Урок литературы в 5 классе «Золотые зёрна» народной мудрости (пословицы и поговорки)

Урок литературы в 5 классе
«Золотые зёрна» народной мудрости (пословицы и поговорки)
Учитель: Баркова Светлана Ивановна
Цель урока: раскрыть мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок; учить выявлять сходство и различия между пословицами и поговорками; развивать творческие способности и любовь к русской культуре.
Оборудование урока: записи на доске, плакаты с пословицами, раздаточный материал к уроку.
Записи на доске:

Пословица – краткое, устойчивое в речи, образное, народное изречение. По отношению к своему буквальному смыслу употребляется в переносном значении.
(Литературный энциклопедический словарь)
Пословица - коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности.
(В.И. Даль. Толковый словарь)
Притча-иносказание, иносказа- тельный рассказ нравоученье, поученье, басня.
(В. И. Даль. Толковый словарь)
Басня – краткий, чаще всего стихотворный, рассказ, как правило, нравоучительного харак-тера.
Обиняк – намек, недоговоренность, иносказание.

Поговорка – складная, короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы; поученье, в принятых ходячих выраженьях.
(В.И. Даль. Толковый словарь)
Поговорка – общеизвестное выражение, обычно образное, иносказательное, но не составляющее, в отличие от пословицы, цельного предложения.
(Словарь русского языка: В четырех томах)
Поговорка – образное выражение, метко определяющее какое-либо явление жизни. В отличие от пословицы, поговорка грамматически или логически не закончена и лишена обобщающего поучительного смысла.
(Краткая литературная энциклопедия)

Ход урока
1.Слово учителя о пословицах.
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о малых речевых формах фольклора. О пословицах и поговорках. Научимся выявлять сходства и различия между пословицами и поговорками. Пословица – это краткое, мудрое народное изречение, содержащее поучительный смысл. Она характеризует поступки людей, их образ жизни, метко судит о том или ином событии, украшает нашу речь. Учитель демонстрирует плакаты: «Красна речь пословицей», «Без пословицы речь не молвится», «От пословицы не уйдёшь», «Пословица – всем делам помощница». Пословица заменяет пространные речи и нотации. Вот, например, как говорит она о людях, любящих осуждать других: «Других не суди, на себя погляди». Сказано кратко, метко и выразительно.
2.Возникновение первых пословиц.
- Возникновение первых пословиц должно быть отнесено к очень отдалённым временам человеческой истории. Тайна происхождения пословиц скрыта в них самих.
Лягушки кричат – пора сеять.
Комары толкутся – к хорошей погоде.
Сухой март, май мокрый делают хлеб добрым.
- О чём эти пословицы?
- Это советы, бытовые правила. Все неписанные законы и правила людского общежития, быта, порядков выражались в первых пословицах. Представьте себе, что нет письменности, а эти правила надо запомнить. Как это сделать?
Надо, чтобы они были ладные да складные. А почему они краткие? Так это же выводы.
Общий вывод: Пословица – обобщение народного опыта.
- Итак, в пословицах отражён вековой опыт народа, его ум, мудрость и наблюдательность. Поэтому и не умирает пословица, а продолжает жить, украшая нашу речь. Вот как рассказывает об этом Н. Колпакова в книге «Сокровище народа»:
«я сижу и с удовольствием слушаю деловую беседу трёх весёлых, оживлённых колхозниц- поморок. Каким чудесным, выразительным языком говорят они! Как много в речи поговорок, присловий, как складно и к месту употребляют они их!
- Намедни всем колхозом за рыбой ездили, - рассказывает кума Федосья. – Так это ладно вышло, дружно, сёмги много привезли. Уж известно – где лад, там и клад.
- Что за клад, коли всё вразлад, - сочувственно поддакивает Настасья Демидова.
Я не выдерживаю:
- Как это вы славно разговариваете, тётушки! Что, у вас в деревне все так говорят?
Обе кумы смеются. Они удивлены.
- Ишь ты, чего ей в диковинку, говорит ласково тётушка Настасья.- Да ведь мы, кажись, по-русски говорим, чего же ты дивишься?
- Я не дивлюсь, а уж слушать вас приятно. Так это у вас всё складно получается.
- Да уж верно, у нас народ-то разговористый, поддакивает кума Федосья. – Походи-ка да послушай по нашему берегу – у тебя и тетрадки не хватит все наши присловья да прибаутки описать. Без углов дом не строиться, без пословицы речь не молвится.»
- И действительно, куда бы ни поехал фольклорист, он в любом месте, прислушавшись внимательно, найдёт десятки и сотни народных словечек, кратких речений народной мудрости, остроумных присловий.

3.Работа с раздаточным материалом.
К каким случаям жизни можно применить такие пословицы? Соотнесите пословицу с её лексическим значением. Поставьте рядом необходимые цифры.
4. Работа с учебником.
Чтение пословиц и поговорок, включённых в учебную хрестоматию (с.49-51) и определение их тематики. Выделяются пословицы о родине, трудолюбии и лени, о науке, дружбе, обучении и грамоте, о терпении, жизненном опыте и мудрости человека. В процессе чтения пословиц учитель показывает, где необходимо сделать паузу, а какие слова следует выделить, подчёркивая поучительный смысл пословицы , её вывод. Например: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»
Первая часть пословицы- условия совершения события, а вторая – вывод и поучение, краткое выразительное назидание.
5. Работа с поговорками. Общее и различное в пословицах и поговорках.
- Перед вами пословица и поговорка. Сравним их.
Пословица Поговорка
За двумя зайцами погонишься – За двумя зайцами погнаться.
Ни одного не поймаешь.
- Пословица – законченное суждение, имеющее поучительный смысл. Она сообщает о событии и делает вывод, поучает: не хватайся за несколько дел, из этого ничего не получится. И осуждает тех, кто пытается вопреки жизненному опыту поступить иначе. А поговорка? Сравнивая её с пословицей, учащиеся убеждаются, что поговорка – не законченное суждение, она не поучает, не даёт совета, а выражает лишь чувства, даёт оценку тому или иному поступку человеку.
Досада – надоел, как горькая редька.
Недоумение – свалился, как снег на голову.
6.Работа с раздаточным материалом.
1) – К каким случаям жизни можно применить такие пословицы? Соотнесите пословицу с её лексическим значением. Поставьте рядом необходимые цифры.
2) – Пословица – это обобщение опыта не только русского народа. В этом задании попытаемся обнаружить идейную близость пословиц разных народов мира. К иностранным пословицам первого столбика подберите близкую по значению русскую пословицу, поставьте рядом её номер.
3) – Вспомните и запишите пословицы по двум данным словам.
7. Домашнее задание.
Напишите небольшой рассказ, который уместно завершить одной из приведённых ниже пословиц, озаглавьте своё сочинение.
8.Итог урока. - В каких случаях жизни мы вспоминаем ту или иную пословицу? А когда обращаемся к поговорке?




Пословица
Раздаточный материал к уроку литературы в 5 классе

1)К каким случаям жизни можно применить такие пословицы? Соотнесите пословицу с её лексическим значением. Поставьте рядом необходимые цифры.
В камень стрелять – только стрелы терять.
Старый конь борозды не портит.
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
Цыплят по осени считают.
Ответы: 1.Результат виден не сразу.
2.Опытный человек делу не помеха.
3.Бессмысленная, напрасная работа.
4.Человек без Родины не заслуживает уважения.
2) Пословица – это обобщение опыта не только русского народа. В этом задании попытаемся обнаружить идейную близость пословиц разных народов мира. К иностранным пословицам первого столбика подберите
близкую по значению русскую пословицу, поставьте рядом её номер.
Верный друг – это друг в нужде. 1.Сто голов, сто умов.
(Англия) 2.Лучше синица в руках, чем журавль в
Лучше рябчик в руках, чем два небе.
на ветке. (Карелия) 3.Друзья познаются в беде.
Науки – это ствол баобаба,
который не обнять одному
человеку. (Африка)
3)Вспомните и запишите пословицы по двум данным словам:
Болит – говорит:________________________________________________
Брод – вода:____________________________________________________
Слово – воробей:________________________________________________
Одежда – ум: ___________________________________________________
Труд – рыбка:___________________________________________________
Время – потеха:_________________________________________________
Перо – топор:___________________________________________________
Домашнее задание.
Напишите небольшой рассказ, который уместно завершить одной из приведённых ниже пословиц, озаглавьте своё сочинение.
- Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.
- На хотенье есть терпенье.
- Терпенье и труд всё перетрут.
- Капля камень долбит.
- Деревья скоро садят, да не скоро с них плод едят.
- Дай всякому делу перебродить на своих дрожжах.
Как вы думаете, к какой теме они относятся? Ответив на вопрос, вам будет легче составить рассказ.