Комплексная реабилитация ребёнка с ОВЗ в связи с психическими заболеваниями.


Комплексная реабилитация ребёнка с ОВЗ в связи с психическими заболеваниями.


СОДЕРЖАНИЕ
Психические заболевания стр. 2
Цели и задачи реабилитации стр. 3
Лечебная реабилитация стр. 5
Социальная реабилитация стр. 7
Педагогическая, психологическая и семейная реабилитации
стр. 8
Список литературы стр. 10
1.
Психические болезни – заболевания, при которых в связи с расстройствами деятельности головного мозга нарушается правильное восприятие и осознание окружающего и изменяется поведение.

Психическая болезнь влечет за собой частичную или полную потерю приспособляемости больного к условиям окружающей среды. Больные могут совершать действия, опасные для них самих или для окружающих; могут упорно отказываться от лечения.

Трудности диагностики психической болезни возникают чаще на начальном этапе и усугубляются тем обстоятельством, что граница между психической нормой и патологией весьма условна. Наличие установленного психического заболевания совсем не обязательно служит показанием для проведения специализированного лечения. Определяющим должен быть не диагностический, а клинико-прогностический фактор. Врачебное вмешательство считается совершенно необходимым (независимо от желания больного) в тех конкретных случаях, которые предусмотрены законодательством о психиатрической помощи.

Какие психические заболевания наиболее распространены среди детей?
Тревожные расстройства: Дети с тревожными расстройствами реагируют на определенные ситуации со страхом и боязнью, также как у них возможно появление физических признаков тревоги (нервозности), таких как учащенное сердцебиение и потливость.
Дизадаптивные поведенческие расстройства: Дети с этими расстройствами склонны игнорировать правила и часто склонны к агрессивному, разрушительному поведению в обществе, например, в школе. Первазивные расстройства развития: Дети с этими расстройствами путаются в своем мышлении и обычно имеют проблемы с пониманием мира вокруг них. Пищевые нарушения: Специфическое отношение, а также как поведение по отношению к собственному весу и/или пище. Элиминационные расстройства: Специфическое поведение, связанное с использованием отходов тела (фекалий и мочи).
2.
Расстройства обучения и коммуникаций: Детям с этими расстройствами сложно воспринимать и запоминать информацию, а также выражать свои мысли и идеи. Аффективные расстройства (расстройства настроения): Постоянное сниженное настроение, чувство печали и/или быстро меняющееся настроение. Шизофрения: Это тяжелое расстройство, при котором возникает «расщепление» ощущений и мыслей
Таким детям необходима реабилитация.
Реабилитация — это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления функции, нарушенной вследствие заболевания или травмы, либо оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала ребёнка с активной интеграцией его в общество.

Реабилитация как наука рассматривает не только состояние органов и систем организма, но и его функциональные возможности в повседневной жизни после завершения лечения. При оценке восстановления больных и инвалидов интегральной характеристикой, на которую ориентирована реабилитация, является качество жизни.

За последние несколько десятилетий происходит неоднократное изменение идеологии реабилитации. В 30-40 годы ХХ века задачами реабилитации были уход за инвалидами и их социальная защита, в 50-60 годы реабилитация заключалась в активной интеграции инвалидов в общество, в 70-80 годы наступил период адаптации окружающей среды в соответствие нуждам и запросам инвалидов. Динамика отношения к инвалидам общества накладывает на него все более повышенные обязательства. Система реабилитации инвалидов зависит от уровня экономического развития общества, в котором они живут.

В начале ХХ века были выработаны принципы реабилитации, которые действуют в настоящее время:
1.Начало реабилитации с момента начала болезни или травмы.
2. Комплексное восстановление организма во всех аспектах его функционирования.
3.
3. Внедрение последних достижений науки в реабилитационный процесс.
4. Доступность реабилитации.

Эффект от применения реабилитации достижим тогда, когда все мероприятия базируются на трех основных подходах:
Интеграция всех методов.
Гармонизация и сочетаемость средств.
Индивидуальный подход к реабилитируемому.

Реабилитационные мероприятия подразделяются на несколько групп. Основными среди них являются
оготерапия, или выработка позитивной мотивации, психотерапия, т.е. лечение болезненных нарушений путем воздействия на психику,
соматотерапия, куда входят механотерапия, рефлексотерапия, бальнеотерапия, фармакотерапия, курортотерапия и т.д.
Реабилитационные мероприятия осуществляются в нескольких аспектах:
1. Медицинский — диагностика, лечение и профилактика.
2. Физический — ЛФК, механотерапия и трудотерапия, которые направлены на повышение работоспособности организма.
3. Психологический — направленный на ускорение процесса адаптации реабилитируемого к новому состоянию.
4. Профессиональный — имеющий целью привить рабочие навыки и поддерживать работоспособность.
5. Экономический — подсчет затрат на восстановление, а также определение экономического эффекта при разных видах реабилитации.
6. Социальный — включающий действие социальных факторов, как обучение, соцобеспечение и т.д.

4.
Лечебная реабилитация
У детей следующим этапом после уточнения диагноза является создание индивидуального реабилитационного прогноза развития.

Его основную цель можно сформулировать так: предвидя дальнейшее развитие патологических симптомов, предусмотреть своевременное проведение профилактических и лечебных мер для того, чтобы предупредить неблагоприятный исход. В реабилитационный прогноз должен входить анализ развития заболевания или синдрома, его отдаленных последствий, социально-бытового статуса пациента. Все эти позиции должны основываться с учетом возраста.

На основе анализа диагностически значимых синдромов и их сочетаний врачи считают необходимым определять ведущий “социализирующий” признак, вокруг которого и будет строиться вся программа компенсации и восстановления.
Реабилитационная программа должна быть
поэтапной, адаптированной к различным периодам заболевания;
индивидуальной – рассчитанной в зависимости от тяжести поражения с различным функционально-органическим дефектом и различными реакциями пациента на болезнь;
комплексной, чтобы осуществлять многофакторное лечение, сочетая психологические методы с физическими и медикаментозными; последовательной (т.е. каждый последующий этап лечения должен учитывать результаты предыдущего).
Следует добиваться как положительной динамики клинических показателей, так и психологического статуса, что поможет достичь социальной адаптации с выработкой навыков самообслуживания.
Не следует забывать и о необходимости обследования ребенка специалистами (психиатром, генетиком, педиатром, окулистом, стоматологом, гастроэнтерологом и др.) с целью коррекции соматических нарушений.
В структуру реабилитации должны быть включены:
лечебная физкультура;
лечебная гимнастика; массаж;
упражнения для воссоздания и формирования двигательных навыков;
ортопедическая коррекция;
5.
гипербарическая оксигенация – это метод применения кислорода под высоким давлением в лечебных целях;
медикаментозные блокады – это инъекции специальных медикаментозных препаратов в область спазмированной мышцы, периневрально или в зону сустава, которые приносят ощутимый эффект уже в ближайшее время после их выполнения;
иглорефлексотерапия;
методы электростимуляции, корректоры движений.
Большую роль в восстановлении играют физические факторы:
- электрофорез с симптоматически-направленными лекарствами;
- синусоидально-модулированные токи, грязелечение, ванны, озокерит;
- тепловые укутывания, закаливающие процедуры.
 
Необходимо использовать:
бальнеотерапию – лечение минеральными водами;
анималотерапию – терапия больных с помощью животных (собак, лошадей, дельфинов, кроликов, кошек, птиц и пр.) появилась сравнительно недавно;
санаторно-курортное лечение;
по показаниям – сеансы мануальной терапии;
восстановительную косметическую хирургию.
Задачи лечебной реабилитации:
Ускорение процесса восстановления нарушенной функции.
Ускорение выработки компенсации утерянной функции.
Разработка адаптации ребенка при наличии неустранимого дефекта.
Предупреждение развития у инвалида госпитализации и иждивенчества. Компенсация нарушения функции может быть осуществлена только при условии мобилизации всего организма целиком.
Лечение достигается только путем привлечения к работе всех органов и систем организма. Суть компенсации состоит в использовании возможностей собственных систем для замещения физического дефекта.


6.
Социальная реабилитация.
В реализации социального аспекта реабилитации решают задачи общего развития ребенка, формирования правильного навыка поведения, прививают трудовые навыки и основы физвоспитания, обучают самообслуживанию, оказывают помощь в бытовой ориентации и адаптации к общественным отношениям.

Социальная помощь производит выравнивание возможностей ребенка, помогает ему преодолеть трудности на пути к активной самореализации, помогает наладить взаимодействие с семьей, близкими и окружающими. Помощь позволяет осуществить интеграцию ребенка в совместную деятельность с другими детьми с ограниченными возможностями, а также организовать взаимопомощь с участием добровольных помощников. Главной проблемой ребенка-инвалида является нарушение его связи с миром, ограничение мобильности, бедность контактов со сверстниками, ограничение общения с природой, недоступность образования и культурных ценностей. Задачей всех аспектов реабилитации является формирование среды, которая бы исполняла реабилитационную функцию и способствовала развитию потенциала ребенка.

Реабилитация предотвращает нарушение связи человека с внешним миром. Реабилитация опирается на социальные механизмы компенсации и адаптации. Она способствует восстановлению у ребенка бытовой и общественной деятельности на уровне, который соответствует его потенциалу.
Конечной целью реабилитации ребенка с анатомическими и функциональными нарушениями является предоставление ему возможности относительно независимой жизнедеятельности.
Чрезвычайно актуальна максимально ранняя диагностика речевых расстройств и их коррекция, что в дальнейшем помогает решать проблемы обучения по специальным программам.

Реабилитацию проводят как в условиях специализированного учреждения, так и в домашних условиях. Самый тяжелый контингент пациентов сосредоточен в интернатах для детей инвалидов. Там осуществляют непрерывную восстановительную терапию. Более легкий контингент инвалидов получает помощь амбулаторно. Эти инвалиды нуждаются в регулярных осмотрах и периодической госпитализации. Существуют временные формы организации инвалидов. У детей с ограниченными возможностями имеет место практика временных сборов и выездов за город для оздоровления и проведения спортивных мероприятий, а также поездки на курорт.
7.
Педагогическая, психологическая и семейная реабилитация.

Все три вида реабилитации сложно переплетаются и используются на всех этапах комплексной коррекции лиц с ОВЗ в связи с психическими заболеваниями
Педагогическая реабилитация
Самой важной формой социальной жизни несовершеннолетнего человека является обучение в школе или в ином учебном заведении, а при патологическом формировании характера и личности эта сторона деятельности ребенка и подростка резко нарушается и приводит к школьной дезадаптации. Необходимо не только восстановить пригодность ребёнка к обучению, но и его способность социально адаптироваться в учебном коллективе.
При проведении педагогической реабилитации решающая роль отводится логопедам и педагогам.
Психологическая реабилитация.
Психологическая реабилитация занимает важное место. Она ставит своей целью: нормализовать характер ребёнка, избавить его от деформаций личности, комплекса неполноценности.
Большое значение для психологической реабилитации имеет перестройка отношения личности к имеющемуся заболеванию. Это способствует тому, что у человека уменьшается настороженность, замкнутость, переживание своей неполноценности, усиливаются чувство перспективы и активность в стремлении избавиться от своих дефектов.
Психолог оказывается тем человеком, кому ребёнок безоговорочно верит. В дальнейшем это доверительное отношение распространяется и на других людей. Воспитывая в детях чувство уверенности, спокойствия, собственного достоинства, ликвидируя у них чрезмерную робость, нерешительность, ранимость, стеснительность, замкнутость, взрослые делают их жизненный стиль более оптимистическим, волю более сильной, оценку действительности более реалистичной.
В 1982 году в Софии на русском языке вышла монография В. С. Мановой-Томовой, Г. Д. Пирьова и Р. Д. Пенушлиевой "Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте". В этой книге психологическая реабилитация употребляется в том смысле, в каком В. В. Ковалев использует термин "педагогическая реабилитация". Авторы сводят указанный вид реабилитации к:
1) правильной организации жизни детей, т. е. к соблюдению распорядка дня; 2) организации подходящих занятий и игр;
3) правильному отношению к ребенку; 4) устранению вредных для больного ребенка влияний.
8.

Семейная реабилитация

Главное тут - поддержать хорошие отношения в семье (не создать - они уже большей частью созданы на предыдущих этапах, а именно поддержать), способствующие постоянной гармонии. Выполняют эту миссию психологи и социальные работники (служба семьи).

Роль семьи особенно велика. Что должны тут делать родители? В отношении к сыну или дочери соблюдать меру, воспитывать в них чувство меры и здравого смысла, показывать самим пример в этом. Нужно научить ребенка сдержанно относиться к необходимости чересчур скрупулезно и за очень короткое время усвоить много информации. Ему нужно позволять усваивать только тот объем информации и за то время, которые безвредны для его здоровья.
Разумеется, достичь этого можно в том случае; если родители будут интеллигентны и деликатны, если они подберут к сердцу ребенка индивидуальный ключик.

Все люди на земле (особенно больные и тем более дети) нуждаются в ласке и понимании.
Комплексная реабилитация детей с ОВЗ в связи с психическими заболеваниями складывается из ряда последовательных мероприятий и эффективна при содружестве и целенаправленной деятельности врачей, педагогов, логопедов, родителей и учителей школ.
Список литературы.
«Комплексная реабилитация детей с  психическими заболеваниями». Методические рекомендации. ООО «Мединформатика», 2000, с. 159-161, 225-242.
Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одного из приоритетных направлений специальной коррекционной педагогики // Дефектология. 2002. №5 С. 15-21.
Дети с ограниченными возможностями: Проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Соколова Н.Д., Калинникова Л.В. М.: ГНОМ и Д., 2001. С. 110-141.
Монография В. С. Мановой-Томовой, Г. Д. Пирьова и Р. Д. Пенушлиевой "Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте" – 1982г.
9.