Статья Восприятие музыки при нарушениях слуха.


Восприятие музыки при нарушениях слуха.
Известно, что нормально слышащий человек воспринимает музыку, прежде всего на основе слуха. Определенное значение имеет зрительное восприятие музыканта-исполнителя, его эмоциональные переживания в связи с настроением музыки, атмосферы концертного зала, что позволяет более полно прочувствовать музыку, особенно в период развития музыкального восприятия у детей. Выявлена также роль тактильно-вибрационной чувствительности у музыкантов: например, скрипач воспринимает не только на слух звуки скрипки, но и вибрацию скрипки и смычка в его руках. Отмечается, что у музыкантов-исполнителей по сравнению с другими людьми наблюдается заметное повышение вибрационной чувствительности, почти в два раза. Одновременное воздействие вибрации на ухо и на руку музыканта позволяет ему воспринимать такие слабые вибрации, которые оказываются ниже порога чувствительности при изолированном слуховом восприятии.
Важное значение для восприятия музыки слышащими людьми имеют кинестетические ощущения. Музыкальное восприятие часто сопровождается определенными, пусть не всегда заметными движениями. В процессе развития восприятия музыки широко используется пение, для которого важны не только слуховые, но и кинестетические ощущения от движения речевых органов. Двигательное моделирование отдельных музыкальных структур, общего настроения музыки широко используется для развития восприятия музыки.
Рассмотрим сенсорную основу восприятия музыки у детей с нарушениями слуха. Глухие и слабослышащие дети могут воспринимать звучание музыкального инструмента, прикладывая руки к его поверхности или ощущая его колебания, находясь на небольшом расстоянии от звучащего инструмента и воспринимая ногами колебания пола и всем телом колебания воздуха, вызванные звучащим инструментом.
Однако о восприятии музыки с помощью вибрационной чувствительности можно говорить в значительной мере условно. Е.З. Яхнина ссылается на работы Л.И. Переслени и Т.В. Розановой, которые отмечают, что "гораздо более ограниченные возможности по сравнению с чувствительностью слуховой в отношении анализа и синтеза звуковых воздействий не позволяют воспринимать музыку в единстве всех ее выразительных и изобразительных средств…".
Возможности восприятия музыки на основе вибрационной чувствительности значительно ограничены. Дети отличают шумовую вибрацию (барабан) от музыкальной (рояль). С помощью вибрационной чувствительности глухие различают только резко противопоставленные звучания. Им доступно (без электроакустической аппаратуры) лишь аккордовое звучание в среднем и низком регистрах фортепиано. В этом диапазоне музыкальных звуков глухие дети способны научиться различать динамические оттенки, при этом меццо-форте они слышат как тихое звучание, а фортиссимо - как громкое. Они различают также темповые изменения - чередование аккордов быстрых и медленных. Важнейший выразительный элемент музыки - мелодию глухие дети на основе вибрационной чувствительности не воспринимают. Ограниченность восприятия музыки на основе вибрационных ощущений связана также с тем, что при выполнении движений под музыку (ходьба, бег, гимнастические и танцевальные движения) дети все время изменяют положение в пространстве, их ноги не находятся постоянно на полу, и вибрации воздействую попеременно на разные участки тела. Чередующееся напряжение и расслабление мышц при движении также затрудняет восприятие ребенком вибрационных воздействий.
Определенное вспомогательное значение для развития у глухих и слабослышащих детей восприятия музыки имеет зрительный анализатор. Прежде всего это связано с восприятием характера музыки. В первоначальный период знакомства с музыкой дети с тяжелыми нарушениями слуха не умеют даже вычленять музыкальное звучание как особый акустический сигнал. Однако, наблюдая за эмоциональным и выразительным исполнением педагога, они понимают, что данное звучание эмоционально окрашено, "заряжаются" соответствующим настроением: весело приплясывают, медленно, "задумчиво" кружатся и др. В дальнейшем эмоциональный отклик педагога на музыку также помогает детям глубже прочувствовать ее характер. С помощью зрительного восприятия клавиатуры и пианиста глухие и слабослышащие уточняют свои слуховые и вибрационные ощущения от музыкального звучания, соотносят их с конкретными словесными определениями средств музыкальной выразительности. Например, при обучении восприятию регистров фортепиано они видят и осознают, что исполнение в правой части клавиатуры соответствует высоким звукам, в левой - низким, посередине - средним. Сенсорная основа восприятия музыки глухими детьми включает широкое использование зрительного анализатора. Двигательное моделирование музыкальных структур является одним из основных приемов развития восприятия музыки у глухих и слабослышащих детей.
В процессе коррекционно-развивающего обучения широко используются музыкально-ритмические движения, игра на элементарных музыкальных инструментах.
Восприятию ритмического рисунка содействуют также кинестетические ощущения от речевых органов в процессе мелодекламации.
В сурдопедагогике были неоднократные попытки формирования у детей с нарушением слуха слухового восприятия музыки (с помощью электроакустической аппаратуры). Однако из-за использования звукоусиливающей аппаратуры, уступающей по своему качеству современной, и в связи с недостаточной слуховой тренировкой в целом (развитие речевого слуха, восприятия неречевых звучаний) у детей с тяжелыми нарушениями слуха возможности слухового восприятия были ограничены. Это не позволяло расширить у них сенсорную основу восприятия музыки, ограничивало возможности ее использования в коррекционно-образовательных и воспитательных целях. / Яхнина Е.З. 2003, с.44-47 /
В результате многолетних исследований под руководства профессора Е.П. Кузьмичевой разработана оригинальная дифференцированная педагогическая система интенсивного развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих младенческого, раннего, дошкольного и школьного возраста. Работа по развитию слухового восприятия у каждой категории детей имеет свои цели и задачи. Определены содержание и методика развития нарушенной слуховой функции у детей, начиная с первых месяцев жизни, созданы государственные программы по развитию слухового восприятия в специальных детских садах и специальных школах для глухих и слабослышащих детей, методики развития речевого слуха, восприятия неречевых звучаний и музыки у детей с нарушениями слуха (Е.П. Кузьмичёва, И.Г. Багрова, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко, Е.З. Яхнина).Список литературы.
1. Андреева Л.В. Сурдопедагогика - М.: Академия, 2005 - 576 стр.
2. Белик И.С. Музыка против глухоты: опыт индивидуал. занятий музыкой с неслышащими детьми по прогр. дет. муз. шк. / И.С. Белик. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 150 стр.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка - М.: Просвещение, 1968. - 415 стр.
5. Пенин Г.Н., Кораблева Л.В., Пономарёва З.А., Красильникова О.А. Воспитание учащихся с нарушениями слуха. - СПб.: Каро, 2006 - 496 стр.
4. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: Учпедгиз, 1947. - 143 с.
5. Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха: учеб. пособие для студ. вузов - М.: ВЛАДОС, 2003. - 272 стр.