Урок музыки. Тема:Портрет в му¬зыке. Н.Паганини и Ф.Лист – знаменитые виртуозы и композиторы


Урок музыки. Тема: Портрет в музыке. "Н.Паганини и Ф.Лист – знаменитые виртуозы и композиторы"
Хулхачиева Саглар Ивановна, учитель музыки
Статья отнесена к разделу: Преподавание музыки

Цель урока: Знакомство с творчеством Н. Паганини и Ф. Листа.
Задачи урока:
Обучающая – Расширение музыкального кругозора. Знакомство с творчеством  композиторов – виртуозов  Никола Паганини и Ференца Листа. Выявить роль музыки  Паганини  для  последующих поколений. Ответить на главный вопрос «В чем сила музыки?». Познакомить с понятием «этюд».
Развивающая – Развитие вокально-слуховых и вокально-хоровых навыков учеников. Требовать полное подчинение дирижёрскому жесту у учащихся. Расширение диапазона, развитие эмоционального отзыва на музыкальное произведение. Формирование двухголосного пения.
Воспитывающая – Воспитание любви к классической музыке.
Оборудование: Портреты Н. Паганини и Ф. Лист, видеозапись произведений Н. Паганини и Ф. Листа, отрывок из рассказа А. Клёнова «Секрет Паганини».
Музыкальный материал: Н. Паганини «Кампанелла» Финал скрипичного концерта. Ф. Лист Этюд «Кампанелла», песня Сергея Баневича «Дорога без конца».
Ход урока
I.  Вход в класс: песня Сергея Баневича «Дорога без конца».
Попевка-приветствие: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. 
II. Организационный момент:
II. – Ребята, мы сегодня познакомимся с творчеством итальянского композитора – виртуоза Николы Паганини и венгерского композитора – виртуоза  Ф. Листа. Я прочитаю вам отрывок из рассказа Алексея Клёнова «Четыре струны Паганини».
1 слайд – портрет Паганини (Приложение 1)
Попрошу внимательно прослушать и ответить на мои вопросы.
Вернувшись в гостиницу, Паганини немного отдохнул и раскрыл футляр. Много скрипок было у великого скрипача, но всем им предпочитал он прекрасный инструмент работы кремонца Джузеппе Гварнери. Эту скрипку подарил великому маэстро один любитель музыки после того, как Паганини играл на ней для жителей итальянского городка Ливорно. Случилось так, что скрипач оказался в этом городе без своих инструментов, и, страстно желая услышать игру Паганини, любители музыки упросили одного богатого меломана дать ему на вечер свою скрипку.
2 слайд – портрет Паганини (Приложение 1)
– Оставьте этот инструмент себе,– сказал после концерта владелец скрипки.– Я не посмею прикоснуться к инструменту, на котором играл такой мастер.
Паганини сел на краешек стула и очень тихо стал играть  «Кампанеллу».  Когда все ноты стали звучать безукоризненно, Паганини отложил скрипку. "Божественный скрипач! Дьявольский скрипач! – с насмешкой бормотал он, расхаживая по комнате.– Знали бы добрые мои критики, чего мне это стоит. Уже сейчас мои жизнеописатели хотят знать, куда я исчез и чем занимался с девятнадцати до двадцати четырех лет. Пять лет каторжного труда понадобилось мне для того, чтобы открыть то, что вы ныне туманно именуете "секретом Паганини". С утра до ночи! А вы хотите все узнать в одну минуту".
Шорох за дверью прервал его размышления. Паганини быстро подошел к двери и распахнул ее. Человек, прильнувший к замочной скважине, даже не успел разогнуться.
– К вашим услугам,– сердито сказал Паганини.
– Ах, маэстро! Простите, простите, простите, – скороговоркой выпалил человек. – Я ожидал услышать музыку.
– Если вы хотите рассматривать то, что нужно слушать, у вас, вероятно, плохо со слухом....
– Ах, нет-нет! Боже упаси! Я не затем пришел сюда, маэстро. Тут  господин стал объяснять, что вот уже много месяцев подряд он следует за Паганини, надеясь услышать его не только на эстраде во время концерта, но и тогда, когда маэстро упражняется. Но маэстро, видимо, смазывает свой смычок мылом или маслом, чтобы он скользил по струнам беззвучно. А как же иначе объяснить, что ни разу из-за дверей комнаты Паганини не послышалось ни единого звука? А может быть, какая-то дьявольская сила помогает маэстро.  Просто маэстро обладает каким-то секретом.
– А вы, позвольте спросить, тоже трудолюбивый музыкант?
– Нет, я, видите ли, владелец ресторана.
– Владелец ресторана? – изумился Паганини. – А зачем вам тогда секрет Паганини.  Подавать его как одно из лакомых блюд?
– Ну что вы, маэстро! Такие шутки... Я знаю множество богатых и знатных синьоров, которые не блещут ничем, кроме своего богатства – Любой из этих знатных господ отдал бы значительную часть своего капитала за то, чтобы выделиться среди других.  А вы, синьор, являетесь обладателем бесценного капитала и не знаете, как его использовать.
– Так-так,– оживился Паганини. – А вы знаете?
– Конечно! – вдохновенно продолжал господин.– Все очень просто. Вы раскрываете мне секрет, а я его продаю.
– Хорошо,– сказал Паганини, прервав предприимчивого господина.– Я открою вам секрет. Для того чтобы стать хороших скрипачом... Господин весь подался вперед.
– Нужно десять раз в день мыть руки.
– И... это все?
– Ну конечно,– сдерживая смех, сказал Паганини. – Разве можно заниматься великим искусством, если у тебя грязные руки! Искусство любит чистоту, синьор ресторанщик.
– Открыл ли этому человеку Паганини свой секрет?
– Нет. Он просто подшутил.
– А как вы думаете на самом деле в чём  был его секрет?
– В трудолюбии, в усердии.
– А почему купец из Ливорно не взял назад свою скрипку, ведь даже в то время она стояла очень дорого? В чем сила музыки Паганини?
– А как этот поступок характеризует этого человека?
Купец понимал какой талантливый человек Паганини и у достойного музыканта  должна быть достойная скрипка.
– Кому на самом  деле подарил скрипку мастера Гварнери подарил купец Паганини или..?
– Слушателям.
Мы прослушаем Н. Паганини «Кампанелла» Отрывок Финала скрипичного концерта.
Слушание: Н. Паганини «Кампанелла» Отрывок Финала скрипичного концерта. (Приложение 2)
3 слайд – Элементы музыкальной речи. (Приложение 1)
Элементы музыкальной речи.
Разберём по элементам музыкальной речи.
Мелодия – Игриво, весело, радостно.
Лад – Мажор
Темп – быстрый
Тембр – скрипка
Слушание: Ференц Лист Этюд «Кампанелла» (Приложение 3)
– В чём отличия между этими двумя произведениями.
Разберём по элементам музыкальной речи.
Мелодия – Игриво, весело, радостно.
Лад – Мажор
Темп – быстрый
Тембр – фортепиано
– Как вы считаете, почему Лист на основе произведения Паганини  создал свою трактовку.
– Произведения Паганини открыли новые горизонты в исполнительском исполнительстве для последующих поколений.
4 слайд – (Приложение 1)
IV. Запишите в тетради
Этюд – это музыкальная пьеса, предназначенная для совершенствования технических навыков игры на  инструменте.
Кампанелла – колокольчик. Подражать звучанию воды, пенью птиц – характерно для композиторов романтиков. Хотя за это критиковали Паганини. За его заискивание перед простыми слушателями.
5 слайд – (Приложение 1)
Гарри Рокчинский и Владимир Васькин – это наши калмыцкий художник и скульптор они обращались в своём творчестве к образу Паганини. 
6 слайд  – (Приложение 1)
Показ: Владимир Васькин литография.
– Зачем современным художникам обращаться к образу Паганини?
– Его жизнь была овеяна легендами и загадками.
– У него загадочная внешность.
Таинственности в образ знаменитого скрипача добавляла внешность, описание которой оставили его великие современники Гете и Бальзак: "мертвенно-бледное, как будто вылепленное из воска лицо, глубоко запавшие глаза, худоба, угловатые движения и – самое главное – тонкие сверхгибкие пальцы какой-то невероятной длины, как будто вдвое длиннее, чем у обычных людей".
– Секретом Паганини в наши дни пользуются многие исполнители – музыканты.
Это репетирование без звучания инструмента. А сейчас мы будем правильно петь без звучания голоса.
V. Физкультминутка. 
7 слайд  – (Приложение 1)
Упражнение  «Ладошки»
Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустились, рука далеко от тела не уводить – поза экстрасенса.
Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.
Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем.
8  слайд  – (Приложение 1)
Упражнение «Обними плечи»
Исходное движение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно, а не крест-накрест. При этом одна рука окажется над другой, причём какая над какой – всё равно. Главное – помнить, что в течении всего упражнения положении е рук менять не следует.
Все упражнения делаем по 4 раза.
VI. Распевка: «Пой за мной» (Приложение 6)
– Мы сегодня разучим  новую песню Сергея Баневича «Дорога без конца», которую мы сейчас прослушаем.
VII. Слушание песни: «Дорога без конца». (Приложение 4)
– О ком эта песня?
– О Паганини.
– О музыканте.
– Мелодия песни очень изобразительно. Что она изображает?
– Широкое поле. Повозку, которая бежит по дороге.
О чём эта песня?
– О любви и расставании.
– О жизни талантливого музыканта.
Работа над песней. (Приложение 5)
выстраивание первого звука.
разучивание мелодии а капелла по фразам, по руке.
исполнение 1 куплета и припева.
VIII. Обобщение:
– В чем сила музыки Паганини  и Шопена?
– В трудолюбии, усердии.
– Она дарила чудо. Ведь никто до появления Паганини, так не играл.
– Она открыла новые горизонты в исполнительском исполнительстве для последующих поколений.
IX. Домашние задание: Нарисовать рисунок к песни Сергея Баневича «Дорога без конца».
Урок 26. «Музыкальные инструменты»
Цель урока: привести детей к выводу, что звуками фортепиано можно выражать чувства и мысли человека, его настроение, а также изображать голоса самых разных музыкальных инструментов
Музыкальный материал:
«Сладкая греза», Чайковский;
«Волынка», И.С. Бах;
403923555880Песни я беру свои
00Песни я беру свои
«Вот какая бабушка», Попатенко, Черницкая;
«Спасибо», Арсеев, Петрова;
«Праздник бабушек и мам», Славкин, Каганова.
Проблема урока: кто помогает услышать музыку?
Дополнительный материал: разворот учебника-тетради «Музыкальные инструменты».
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня Муза хочет познакомить нас с инструментом фортепиано. Пианино и рояль с виду спутаешь едва ль, Только знай - у них давно есть название одно: ФОРТЕПИАНО - произносится оно. (Слайд 1)
Можно напомнить учащимся пьесы для фортепиано, которые они уже слышали на уроках музыки. Прослушивание «Утра в лесу», «Вечера» В.Салманова.
Вы уже знаете, что фортепиано может быть и аккомпанирующим инструментом. Название инструмента - «фортепиано» - складывается из двух итальянских слов: «форте» - громко, «пиано» - тихо. ( на клавиатуре сыграть звукоряд сначала громко, затем тихо)(слайд 2)
Фортепиано имеет две разновидности - рояль (струны расположены горизонтально) и пианино (струны расположены вертикально). (слайд 2-4)
Сейчас существуют более современные виды фортепиано: цифровое пианино (слайд 5) и синтезатор, который может изобразить звучание разных инструментов. Такой синтезатор стоит у нас в классе (слайд 6).
2. Концерт учащихся.
Можно провести встречу с этим инструментом в форме своеобразного концерта: исполнителями будут дети, которые обучаются игре на фортепиано в кружках, студиях, музыкальных школах.
Этот мини-концерт должен вести ученик-конферансье, объявляя, как на настоящем концерте, фамилию композитора, название пьесы и исполнителей. Этот концерт послужит проверкой степени развития слушательской культуры учащихся. Проведение концерта может быть дополнено вопросами (викторинами, ребусами, кроссвордами) учителя по каждому из сочинений.
Ответы учащихся можно поощрять условными призами – значками-эмблемами в виде нот, цветными кружочками с изображением скрипичного ключа и т.п.
В концерт могут быть включены и песни, которые исполнят сами дети под аккомпанемент фортепиано.
3. Углубление темы урока.
Прослушивание «Сладкой грезы» Чайковского.
- На слайде вы видите графическую запись фортепианной пьесы «Сладкая греза» П. Чайковского (из «Детского альбома»). Она поможет вам наблюдать за развитием музыки. Следует обратить внимание на сочетание двух самостоятельных голосов.
С подобного рода звучанием вы уже встречались в «Менуэте» Л. Моцарт!.Спеть мелодию каждого голоса, изображая движением руки с воображаемым смычком сначала верхний голос (скрипка), а затем нижний (виолончель).
Исполнители, играющие на этих инструментах, изображены в учебнике-тетради на с. 59.
- Сравним эти две мелодии друг с другом.
{Верхний голос «поет» выразительную мелодию, в ней слышны взлеты и падения, повторяющийся ритмический рисунок (пунктирный ритм). Мелодия нижнего голоса не имеет волнообразного движения. В каждой фразе можно услышать (и увидеть в записи) нисходящее движение. Ритм мелодии более уравновешенный, спокойный, в нем преобладают выдержанные звуки).В графической записи поставлены знаки, обозначающие силу звучания - «форте» и «пиано».
Что здесь происходит? {Здесь идет как бы разговор двух людей).Придумайте название этой пьесе. («Мечта», «Воспоминание», «Фантазия», «Размышление».)
«Волынка», И.С. Бах - слушание.
Контрастом к «Сладкой грёзе» послужит моторная, наполненная активными ритмами пьеса немецкого композитора XVIII в. Иоганна Себастьяна Баха - «Волынка». Эта пьеса написана для фортепиано, но изображает звучание распространенного у многих народов мира инструмента - волынки, которая была в то время непременным участником народных гуляний и сельских праздников.
На слайде изображен музыкант, играющий на волынке.
Сравнить характер звучания мелодии и аккомпанемента пьесы.
В мелодии отчетливо слышны короткие запоминающиеся мотивы танцевального характера.
В сопровождении же «гудят» то громче, то тише повторяющиеся звуки.
Эту пьесу Бах адресовал юным музыкантам.
Сейчас мы посмотрим, как маленькие музыканты играют музыку Баха.
Вывод:
Звуками фортепиано можно выражать чувства и мысли человека, его настроение, а также изображать голоса самых разных музыкальных инструментов.
Разучивание песни «Спасибо» Арсеева, Петрова.
Прослушивание песни «Вот какая бабушка» Попатенко, Черницкой.
Прослушивание песни «Праздник бабушек и мам» Славкина, Каргановой.
Слушание и разучивание песен к предстоящему празднику - 8 марта.