Стать на темуРешение проблемы адаптации учащихся 5 классов в среднем звене

Адаптация учащихся 5 класса в среднем звене.   Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так личностных решений. Период адаптации 5-классников характеризуется появлением внутренних и внешних изменений в их жизни. К внутренним изменениям относятся: - обретение чувства взрослости – главное личностное новообразование младшего подростка; - постепенная замена ведущей учебной деятельности (характерной для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Внешние изменения в жизни уч-ся - новые учителя; - новый режим; - новые требования; - новые правила; - необходимость вступать в контакт со старшеклассниками. Надо заметить, что с понятием «адаптация» тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе». Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»: 1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала. 2.  Умение самостоятельно работать, осмысливать материал. 3.  Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками. Причинами медленной адаптации в 5 классе являются: - Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять. - Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых. - Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание. Успешно решены задачи поставленные перед классным руководителем: - Изучение классного коллектива. - Знакомство с родителями учащихся. - Создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки учащихся. - Организация сотрудничества с учителями – предметниками в процессе адаптации. - Организация работы в классном коллективе. - Активное участие классного коллектива в школьной жизни. Изучение классного коллектива. Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги: 1. Разговор с учителем начальных классов об отдельных учениках в частности. Узнала об интересах детей, их успеваемости, внеклассной деятельности, кружковых увлечениях. Получила подробную информацию об учебных способностях, о здоровье, сложностях в работе с некоторыми учащимися. 2. Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе: доверительность, оптимизм, возможность посоветоваться, откровенно поговорить. С целью выявления уровня адаптации пятиклассников также были проведены разные беседы и наблюдения. По результатам проведенных работ и наблюдений можно охарактеризовать уровень адаптации 5 класса по следующим показателям: Умственная работоспособность и темп учебной деятельности. Некоторые не способны работать в одном темпе со всем классом. В целом темп работы в классе можно охарактеризовать как средний.
Мотивационная сфера. Все учащиеся 5 класса позитивно относятся к школе и учителям. Сохранность познавательных мотивов учебной деятельности можно охарактеризовать на среднем уровне. Особенности поведения. Учащиеся показывают высокий уровень саморегуляции. Особенности общения со сверстниками. Учащиеся 5-го класса способны к установлению дружеских отношений и их поддержанию. Наблюдения над отношениями учащихся в классе показало, что все они дружно играют, переживают за свой маленький коллектив, никто не отделяется из коллектива.
Особенности общения с педагогами. В целом учащиеся способны самостоятельно устанавливать адекватное взаимодействие с педагогом. Учащимся нравятся все учителя-предметники, которые с ними занимаются. Также они с уважением относятся к своей новой классной .
Эмоциональное состояние. С нашей точки зрения и точки зрения родителей учащиеся испытывают адекватные переживания, школьная и личностная тревожность в норме, ребята эмоционально устойчивы. Знакомство с родителями учащихся Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги: - Проведена беседа с родителями учащихся в начале учебного года.
Организация сотрудничества с учителями-предметниками в процессе адаптации В начале учебного года с учениками данного класса были проведены беседы, в результате которых ученики познакомились с новыми учителями, их требованиями к учебной деятельности, а также новыми кабинетами, в которых детям предстоит учиться. В течении первой недели обучения перед уроком кл.рук.подходила к классу, узнавала о том, все ли нашли классы, есть ли какие-либо трудности. Затем после уроков беседовала с учителями предметниками об успеваемости, проблемах, о детях с которыми нужно позаниматься дополнительно. В содружестве с учителями-предметниками следила за успеваемостью.
Результатом бесед стало следующее: Особенности класса. В целом – класс активный, дружный, творческий, с хорошей подготовкой из начальной школы. Добродушные, приветливые и ответственные дети. Легко вовлекаются во все виды деятельности. Дети готовятся к занятиям, с интересом относятся к предметам. На уроках работа с этим классом проходит на высоком уровне, подготовка домашних заданий тоже на нормальном уровне. Злостных нарушителей дисциплины в данном классе не имеется, без неуважительных причин занятия не пропускают. Нужна дополнительная помощь на занятиях таким учащимся, как: Организация внеклассной работы в классном коллективе За первые два месяца, прошедшие с начала учебного года учащиеся 5 класса активно участвовали в школьных мероприятиях, проявив себя и свои умения: Таким образом, исходя из наблюдений за учащимися, можно оценить уровень адаптации 5-го класса к новым условиям обучения как хороший.
В целом можно говорить о том, что ребята чувствуют себя в школе комфортно. Таким образом, можно подвести итог по вопросу адаптации учащихся 5-го класса к процессу обучения в средней школе: - у всех учащихся 5-го класса есть желание учиться в школе, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, у детей устойчиво хорошее настроение и успеваемость на хорошем уровне; - с некоторыми учащимися необходима индивидуальная (коррекционная) педагогическая работа и внимание к данной проблеме родителей.
15