаний и умений учащихся. На практике это противоречие разрешается путём ориентирования на «зону ближайшего развития» ученика, что позволяет учителю ставить такие познавательные задачи и применить новые технологии, при помощи которых ученик может расширить, свой интеллектуальный потенциал и творческое воображение.
Следующим существенным противоречием является пространственно- временная ограниченность групповой формы обучения в противовес желанию преподавателя найти индивидуальный подход к каждому ученику. Нейтрализовать данное противоречие на уроках мне помогает чередование разных методов и технологий, рассчитанных как на групповые, так и на индивидуальные формы обучения, что позволяет повысить результативность познавательной деятельности школьников в целом.
И, наконец, противоречие между необходимостью охватить большой объём материала и ограничением количества часов музыки в учебном плане. Данное противоречие успешно разрешается мною посредством чёткого оформления структуры урока и поэтапного планирования каждого вида деятельности.
Технология как система методических приемов на уроках музыки включает в себя способы деятельности учащихся и методы организации учебно-воспитательного процесса учителя. За основу в своей деятельности я взяла технологию развития ценностного отношения к произведениям музыкального искусства, потому что формирование ценностного отношения это первый личностный результат, который прописан в примерной программе «Музыка», а образовательные стандарты предполагают обязательное наличие у учащихся в процессе обучения сформированной системы эстетических ценностей. Ценностное отношение учащихся к музыкальному искусству рассматривается как устойчивое личностно-смысловое образование, то есть к той технологии, где дети с помощью учителя ищут личностный смысл в произведениях музыкального искусства. Эта технология направлена на практические поиски на уроке, на реализацию сформированных ценностей в виде творческой инициативы, самовыражения в музыке. Педагогическая технология развития ценностного отношения к произведениям музыкального искусства включает четыре этапа. Эта технология удобна и эффективна в использовании именно в музыкальном образовании, потому что, в работе с детьми младших классов на самом первом этапе я направляю свои усилия на расширения опыта в области музыкального искусства. Стремлюсь развивать у них представления о музыке как о важном элементе окружающей жизни, именно на этом этапе я направляю свои усилия к тому, чтобы происходило накопление учащимися музыкально-интонационного опыта, развитие ассоциативного мышления и интереса к предмету. И на этом этапе для того, чтобы повысить мотивацию детей, я обязательно использую:
-развѐрнутый видеоряд (черты наглядно – иллюстративного обучения) - к урокам я делаю презентации, дидактические пособия, игры, иллюстрации.
- литературные первоисточники - я говорю не только о музыке, но говоря о музыке, я беру начало, откуда она взялась, то есть я применяю Метод создания художественного контекста, который направлен на развитие музыкальной культуры ребёнка через «выходы» за пределы музыки. В своей работе я активно использую цифровые образовательные ресурсы в учебном процессе и во внеклассной работе, применяю свои презентации, использую ресурсы Интернет.
-игровые приемы, понимаю, что я должна помочь детям в организации и в реализации замысла игры, стимулирования их разнообразия. Например, сюжетно-ролевые игры: «Играем в дирижёра», «Играем в композитора», «Разыграй песню».  Дети с большим удовольствием становятся активными участниками такой формы игры как «Волшебная палочка», «Оркестр», «Шапка вопросов».
Метод стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии, создание ситуаций успеха в учении, разъяснение, поощрение, музицирование импровизация. Например, я даю детям возможность импровизировать на музыкальных инструментах, им это интересно и поэтому у них появляется мотивация, стараюсь всегда поощрить ученика, а это тоже мотивация к деятельности. Ситуация успеха, желание самому искать пути и способы обработки информации.
На втором этапе технологии развития ценностного отношения к произведениям музыкального искусства я работаю над становлением эмоционально-положительного отношения к музыке через участие в различных видах музыкальной деятельности. На этом этапе использую другие методы, средства. Если на первом этапе наглядные, иллюстрация, игры-тесты, занимательные задания, то на втором этапе уже проблемные вопросы, а это уже реализация диалогового обучения. Ценность диалога в том, что вопрос учителя вызывает у учащихся не только и не столько ответ, сколько, в свою очередь, вопрос. Учитель и учащиеся выступают на равных.  Технология, предполагает построение учебного процесса на взаимной основе, потому что ребенок реализует свою позицию субъекта, когда ребенок спокойно высказывает свое мнение, а это главный признак личностно – ориентированного обучения.
Целевыми ориентациями данной технологии являются: обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся для того чтобы все дети были успешны. На этом этапе я использую метод О.П. Радыновой – Метод контрастного сопоставление произведений. Этот метод был разработан ею много лет назад. Но я считаю, метод контрастных сопоставлений произведений - инновационным, потому что, он соответствует ФГОС и способствует осознанности восприятия, созданию проблемных ситуаций а проблемная ситуация это развивающее обучение. Опираясь на методы Ольги Петровне Радыновой, я применяю задания с различными типами контрастных сопоставлений произведений. Например, произведения одного жанра. Я предлагаю детям сопоставить марш «Деревянных солдатиков» П.И Чайковского, с «Встречным маршем» С. Чернецкого, пьес с одинаковыми названиями «Утро» Э. Грига и «Утро» С.Прокофьева. Этот метод способствует проявлению и выражению эмоционально-оценочного отношения ребенка к искусству — первоначальных предпочтений, эмоциональных и интеллектуальных оценок.
На третьем этапе я работаю, прежде всего, над формированием у учащихся сознательного оценивания музыкальных явлений, стараюсь сформировать у детей художественно музыкальный вкус, который основывается на осознанном отношении к собственным музыкальным впечатлениям, оценку смысловых подтекстов в музыке. Вместе с учащимися мы вырабатываем цели, содержание занятия, дети дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Здесь я использую другие элементы и, методы и приёмы:
Методы и приемы развития творческих способностей детей. Реализуя эти методы, я стараюсь привести детей к поиску оригинальных решений поставленной задачи это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализации личности в процессе создания материальных и духовных ценностей. Например. Задание «Пропой свое имя». Ребенок должен самостоятельно сочинить мелодию, и пропеть своё имя.
Именно на четвертом этапе осуществляется формирование ценностной позиции личности по отношению к музыкальному искусству. Я как педагог решаю задачи проецирования накопленного личного опыта ребенка на объект отношений – произведения музыкального искусства, я даю детям возможность аранжировать музыкальное произведение, изменить стиль, добавить эффекты, а также формирую потребности в активном проявлении ценностного отношения. На этом этапе я уже вывожу ребенка на трансляцию своего личного опыта и искусства. Детей старшеклассников я активно приглашаю как помощников на уроки к другим детям младших классов, и они делятся своим опытом, знаниями с ними.
Я считаю, что достигну цели технологии развития ценностного отношения к произведениям музыкального искусства, если каждый ребенок примет музыкальную культуру как часть общей духовной культуры. Я использую эту технологию и реализую ее как целостный процесс, охватывающий как по времени всё обучения музыки в моем образовательном учреждении, так и всё многообразие форм учебной музыкальной деятельности.
Введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение и в повышения качества преподавания урока музыки. Используя технологию развития ценностного отношения к произведениям музыкального искусства на уроках музыки, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, я считаю, что для учителей музыки представляется возможность реализовать эту технологию именно в соответствии с требованиями нового профессионального стандарта.
Библиографический список
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя музыки. - М., 2000.
Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. — М., 1982.
Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. — М., ИПРАН, 1997.
Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968.
Ермолинская, Е.А. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей: метод.пособие/ Е.А.Ермолинская, Е.И.Коротеева, – М.: Просвещение, 2011.
Сергеева, Г.П. Освоение технологий предмета «Музыка» в последипломном образовании: моногр. / Г.П.Сергеева. – М.: Триумф, 2013.
Суслова Н. В., Подуровский В. М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. — М., 2000
Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д. и др. Теория и методика музыкального образования детей. — М., 1998.
Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе.. — М., 2001.