Методические рекомендации по составлению комплексного теста для проведения диагностической работы в среднем звене.


Методические рекомендации по составлению комплексного теста для проведения диагностической работы в среднем звене.
При создании тестов для проведения диагностической аттестации для проверки остаточных знаний с целью определения уровня образования в среднем звене определяется область содержания теста и цели тестирования.
План теста (Приложение 1) для определения уровня образования должен охватывать знания, умения и навыки по нескольким учебным предметам (русский язык, математика, химия, физика) в соответствии с программой дисциплин.
2. Содержание теста должно соответствовать содержанию учебной дисциплины. Задания теста должны в правильной пропорции охватывать все важные аспекты области содержания.
3. Необходимо включение в тесты только наиболее важных, базовых знаний, выражающих сущность, содержание, законы и закономерности рассматриваемых явлений. Все спорные точки зрения, допустимые в научном споре, следует исключить из тестовых заданий.
4. Каждый учебный элемент должен иметь некоторую усредненную меру трудности.
При разработке плана тестовых заданий по дисциплине делается примерная раскладка процентного содержания разделов и определяется необходимое число заданий (но не менее 6-ти) по каждому учебному предмету, исходя из его важности и числа часов, отведенных на его изучение в программе
Общие рекомендации к тестовым заданиямСодержание тестового задания должно быть ориентировано на получение от тестируемого однозначного заключения.
Основные термины тестового задания должны быть явно и ясно определены.
Тестовые задания должны быть прагматически корректными и рассчитаны на оценку уровня по конкретной области знаний.
Тестовые задания должны формулироваться в виде свернутых кратких суждений.
Следует избегать тестовых заданий, которые требуют от тестируемого развернутых заключений на требования тестовых заданий.
Количество слов в тестовом задании не должно превышать 10-12, если при этом не искажается понятийная структура тестовой ситуации. Главным считается ясное и явное отражение содержания фрагмента предметной области.
Среднее время на выполнение одного тестового задания не должно превышать 1,5- 2 минуты.
Рекомендуется соблюдать следующие параметры тестов:
Тестовые задания по конкретной учебной дисциплине должны наиболее полно отображать ее содержание и ключевые понятия, чтобы иметь качественную объективную оценку знаний. Включение в тест второстепенных элементов содержания может привести к неоправданным выводам о знании или незнании учебной дисциплины.
Необходимо соблюдать пропорции в количестве тестовых заданий по темам учебной дисциплины.
В каждом тестовом задании необходима определенность, логичность, отсутствие некорректных формулировок, выделение одного предмета измерения (ключевого понятия, термина, правила, определения и т.д.).
Спецификация (структура) комплексного теста должна включать:
Цель создания теста, обоснование выбора подхода к его созданию, описание сферы его применения.
Перечень нормативных документов (базисных программ, требований к уровню подготовки выпускников и др.), используемых при планировании содержания теста.
Рекомендуемое время выполнения теста, среднее время выполнения одного задания с учетом специфики формы.
Охват требований государственных образовательных стандартов по дисциплине.
План теста.
Критерии оценивания.
Рекомендации к формулировкам тестовых заданий
Основными элементами тестового задания являются инструкция, задание (содержательная часть), ответы к заданию.
Инструкция к тестовым заданиям определяет перечень действий при прохождении тестирования. Она должна быть адекватна форме и содержанию задания («укажите правильный ответ (ответы)», «установите соответствие», «определите правильную последовательность», «введите правильный ответ»).
Используемая терминология не должна выходить за рамки основных учебников и нормативных документов.
Содержательная часть задания не должна включать элементы инструкции.
Содержательная часть задания формулируется в логической форме высказывания, а не в форме вопроса; в ней не должны быть двусмысленные и неясные формулировки, вводные фразы, двойное отрицание, оценочное суждение, выясняющее субъективное мнение испытуемого.
Все повторяющиеся слова должны быть исключены из ответов и вынесены в содержательную часть задания.
Правильный ответ однозначен и не должен опираться на подсказки.
Среди ответов должны отсутствовать ответы, вытекающие один из другого.
В варианты ответов нельзя включать формулировки «все перечисленное выше», «все утверждения верны», «перечисленные ответы не верны», так как такие ответы нарушают логическую конструкцию тестового задания или несут подсказку.
Число тестовых заданий с отрицанием должно быть минимальным. При этом частица «не» выделяется жирным шрифтом.
Критерии оценки.
Для более точного определения уровня знаний следует тщательно продумать критерии оценивания. Можно воспользоваться процентным соотношением правильных и неправильных ответов, либо разбить тестовый материал на блоки.
Например:
5 класс Учебный предмет Правильно выполненные задания в процентах
русский язык 10 - 50
математика 10 - 40
6 класс русский язык 50 - 70
математика 40 - 60
7 класс русский язык 50 - 70
математика 40 – 60
физика 10 - 30
8 класс русский язык 70 - 80
математика 60 - 80
физика 30 - 60
химия 10 - 30
9 класс русский язык 80 - 100
математика 80 - 100
физика 60 - 100
химия 30 - 100
Примечание.
Испытуемые должны быть ознакомлены с критериями оценивания перед началом выполнения работы.
Приложение 1 Пример плана тестаНомер задания Предмет. Тема
А 1 Русский язык. Проверяемые гласные
А 2 Русский язык. Запятая при однородных членах предложения.
А 3 Русский язык. Запятая в ССП
А 4 Русский язык. Виды сложных предложений. И т.д.
Б 1 Математика. Умножение двухзначных чисел.
Б 2 Математика. Деление десятичных дробей.
Б 3 Математика. Решение неравенств.
В 1 Физические явления
В 2 Масса и сила.
В 3 Давление
Г 1 Химическая связь и строение вещества
Г 2 Химическая кинетика и катализ. Скорость реакций. Катализ. (Задача)
Г - 3 Химическое равновесие. Константа равновесия. Смещение равновесия.
Составитель: Варянова Э.В. (руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла ГКОУ СО «Верхотурская ВШ»)