Презентация по русскому языку на тему Сочинения-миниатюры ( 2-4 класс)


Сочинения-миниатюры на уроках русского языка в начальной школеУчитель начальных классов: Нестеренко Н. Э. МБОУ СОШ № 130 г. Уссурийск Миниатюра (художественная литература) – небольшое по объему самостоятельное произведение, чаще всего включенное автором в какой-либо цикл. Миниатюра (методика развития речи) – сочинение малой формы, которое может использоваться и как самостоятельный вид заданий, и как подготовительный к другим упражнениям. Используется на уроках русского языка, посвященных любой грамматико-орфографической теме.Творческая работа, проводимая на уроке в течение 7-10 минут.Предполагает выражение в свободной форме мыслей, чувств, переживаний на заданную тему. ЗагадкиЗапискиПисьмаЧистоговоркиНебольшие стихотворные формы (танка, хокку)Синквейны ПословицыСкороговоркиПейзажные зарисовкиСчиталки Лирические миниатюры (на основе текста-описания) Снизу ножка, а сверху шляпка.Днем спит ,ночью летает, себе еду добывает.Растаял снег, бегут ручьи, и просыпаются цветы.Днем спит, ночью летает, кровь собирает. (из работ учеников) Мама, уроки я сделал, убрался. Влад пригласил к себе в гости, если что, звони. Твой сын.Ира! Мне не хватает 1 рубля на пирожок. Займи, а я завтра принесу. Оля. Здравствуй, моя любимая бабуля! Пишет тебе твой внук Владик. У нас дома все хорошо. Я учусь на отлично, посещаю секцию футбола. Скоро каникулы, и мы приедем к тебе. Жди нас. До скорой встречи. Целуем много раз. Синквейн – нерифмованное стихотворение. В переводе с французского языка –«пять строк». Правила составления1 строка – одно существительное, определяющее тему синквейна2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы4 строка – фраза, выражающая отношение к теме5 строка – личное отношение к теме (слово или словосочетание) СловоУмное, красивое.Объясняет, помогает, учит.Не бросай слова на ветер!Важно. СловоЧудесное, понятное.Говорит, шепчет, убаюкивает.Ласковым словом и камень растопишь.Приятно! Условия успешного создания текста-описания в жанре миниатюры Повторение и систематизация представлений детей о тексте, его признаках и построении.Практическое знакомство с типами текста, особое внимание уделяется тексту-описанию.Повторение известных жанров текста, в т.ч. миниатюры.Развитие словаря и эмоциональной сферы младших школьников( практическое знакомство со сравнениями, олицетворениями, словами с переносным значением).Собственно написание текста – описания в жанре миниатюры (этюда). Варианты литературных произведений в жанре миниатюры * * * Ручей шумит, булькает, гремит и плещет.Сонную речку будит. Брызжет, щекочеттеплыми струями. Просыпайся, речка,весна пришла! Сбрасывай зимние одеяла-снеговое и ледяное. И дальше беги- буди озеро. (М.Пришвин) Солнце и одуванчики Взошло весеннее солнышко.Умылось оно теплым дождем ипошло шагать по небу.Встряхнуло солнышко золотымрукавом. Посыпалисьсолнечные пылинки. Засверкалина земле маленькие желтыеогоньки – одуванчики. (Н.Сладков) Котенок Маленький котеночекползал по полу. У негоушки остренькие, а самон рыженький, глазкичерненькие, точнобусинки. Снегопад С вечера небо затянулотучами. Потом повалилгустой снег. Люди шлипо улице. Они быливсе в снегу. Снег шелдо самой ночи. Сочинение в микрогруппах или по цепочке Спит будильник, спит звонок,Просыпается щенок…И своим веселым лаемЗаменяет нам звонок.Он бежит на кухню к мискеИ находит там сосиски!У щенка работы много,Все хозяйские хлопоты.И скорей он будит Ваню,Чтоб тот в школу не проспал. Я захотел устроить балИ гостей к себе позвал.Купил муку, купил творог,Испёк рассыпчатый пирог.Я нарядил большой наш залИ гостям своим сказал:«Заходите поскорей,Будем пировать весь день!»Бал получился прекрасным.И всем стал сюрпризом классным!Хорошо повеселилисьИ немного утомились.Вот сейчас мы отдохнёмИ опять плясать пойдём! Включение сочинений-миниатюр в процесс обучения русскому языку оказывает положительное влияние на развитие у младших школьников внимательного отношения к слову, на становление точности и выразительности речи.