Урок по русской словесности М.Ю.Лермонтов «Бородино». 25-летие сражения под Бородино: поэтическое изображение подвига народа в войне 1812 года. Моральная основа победы: народное единство в стремлении спасти Отчизну, героизм и воодушевлен


Урок русской словесности в 5 классе
по теме:
М.Ю.Лермонтов «Бородино». 25-летие сражения под Бородино: поэтическое изображение подвига народа в войне 1812 года. Моральная основа победы: народное единство в стремлении спасти Отчизну, героизм и воодушевление сражающихся. Жанр произведения.
Общие  цели: Учащиеся будут знать о поэтическом изображении подвига русского народа в Отечественной войне 1812 года, смогут проанализировать образы стихотворения; сделать выводы о том, в чём заключалась моральная основа победы. Смогут определить жанр произведения. Сделают для себя выводы о том, каковы их жизненные цели и приоритеты.
Результаты  обучения:
Учащиеся знают:
- краткую биографию М,Ю. Лермонтова, историю создания стихотворения « Бородино»
Понимают:
- в чём заключалась моральная основа победы русских войск над войсками Наполеона
- что такое народное единство, патриотизм
Анализируют текст стихотворения, делают выводы об использовании в тексте художественно-изобразительных средств, доказывают свою точку зрения.
Одаренные дети Руководство работой группы,
Опережающее домашнее задание
Обучение критическому мышлению «Ассоциации», «Анализ текста»,
Обучение тому, как учиться «Кластер»
Оценивание для обучения, оценивание обучения «Шкала оценивания»
Ход урока.
1.Создание коллаборативной среды. Для создания атмосферы сотрудничества – использовала приём «Добрые пожелания». Взявшись за руки, дети делают добрые пожелания друг другу. 
2.Вызов. Чёрный ящик. (рис. пушки, листок с годом, портрет Лермонтова).
Как вы думаете, почему я принесла изображение пушки на урок?
О чём пойдет речь ( Ребята, высказывают предположение, что пушка , возможно, связана с какими-то военными действиями. Тогда показываю год 1812. Учащиеся продолжают выстраивать догадки, что возможно, эти события произошли в этом 1812 году. Тогда показываю портрет М.Ю. Лермонтова и говорю о том, что речь пойдёт о стихотворении русского поэта М.Ю. Лермонтова» Бородино»). Это произведение действительно о битве под Бородино. А битва эта произошла в 1812 году.
3.Опережающее домашнее задание (фронтальная беседа с классом)
1. Рассказать о детстве поэта.
(М. Ю. Лермонтов родился в 1814 году.Нерадостным было его детство: рано умерла его мать, рос он в разлуке с отцом. Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы в Пензенской области. Воспитывала его бабушка. Елизавета Алексеевна Арсеньева.Бабушка очень заботилась о воспитании внука. Приглашала к нему лучших учителей.)2. Как учился и что изучал М.Лермонтов?
(Учился Лермонтов охотно. Много читал, свободно говорили по- французски, и по-немецки, проявлял необычайные способности в математике, играл в шахматы, играл на скрипке.
Особенно увлекался литературой и больше всех любил Пушкина, рано начал сочинять стихи. Еще более ранним его увлечением было рисование.
М. Ю. Лермонтова всегда интересовала история, он изучал ее, особо привлекало Бородинское сражение (Его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин участвовал в Бородинском сражении). М. Ю. Лермонтова восхищался героями битвы, их мужеством и самоотверженностью.)3. Когда и как погиб писатель?
(Лермонтов погиб на дуэли в 1841 году.За свою жизнь он создал немало замечательных произведений. К числу самых знаменитых его стихотворений относится и "Бородино”.)4. Слово учителя: История создания «Бородино».
знакомство Лермонтова с воспоминаниями Алексея Афанасьевича Столыпина,
ветерана Отечественной войны, который находился в родственных отношениях
Считается, что замысел стихотворения возник у автора ещё в 1832—1834 годах, когда на начальном этапе воплощения литературной идеи Лермонтовым было создано стихотворение «Поле Бородина». К 25-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года и Бородинской битвы Михаил Лермонтов решил создать новое произведение, которое отличалось бы особым тематическим содержанием. Активная обсуждаемость известных событий и героического сопротивления народа России в год антинаполеоновской кампании в широких слоях общества обусловила проявление повышенного интереса к этому историческому периоду. В частности, Лермонтов в этот период много размышлял о судьбе народа в истории, о прошлом и настоящем России и её народа, о роли конкретного события в истории народа и страны. Анализируя этот аспект, В. Г. Белинский позже отмечал, что ключевой мыслью «Бородина» является «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел». Эта тема лермонтовского творчества получила чрезвычайно широкое распространение в этот период, она красной нитью проходит через многие его поэтические произведения второй половины 1818-х годов. Непосредственным поводом к написанию стихотворения послужило знакомство Лермонтова с воспоминаниями Алексея Афанасьевича Столыпина, ветерана Отечественной войны, который находился в родственных отношениях с поэтом. В какой-то степени образ отстранённого повествователя в стихотворении на прототипическом уровне пересекается с личностью Столыпина, несмотря на то, что нарративный компонент стихотворения представляется не офицером, а безымянным солдатом-рассказчиком, мудрым (всеведающим) и проницательным участником освободительной войны, что придаёт стихотворному тексту эпичность и мотивирует его фольклорное наполнение. Этот солдат-артиллерист весьма точно передаёт хоть и стихийные, но эпохальные настроения, характерные для беспристрастного народного начала, по определению являющегося внеличностным. Что касается красочного образа безымянного полковника, то его автор также не объективирует, однако в его чертах могут прочитываться протитипические личности Петра Багратиона, раненного на поле боя, а затем и генерала от инфантерии Дмитрия Дохтурова, который заменил первого в сражении.
Именно народный облик солдата-рассказчика определяет неподражаемую сказовую манеру батального нарратива, которая получает органичное звучание. Такое своеобразное нарративное освещение исторической битвы придаёт ей эпохальный, универсальный масштаб, при этом само Бородинское сражение приобретает особую достоверность. Сперва ветеран описывает события, предшествовавшие самому сражению: длительное отступление русской армии, тщательный выбор места предстоящего сражения, подготовительные работы перед боем, клятва верности воинов своему патриотическому долгу. Далее автор акцентирует внимание на протяжённости ожесточённого сражения и передаёт психологическое и нравственное состояние русского войска после завершения боя. Непримиримый антагонизм двух временных культурно-исторических планов актуализирует авторский рефрен, являющийся ключевым для всего понимания стихотворения:
Да, были люди в наше время,Не то, что нынешнее племя,Богатыри — не вы!
Неизвестный автор переложил стихотворение Лермонтова на музыку, после чего оно получило широкое распространение как народная песня.
5.Выразительное чтение стихотворения учителем.
Обучающиеся следят за текстом и выделяют незнакомые слова.
6. Осмысление. Работа в паре. Задачи на соотношение предмета и его словесного определения. ( Словарная работа)
редут (франц.) - квадратное земляное укрепление на поле боя;
мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) - сударь, господин;
картечь - артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле;
лафет - боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
бивак - стоянка войск под открытым небом;
кивер - высокий военный головной убор из твердой кожи;
булат - оружие из булатной стали - стали особой закалки;
улан, драгун - солдаты конных полков;
- С точки зрения лексики, что это за слова?
(Это слова иноязычного происхождения, слова-термины, в основном слова военной терминологии.)
7.Чтение материала о художественно-выразительных средствах стихотворения « Бородино» и составление кластера (работа в парах).
Художественно-выразительные средства стихотворения
Сюжетообразующим выразительным средством, используемым в этом стихотворении, является диалог. Все стихотворение – разговор уходящего славного поколения с новым, на которое теперь возлагается ответственность за безопасность Отечества.
При создании речевого образа рассказчика Лермонтов в изобилии включает в его монолог просторечные слова и выражения: «ушки на макушке», «тут как тут», «мусью», «что толку в этакой безделке». Употребление просторечной лексики способствует созданию истинно народного образа рассказчика и подчеркивает народный характер войны. В стихотворении « Бородино» М.Ю. Лермонтов использовал форму сказа. Сказ-это монологическая речь рассказчика, вышедшего из народа, резко отличающаяся от речи автора.
Наряду с низкой лексикой в стихотворении используются слова высокого стиля: «на поле грозной сечи ночная пала тень», «ликовал», «сверкнув очами». Это подчеркивает величие боя, его особую значимость в истории страны.Уже в начале стихотворения автор использует несколько подряд риторических восклицаний, которые выражают торжественность свершившегося Бородинского сражения:
«Ведь были ж схватки боевые,Да, говорят, еще какие!Недаром помнит вся РоссияПро день Бородина!»
Бесспорно также величие солдат, не щадивших жизней во имя Отечества, о чем также свидетельствуют риторические восклицания: «Богатыри — не вы!».При описании полковника автор применяет сравнение, чтобы показать его отношение к долгу и к подчиненным: «Слуга царю, отец солдатам». Всего с помощью нескольких слов перед читателем вырисовывается образ справедливого, благородного и великодушного командира, который, погибнув на поле брани, оставил добрые воспоминания о себе у солдат.
В кульминационном описании сражения Лермонтов не скупится на выразительные средства. Здесь применены и сравнения: «Французы двинулись, как тучи», «Носились знамена, как тени». И олицетворения: «Картечь визжала», «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». Главную по значению позицию среди художественно-выразительных средств занимает гипербола, ведь она призвана показать необъятный масштаб событий Бородинского сражения:
«Рука бойцов колоть устала,И ядрам пролетать мешалаГора кровавых тел. »
В описании характера сражения используются эпитеты, подчеркивающие отвагу русской армии: «русский бой удалый», «наш рукопашный бой».
(На доску выводится общий кластер, обучающиеся не только называют литературный прием, но и приводят пример по тексту).
8.Самооценивание. Взаимооценивание.
Сначала оценивают свою работу на уроке (по карте самооценки, затем (устно с комментарием) работу товарищей).
Карта самооценки
_______________________________________
Ф.И. учащегося
Работа в классе:
отвечал на вопросы учителя;
дополнял ответы других учеников;
работал у доски;
работал самостоятельно в тетради;
выдвинул гипотезу;
рецензировал ответы других;
выполнил задания.
2. Работа в группе, паре:
участвовал в обсуждении проблемы;
доказывал свою точку зрения;
3. Для меня не было подходящего задания.
4. За урок я бы себе поставил оценку ________
9.Стадия рефлексии. Дети (на выбор) выбирают того, кому хотят сказать спасибо и за что (учитель исключается).
Домашнее задание: (по выбору)
Выразительное чтение стихотворения стр.106-108, работа с вопросами на стр. 108.
Выучить наизусть отрывок из стихотворения « Бородино».
Составить синквейн « Бородино».