Тренировочный материал по развитию речи


Часть первая «Сценическая речь и конферанс»
Упражнения и тренинги
1). Артикуляционные упражнения и гимнастика направлены на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности. Перед тем, как перейти к упражнениям для дикции обязательно сделайте артикуляционную гимнастику и разогрейте свой речевой аппарат.
Разработка мягкого неба.
  «Пасть льва» – зевок с закрытым ртом.
  «Маляр» – расслабленным языком в виде лопатки достать до мягкого неба и вернуться к верхним альвеолам (основания нижних и верхних зубов).
  Произносить гласные звуки: А, О,Ы, У,Э, И, с позевыванием.
  Имитировать полоскание горла
Разработка нижней челюсти.
  «Противостояние» – нижняя челюсть давит вниз, кулачки давят снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт.
  Движения челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки, круговые.
Разработка щёк
  «Полоскание» – надувание и втягивание обеих щек одновременно.
  «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.
  «Шарик-2» – напрягаем губы и щёки, пытаемся преодолеть их сопротивление и вытолкнуть шарик – воздух из полости рта наружу (после упражнения в губах должно быть легкое покалывание).
  «Рыбка» – втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть опущена, губы собраны в рыбий рот, поработать – смыкать и размыкать.
Разработка губ.
  «Улыбка – хоботок» – зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10.
  «Хоботок» – вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты.
  «Скольжение» – пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягиваются в улыбке.
  «Кролик» – верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя – вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки.
  «Лошадка» – пофыркали.
  «Бублик» – хоботок, затем округлить губы (зубы сомкнуты), чтобы были видны зубы. Удерживать до 10 секунд.
Разработка языка.
  «Вертушка» – вращать языком по кругу между челюстями и губами с задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти неподвижны).
  «Печем пироги»
  «Месим тесто» – размять язык зубами,
  «Лепим пирог» – похлопать губами по языку,
  «Остужаем пирог» – подуть на кончик языка, находящийся в распластанном положении на нижней губе.
Артикуляционная гимнастика - язык
  «Лопаточка-иголочка» – язык тянуть «иголочкой» до противоположной стены, затем положить «лопаточкой» на нижнюю губу, т. е. расслабить – все выдерживать на счет 10.  «Качели» – дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка.
  «Трубочка» – сложить язык трубочкой, выдвигать вперед-назад, затем выдувать в трубочку воздух.
  «Спираль» – поворачивать язык то на один бок, то на другой.
  «Чашечка» – кончик языка поднять, слегка приподнять края языка, сначала вынести «чашечку-язык» перед губами, затем внести в середину рта. Подуть на кончик носа.
  «Горка» – кончик языка у основания нижних зубов, середина поднята к небу и выгибается дугой, прикасаясь к верхним зубам. Рот приоткрыт, челюсть неподвижна.
  «Внутренний крестик» – кончик языка к верхним альвеолам и к нижним, затем уколы в правую и левую щеку. Не размазываться, все делать точно и четко.
  «Наружный крестик» – кончик языка к верхней губе, затем к нижней, в правый уголок губ и в левый. Движения точные и чистые.
  «Зонтик» – кончик языка вверх к нёбу, удерживать, затем расслабить.
  «Прилипала» – присосать широкий язык к небу, не отрывая языка, открывать и закрывать рог. Закончить щелканьем языка.
  «Болтушка» – бла-бла-бла- расслабленный язык колеблет верхнюю губу.
  «Лошадка» – пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна.
  «Барабан» – язык упирается в верхние зубы, рот приоткрыт, многократно и отчетливо произносим Д-Д-Д, затем ТД - ТД-ТД.
  «Комарик» – язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук 3-3-3
  «Моторчик» – во время длительного произнесения звука Д-Д-Д или 3-3-3 прямым указательным пальцем производить частые колебательные движения из стороны в сторону под языком.
  «Ослик» – кончик языка упирается в нижние основания зубов, с силой произносить звукосочетание ИЕ.
  «Поймаем звук Л» – во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук Л.
Рекомендации: Обратите внимание на то, чтобы во время выполнения артикуляционной гимнастики нагрузка была направлена только на необходимые для работы мышцы. Особенно следите за свободой мышц шейно-плечевого отдела. Для достижения максимальной эффективности темп артикуляционных упражнений должен быть замедленный. Проделав артикуляционную гимнастику и убедившись, что все части речевого аппарата по отдельности работают активно, обратите внимание на общую артикуляцию во время разговора или чтения текстов. Речь должна быть внятной, но ненавязчивой! После артикуляционной гимнастики, переходим к развитию дикции.