Урок. С.Голицын В поход!


Открытый урок по литературному чтению,3класс
С. М. Голицын «В поход!»
Г.Г.Махатова
Учитель начальных классов ГУ СОШ имени Б.Колдасбаева
Цель: Познакомить с произведением С.М.Голицына.
Задачи: - Совершенствовать навыки правильного, выразительного, сознательного, беглого чтения;
- Активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать умения выделять главное, сравнивать, отстаивать своё мнение;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: предметы походного снаряжения, портрет автора, магнитофонная запись песни И. Дунаевского «Весёлый ветер», рюкзак, карточки с вопросами, пазлы: пионерский галстук, пионерский значок, походные вещи ( разрезанные на четыре, пять частей) собрать мозаику.
Ход урока
1.Организационный момент.
Психологический настрой на урок.
Все ребята ровно встали .Глазки на меня подняли.
Сели дружно не зевайте.
На вопросы отвечайте.

Запись песни И. Дунаевского «Весёлый ветер».
- Как вы думаете, какая это песня?
Учитель: Ребята это весёлая песня композитора Исаака Дунаевского настроит вас на разговор об изыскателях и вам захочется отыскать о них книги и прочитать их. И первой станет повесть Сергея Голицына «Сорок изыскателей», глава третья называется «В поход!»
Песня «Весёлый ветер» - одна из любимых песен пионеров. Слово «пионер» попало в русский язык из английского языка.
«Пионер» означает «разведчик», «исследователь», «первый».
Они носили на шее красный галстук в виде косынки, а на груди – пионерский значок. Больше всего любили походы, экспедиции, собирали материал о героях, исторических городах т.е были настоящими изыскателями.
- А у нас в школе есть такие пионеры, они только носят галстуки другого цвета и мы их называем по- другому, как?
- Ребята, а вы любите ходить в походы? А меня вы с собой возьмёте? Как вы думаете, а моя одежда соответствует тому, чтобы пойти в поход?
2. Основная часть урока.
- Прежде, чем начать урок, я предлагаю разделиться на 3 группы, для этого на партах лежат пазлы, вам надо собрать из них мозаику.
*На доске рисунки: «пионерский галстук», «пионерский значок», «походные вещи», у вас должны получиться вот такие рисунки. ( На партах написаны названия команд).
1 группа соберёт рисунок и садятся за парты, где написано «Походные вещи».
2группа соберёт рисунок и садятся за парты, где написано «Пионерский галстук».
3 группа соберёт рисунок и садятся за парты, где написано « Пионерский значок».
Оценивать ваши знания будем стикерами. За каждый правильный ответ 1 стикер.
- Некоторое время назад, мы познакомились с этой повестью и сегодня, я предлагаю вам попробовать себя в роли исследователей.
3. Работа групп.
1 группа – работала над изучением биографии писателя.
2 группа – проводила словарную работу над выяснением слов в толковом словаре (привал, изыскатели, геолог, перламутр)
3 группа – работала над выработкой правил экологического характера (Как вести себя в походе?). Во – вторых: Мы отправляемся в поход, а какие вещи вы возьмёте?
Каждая команда даёт по три ответа, значит получает по 3 стикера.( Учитель подходит к каждой команде, бросает мяч, ученик называет одну походную вещь.
4. Учитель: Именно из этих предметов, сегодня на урок я взяла только восемь, вещи положим в рюкзак тогда, когда выполним определённый этап урока.
1) Чтобы взять Компас – слово предоставляется 1 группе. Слово о писателе. Автор книги Сергей Голицын. Каким он был человеком? Почему решил стать писателем?
2) Фонарик. Книга названа «40 изыскателей». 2 группа в своём исследовательском проекте собирала всю информацию об изыскателях. Слово предоставляется 2 группе.
3) Самый важный и нужный предмет в походе Аптечка, а чтобы её взять прочитаем рассказ по цепочке. ( За хорошее чтение стикер).
Привал – давайте отдохнём.
От зелённого причала
Оттолкнулся теплоход
Раз, два
Он вперёд шагнул сначала,
А потом шагнул назад
Раз, дваА потом поплыл по речке
Набирая полный ход.
Отправляясь в поход нужно знать «правила поведения на природе». Об этом расскажет 3 группа.
Инструктаж по технике безопасности при работе со спичками.
- Куда надо звонить в случае пожара?
Игра «Узнай героя» - за каждый правильный ответ стикер.
1группа: 1. Всегда с фотоаппаратом…
2. Командовала кашеварами?
3.Он спрятался с головой под одеяло и громко стучал зубами?
2 группа: 1.Увидев ключ она предложила остановиться на ночлег?
2. Они забыли ложки?
3.Кто разжёг костёр?
3 группа: 1. Как звали ребят, которые подвесили оба ведра с водой до разжигания костра?
2. Кто предложил варить кашу аргентинским способом?
3. Она единственная ела кашу алюминиевой ложкой?
Эту вещь берут с собой не только дети, но и взрослые – это Мячик.
Работа в «записной книжке туриста».
1 группа – выписать из текста: Как из ракушек сделать ложки? Стикер.
2 группа – Как запечь рыбу необычным способом? Стикер.
3 группа – Можно ли во время грозы прятаться под деревьями? Стикер.
Чтобы взять Карту местности, и положить в рюкзак, 1группа находит и читает предложение о приближении грозы. Стикер.
Чтобы не замёрзнуть, возьмём Одеяло, а для этого 2 группа найдёт и прочитает описание самой грозы. (Во время чтения поставить звук раската грома.)
- Куда пропал Индюшонок? 3 группа найдите и прочитайте, тогда возьмём тёплые Носки.Стикер.
7) Конкурс « Я изыскатель» (названия походных вещей), отметить те предметы, которые нужно взять в поход. Стикер.
- Тогда не было мобильных телефонов, но сейчас без них не обходиться даже ребёнок и я предлагаю взять на всякий случай Сотовый телефон, работа в Записной книжке туриста: - Что необходимо, чтобы совершать далёкие путешествия? (знания,трудовые навыки, смелость, выдержка,умение приходить на помощь друг другу.)
5. Обобщение.
- Итак отрывок из какой повести, мы прочитали?
- Как называется этот отрывок?
- Хочется ли читать дальше?
- Чему учит это произведение?
* Посчитаем стикеры. Оценивание ответов учащихся.
* Д/з: читать, ответить на вопросы.