Презентация по развитию речи Подготовка к написанию сжатого изложения по отрывку из рассказа М. Шолохова Судьба человека (7 класс)


Подготовка к написанию сжатого изложенияпо отрывку из рассказа М. Шолохова «Судьба человека» Урок развития речи в 7 классе Вспомним Текст – группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.Тема – о чем текст?Основная мысль – позиция автора.Микротема – часть одной общей темы Типы речи Стили речи Сжатое изложение — особый вид пересказа, который ставит задачу передать из воспринятого текста главное (существенное), используя разные приёмы компрессии текста. Выделяют три основных способа сжатия текста: Или замена Зачем? - Скажите, а для чего мы учимся писать изложения? - Где вам пригодится ваше умение писать сжатое изложение? Критерии оценки сжатого изложения  необходимо выполнить следующие задачи:1) Передать основное содержание прослушанного текста, не упустив ни одной микротемы.2) Применить не менее одного способа сжатия текста.3) Написать работу без логических ошибок и нарушений абзацного членения текста Михаил Александрович Шолохов(1905-1984) «Судьба человека» Судьба человека» справедливо считается самым лучшим рассказом Шолохова. Трагическая история жизни главного героя связана в произведении с трудными испытаниями, выпавшими на долю народа. Из жизненной истории Андрея Соколова автор выбирает только то, что дает возможность осознать человеческую судьбу в связи с трагической сущностью эпохи. Шолохов изображает невозможность сосуществования мирного мира и мира фашизма, который послужил причиной войны. В произведении «Судьба человека» Шолохов сумел соединить трагизм человеческой судьбы и веру в человека, в его лучшие черты характера, в душевность и доброжелательность по отношению к другим. Первое восприятие текста (упр. 151) Какое  впечатление  произвел  на  вас  текст?Чем  интересно   его  содержание?Кто герои данного отрывка? Как они выглядят? Лексическая работа Хутор – ?Ху́тор (мн. число хутора́) — малый населённый пункт, состоящий из одного, иногда нескольких домохозяйств; отдельная крестьянская усадьба с обособленным хозяйством.Латка - ?ла́т-ка - разг. то же, что заплата (заплатка) Начало работы над сжатием текста: Стиль речиТип речиТемаГлавная мысль Художественный Повествование с элементом описанияВстреча с незнакомцамиОписание внешности = раскрытие характера героя Второе прочтение отрывка: Определение микротем (план сжатого изложения):1 абзац – Встреча автора с мальчиком и мужчиной. 2 абзац – Знакомство с мальчиком.3 абзац – Описание глаз мужчины.4 абзац – Странное обстоятельство (описание одежды героев).  Редактируем 1 абзац - Встреча автора с мальчиком и мужчиной: Я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту-лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал пригулшенным баском: -Здорово, браток!-Здравствуй.-Я пожал протянутую мне большую, черствую руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал:-Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька. Исключаем второстепенную информацию.Обобщаем.Заменяем прямую речь косвенной.Я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина с маленьким мальчиком лет пяти-шести. Они устало брели по направлению к переправе, но повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина подошёл вплотную и поприветствовал меня. Я пожал его большую, черствую руку. Мужчина наклонился к мальчику и его попросил поздороваться. Редактируем 2 абзац– Знакомство с мальчиком : Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:-Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?С трогательной детской доверчивостью мальчик прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые брови.-Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные-снежки катал потому что. Объединяем по смыслу два абзаца в один.Исключаем второстепенную информацию.Обобщаем. Заменяем прямую речь косвенной.Глядя мне в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я спросил, почему у него она такая. С детской доверчивостью мальчик прижался к моим коленям, удивлённо приподнял белёсые брови и объяснил, что катал снежки. на меня Редактируем 3 абзац – Описание глаз мужчины: Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мной, отец сказал:-Беда мне с этим пассажиром!Мы долго молчали. Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника. Объединяем по смыслу три абзаца в один.Исключаем второстепенную информацию.Применяем способ упрощения, составив из нескольких предложений одно сложное:Отец устало присел рядом со мной. Мы долго молчали. Оттого, что он положил на колени большие тёмные руки и сгорбился, мне стало не по себе… А его глаза, словно присыпанные пеплом, были наполнены неизбывной смертной тоской. Народная мудрость гласит: Глаза – зеркало души». Глаза много говорят о человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах... «Словно присыпанные пеплом» – то  есть какие, какого цвета?– А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла? Пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.Таким образом цветовая деталь помогает  понять    состояние героя. Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий.- Как может поступить человек, попавший в такую трудную ситуацию?– Андрей Соколов продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика. А теперь сами…4 абзац – Странное обстоятельство (описание одежды героев): Рассматривая отца и сынишку, я с удивлением отметил про себя одно странное (искл. вводного словосочетания) обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно: длиннополая курточка, крохотные сапожки и искусный шов на разорванном когда-то рукаве - все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки. А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка штанах пришита широкими, мужскими стежками. Украдкой рассматривая отца и сынишку, я с удивлением отметил про себя одно, странное, на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно, и то, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и то, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки-все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками. Сравните Я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина с маленьким мальчиком лет пяти-шести. Они устало брели по направлению к переправе, но повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина подошёл вплотную и поприветствовал меня. Я пожал его большую, черствую руку. Мужчина наклонился к мальчику и его попросил поздороваться.Глядя на меня светлыми, как небушко, глазами, чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я спросил, почему у него она такая. С детской доверчивостью мальчик прижался к моим коленям, удивлённо приподнял белёсые брови и объяснил, что катал снежки.Отец устало присел рядом со мной. Мы долго молчали. Оттого, что он положил на колени большие тёмные руки и сгорбился, мне стало не по себе… А его глаза, словно присыпанные пеплом, были наполнены неизбывной смертной тоской.Рассматривая отца и сынишку, я с удивлением отметил про себя одно странное обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно: длиннополая курточка, крохотные сапожки и искусный шов на разорванном когда-то рукаве - все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки. А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка штанах пришита широкими, мужскими стежками.