Зимние миниатюры

Урок литературы в рамках поточно-группового обучения. 6 класс
Тип урока – продукто-ориентированный
Направление «Литература и творчество»
Тема: «Зимние миниатюры» (сценические миниатюры на стихи русских поэтов о зиме)
Цель: развитие творческих способностей учащихся, навыков работы в команде, раскрытие актерского потенциала.

Наглядность: класс украшен поделками учащихся зимней тематики (рисунки с изображением зимней природы, снежинки), фоторепродукции картин известных художников, слайд-шоу. Для сценических миниатюр подготовлен реквизит, который ученики будут использовать на уроке.

Структура урока

Вступительное слово учителя о зиме. Выразительное чтение стихотворения «Пришла зима». (Параллельно идет слайд-шоу с музыкальным сопровождением.)

Пришла зима ... Вся в белом, как невеста,  Крахмальной юбкой бережно шурша,  Исправив мир изящным взмахом жеста,  Застыла так, что дрогнула душа...  Пришла зима волшебная, как сказка,  Со свитой из снежинок-балерин,  И белая пушистая окраска  Накрыла ветки инеем ворсин ...  Пришла зима морозным серым утром  И дымкой застелила крепкий лед,  Посеребрила сверху перламутром  Скользящий и опасный гололед.  Пришла зима, застыла в онемении,  Чуть заморозив розовым рассвет,  Чтобы поведал всем о возвращении  Ее белейшего Величества... привет!
 

Вопрос классу: за что мы так любим зиму? Почему так много стихов, посвященных этому времени года? Ученики отвечают, что она красива, чиста, что она дарит много надежд, радости. Учитель отмечает, что цель урока в том, чтобы ребята почувствовали радость от прихода зимы и воплотили ее в своих творческих миниатюрах.
Учащиеся разделены на четыре группы. Каждой группе выдается одно стихотворение: А. А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка», Н. А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Крестьянские дети», Д. Хармс «Дворник – Дед Мороз», С. Михалков «Белые стихи».
Самостоятельная работа учащихся в группах (7-10 минут). Ребята выбирают для своей миниатюры реквизит, подбирают музыку, которую они заготовили дома, сохранив на телефонах или плеерах.

Слово учителя. - По-разному приходит зима. Иногда неспешно, чуть пугая нас легким морозцем, а иногда встанешь утром, глянешь в окно, а вокруг все белым-бело. Так и хочется сказать: «Мама, глянь-ка из окошка»
Выступление первой группы. Сценическая миниатюра на стихотворение А.А. Фета «Мама, глянь-ка из окошка».
Слово учителя. - Но зима бывает студеная и суровая, когда хочется надеть теплые рукавицы, меховую шапку и шубу. О такой студеной зимней поре писал свои строки Н. А. Некрасов «Однажды в студеную зимнюю пору».
Выступление второй группы. Миниатюра по отрывку из поэмы «Крестьянские дети» Н. А. Некрасова.
Слово учителя. – Ребята, а без чего не бывает зимы? – Без снега, снегопада. – Да, и мы порой так радуемся ему, подставляя свои ладони, свое лицо навстречу летящим снежинкам. Нам-то радость, зато для дворников снегопад – самое хлопотное дело.
Выступление третьей группы с инсценировкой шуточного стихотворения Даниила Хармса «Дворник – Дед Мороз».
Слово учителя. - Ребята, а какие эпитеты мы подберем с вами к слову зима? Ребята отвечают: чудесная, морозная, чистая, светлая, белая - И именно такой эпитет подобрал Сергей Михалков к своему стихотворению, назвав его «Белые стихи».
Выступление четвертой группы.

Выводы, итоги урока. Оценка сценических миниатюр. Учитель благодарит учащихся за работу и желает им, что нынешняя зима подарила им много радости, много чудесных минут В качестве домашнего задания ребятам предлагается сделать фотоснимки с зимним пейзажем.

15