Урок литературы по теме Пословицы и поговорки как отражение народной мудрости

Краткосрочное планирование уроков литературы
Предмет
Русская литература
1 час
5 класс
Мыкышева Мейрамкуль Ермековна

Тема
Пословицы и поговорки как отражение народной мудрости.

Цель

Задачи
Осознание учащимися роли пословиц в отражении народной жизни.
Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками, уточнить значения некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Ключевые идеи
Ученикам необходимо знать и понимать терминологию темы, развивать навыки работы в группе. Что позволит успешнее усвоить тему урока. Применение различных стратегий обучения позволит ученикам развивать навыки управления информацией, самостоятельного мышления, позволит выражать учащимся своё понимание темы. Использование диалога способствует развитию умений формулировать вопросы, научит чувству ответственности за результат обучения на уроке. Новые подходы в обучении позволят учителю понять, на какой стадии обучения находится ученик в процессе обучения предмету.

Результаты обучения для учеников категории «А»
Знает и понимает терминологию темы.
Умеет работать творчески.
Способен самостоятельно найти нужную информацию по различным источникам.
Умеет выражать свою точку зрения и обосновывать ее.
Может оценить себя и одноклассников.

Результаты обучения для учеников категории «В»
Знает и понимает терминологию темы.
Умеет писать синквейн.
Умеет выражать свою точку зрения и обосновывать ее.
Может оценить себя и одноклассников, опираясь на критерии оценивания.

Результаты обучения для учеников категории «С»
Знает и понимает терминологию темы.
Умеет писать синквейн по данному образцу.
Может выражать свою точку зрения.
Может оценить себя и одноклассников, опираясь на таблицу оценивания.

Источники, оснащение и оборудование
Слайдовая презентация, пазлы, сборник пословиц и поговорок, карточки с пословицами, картинки.

Действие учителя
Действие ученика
Время

Введение

1.Учитель создает коллаборативную среду, эмоционально-психологический настрой. Стратегия «Пазлы»
Ребята, вам необходимо собрать пазл из данных отрывков. Когда соберете, сможете прочитать пословицу, значение которой вам необходимо будет объяснить.
1.Ученики собирают пазл и складывают в пословицу «Век живи – век учись» одна группа, у второй группы должна получиться пословица «Грамоте учиться всегда пригодится»
Объясняют смысл пословиц.
2 мин

2.Объединение в группы.
Ученики формируют группы.
1 мин

3. Учитель знакомит с правилами работы в группе:
Правила поведения в группе (информация на постере)
Распределение ролей (информация на постере)
Внимательно слушают и запоминают.
Распределяют роли в группе.
мин

5.Учитель:
«Я расскажу вам правдивую и удивительную историю! - В 1861 году в Москве один управляющий конторой – Владимир Даль - напечатал самый первый том «Толкового словаря», над которым он работал 47 лет. Вы, наверно, удивлены и спрашиваете себя: причем тут Даль и его словарь? А это вы узнаете на уроке при работе с новым материалом. (Именно в этом словаре через год были опубликованы «Пословицы русского народа», о которых мы сегодня и поговорим)
Богато и многообразно устное народное творчество. Это и сказки, и былины, и загадки. Но особое место в этом ряду всегда занимали и занимают пословицы и поговорки. В повседневной речи мы часто прибегаем к их помощи, ссылаемся на них, подкрепляя свои мысли.  Вот и сегодня на уроке нам не раз придется прибегнуть к помощи пословиц и поговорок, чтобы решить ту или иную задачу.
 -Запишите сегодняшнее число и тему урока «Пословицы и поговорки как отражение народной мудрости».
- А оценивать свою работу вы будете сами по критериям оценивания, которые вы видите на экране. Листы самооценивания лежат у вас на партах.




Управляющий - Человек, ведущий дела какого-нибудь хозяйства, учреждения, предприятия; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] высшего оперативного руководителя организации или предприятия 
· Управляющий фабрикой.
Контора - общее название административно-канцелярских отделов учреждений и предприятий, а также самостоятельных учреждений, преимущ. хозяйственного, финансового характера. Техническая контора на железной дороге. Брокерская контора Почтовая контора (устар.). (сейчас - фирма)










5.Учащиеся записывают число и тему урока. Знакомятся с критериями оценивания в листе самооценивания. По ходу выполнения определенного задания в листе самооценивания ставят себе соответствующие баллы.
1 мин

Основная часть урока

5.Учитель: Введение в тему.
Ребята, Асанали для вас подготовил очень интересную информацию по теме. Послушайте внимательно, потому что вам потом нужно будет выполнить задания.
- Что вам больше понравилось в данной презентации? Что показалось трудным?
5.Учащиеся слушают выступление заранее подготовленного ученика. Затем выполняют задания.
Критерии оценки: За каждое правильно выполненное задание команда получает по 1 баллу, и игрок, отгадавший пословицу, тоже получает 1 балл.

Ученики высказывают свои мысли.
5 мин

6.Учитель: Я думаю, после такой интересной и нужной информации, вы с легкостью справитесь с любой пословицей. А проверим мы это с помощью викторины.
На стенах в кабинете висят части пословиц. Ваша задача: в течение 2 минут собрать как можно больше частей пословиц.
 сколько волка ни корми – век живи – любишь кататься – лучше поздно – семь раз отмерь – друзья познаются – он все в лес смотрит – век учись – люби и саночки возить – чем никогда – один раз отрежь – в беде
Учитель просит команды зачитать полученные пословицы и объяснить значение любых трех пословиц.
Оцените работу ребят по стратегии «Две звезды и желание».
Учитель: Не забудьте заполнить лист самооценивания.
6.Учащиеся ходят по классу и «собирают» пословицы по частям. Должны получиться следующие пословицы:
Сколько волка ни корми – он все в лес смотрит.
Век живи - век учись.
Любишь кататься - люби и саночки возить.
Лучше поздно, чем никогда.
Семь раз отмерь - один раз отрежь.
Друзья познаются в беде.











Ученики зачитывают полученные пословицы. Кратко объясняют их смысл.
Оценивают работу группы по стратегии «Две звезды и желание».

Ученики заполняют и лист самооценивания.
2 мин
























1 мин

7.Учитель: Молодцы, ребята! Вы быстро и правильно составили пословицы, значит, я думаю, у вас не вызовет затруднения следующее задание.
7.Работа с текстом. Учитель: Вам дан текст, ваша задача: прочитать внимательно этот текст и подобрать к нему подходящую пословицу из числа тех, которые записаны на карточках.

Карточка.
Задание: Подберите к тексту нужную пословицу (ряд пословиц) из данных пословиц.

Большая душа, что большой костёр – издалека видна. Сотня советов не заменит пары опытных рук. Ласковым словом и камень растопишь. Облаять есть кому, а погладить некому. Дело мастера боится. Глаза страшатся, а руки делают. Верная указка – не кулак, а ласка. Дело покоряется тому, кто его любит. Мастерство везде в почёте. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. Доброе слово доходит до сердца. Рабочие руки не знают скуки.

- Объясните свой выбор.



















Учитель предлагает ученикам оценить работу групп по стратегии «Плюс-минус-интересно»
7.Учащиеся внимательно читают текст и подбирают к нему нужную пословицу, объясняют свой выбор.

Текст №1.
ЧТО В ЛЮБОМ ДЕЛЕ ГЛАВНОЕ?
Большие королевские часы остановились. Король велел главному часовому мастеру как можно быстрее починить часы. Оказалось, что у часов лопнула серебряная пружина.  По образцу старой пружины тщательно изготовили новую. Но она никак не хотела вставать на место. Собрали опытных часовщиков со всей страны.  Долго обсуждали часовщики проблему. Один юноша подошел к разобранным часам и взял в руки новую пружину.  Потом он вставил пружину в часы и ловко повернул ее. Щелк, и пружина легла на место. Юноша завел часы и они пошли. Все смотрели с изумлением, а кто-то сказал:  (- Сотня советов не заменит пары опытных рук. Дело мастера боится. Глаза страшатся, а руки делают. Дело покоряется тому, кто его любит. 
Мастерство везде в почёте.
Рабочие руки не знают скуки )

Текст №2. (2-й группе)
Спор ветра с солнцем
 Однажды сердитый северный Ветер и Солнце затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго они спорили и решили испробовать свою силу на одном путешественнике.  Ветер сказал: «Я сейчас вмиг сорву с него плащ!» И начал дуть. Он дул очень сильно и долго. Но человек только плотнее закутывался в свой плащ. Тогда Солнце начало пригревать путника. Он сначала опустил воротник, потом развязал пояс, а потом снял плащ и понёс его на руке. Солнце сказало Ветру: «Видишь: добром, лаской, можно добиться гораздо большего, чем насилием».
(Ласковым словом и камень растопишь. Облаять есть кому, а погладить некому. Большая душа, что большой костёр – издалека видна. Верная указка – не кулак, а ласка. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. Доброе слово доходит до сердца).

Стратегия «Плюс-минус-интересно»
6 мин






















































1 мин

8.Учитель: Выполнив работу над текстом, вы доказали, что умеете применять пословицы в определенных жизненных ситуациях. Вы показали, насколько точно можете раскрыть смысл пословицы. Поэтому следующее задание вы выполните легко и быстро.
Вам необходимо подобрать пословицы к иллюстрациям.


Пословицы следующие должны получиться:
Друг познается в беде.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.




Любишь кататься – люби и саночки возить.











Книги читать – скуки не знать.









Учитель предлагает оценить работу групп по стратегии «Плюс-минус-интересно»
Учащиеся подбирают к иллюстрациям подходящие пословицы.





Ученики оценивают работу групп по стратегии «Плюс-минус-интересно».
В листе самооценивания оценивают свою работу.
5 мин

Подведение итогов

9.Учитель: Давайте подведем итоги нашей работы. Вы все хорошо поработали, оцените свою работу и поставьте себе отметку.
9.Учащиеся оценивают свою работу в листе самооценивания, ставят себе отметку и озвучивают ее. Анализируют свою деятельность.


Домашнее задание

1.К 5 любым пословицам нарисовать иллюстрации.
2.Написать рассказ по пословице «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться».
Учащиеся записывают выбранный вариант.
2 мин

Рефлексия

10.Учитель: Вот и заканчивается наш урок. Запомните, ребята, знание лучше богатства; не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется. А какую пословицу вы бы вспомнили?
10.Учащиеся: заканчивают урок пословицей: (прим.ответ)
учение – путь к умению (мир освещается солнцем, а человек – знанием, без муки нет и науки и др.)
1 мин


Рисунок 4Рисунок 115